Главная  Альфа и Омега  Библиотека  Тексты  Форум

  
Регистрация в портале  Логин:   Пароль:    

Агни Йога и Теософия. Форум журнала "Грани эпохи"
Правила конференции | Рекомендации для участников форума
Ссылки: Этико-философский журнал "Грани эпохи" | Орифламма | сайт Общества Агни Йоги (NY)
            старый форум (архив)
Вернуться к дереву соообщенийДерево сообщений  ПоискПоиск  Новая темаНовая тема  НастройкиНастройки 
Re: "Жизненная драма Платона". Владимир Соловьев.

03/05/2005 06:58

ninniku
Ответ на   "Жизненная драма Платона". Владимир Соловьев.

Кое-что о "Законах" Платона.
То ли Родной, то ли Соловьев умалчивают.

"Законы" Платона есть самый последний его труд. Он остался не завершенным композиционно, а это очень важно для диалектического метода, который использовал Платон. Именно поэтому к "Законам" существует определенное недоверие со стороны исследователей. Его даже приписывают не самому Платому, а его ученикам. Якобы они скомпилировали диалог из его высказываний и записей.
Все это рассказано в предисловии Е.И. Темнова к изданию "Государство. Законы. Политик" М.1998 г.

Для полноты картины к "Законам" стали публиковать и "Послезаконие". Это вообще не диалог, а монолог. Его уже точно не приписывают Платону, а неизвестному его ученику. Якобы он и обобщил все сказанное Платоном. Темнов подвергает критике распространенную точку зрения на "Законы" как на отход Платона от Учения Сократа и якобы его слабую философскую базу.
Основная идея "Законов" по Платону в изложении Темнова такова:
Формулировка основного принципа законодательства - законодательство должно основываться не на интересах войны и не на интересах гражданского междоусобия. Законодательство должно быть основано на добродетели, взятой во всей её совокупности и на справедливости, имеющей целью всеобщий мир и безопасность граждан, а не войну и приобретение богатства.
А вот что сказал сам Платон устами Афинянина: Мир же - это всеобщее дружелюбие. И победа государства над самим собой относится, конечно, не к области наилучшего, но к области необходимого.

Вот в этом ключе и нужно понимать "Законы". Не конкретные меры законов, не их воплощение - было целью написания диалога, а именно формулировка ИДЕИ что есть законодательство и каково его место в созидании "прекраснейшей ткани государства" - ткани всеобщего дружелюбия. Такая реализация идеи не возможна в классовом государстве, не возможна она и сейчас, когда, как говорят, классов вроде не существует, а есть социальные слои - страты, деление которых во многом упирается в имущественные отношения. Пока существуют имущественные отношения и приоритет отдается собственности - идеальных законов, как и идеального государства быть не может. Даже если вдруг попадутся идеальные политики.

Идеи "Законов" уравновешены во многом другими диалогами и прежде всего "Государством" и "Политиком". Именно они дали определенную модель построения государства будущего, основанного на идее сословий, воплощающих принцип социального единства. Вот как у Темнова: У Платона сословия существуют исключительно ради целей социального единства и справделивости, они не являются непреодолимыми, основания для вхождения в "касту" - свойства души, предрасположенности и способности людей. При этом "нижняя каста" в материальном отношении стоит неизмеримо выше "верхних", обладая собственностью и деньгами. В "Политике" Платон вывел идею Власти, основанную на мужестве и благоразумии. Идеальный правитель или правители (он объяснил разницу) - это сумма необходимых качеств, уравновешивающих одним другое. В "Законах" сформулирована, хотя и не раскрыта до конца, идея законодательства. Это и есть ТРИ КИТА идеального государства.

Вы обратите внимание на цель ИДЕАЛЬНОГО государства и его законов. Она заключена в довольно сложной дефиниции - в Природной несправделивости. Люди рождаются неравными в своих способностях. Сильные, но глупые, устанавливают Закон кулака. Слабые, но умные, объединяются и устанавливают законы против сильных. А сильные и умные могут попрать и тех и других. Чтобы уравновесить это противоречие Платон устанавливает систему сословий, где функции законодателей отданы Мудрым, правителей - способным, остальные (и сильные и слабые) должны им подчиняться. С учетом того, что сословия проницаемы, справделивый принцип осуществления власти может быть установлен.

Позвольте заметить, что диалог композиционно не был завершен. Платон умер, не дописав его. Что это значит? Это значит, что даилектически не было выстроено единство противоположностей. Многие начальные тезисы, которые послужили началом и затравкой якобы дискуссии так и не были уравновешены в завершении. Для понимания всего творчества Платона - это очень важно. Я думаю, в "Законах" мы бы столкнулись в конце с очень интересными перверсиями, уравновешивающими многие сентенции, сказанные вначале.

Мое личное мнение, которое основывается на том, что я прочитал, подсказывает мне, что Платон прекрасно видел ИДЕАЛЬНУЮ модель государства, законов и политической власти. Очень глубоко. Проблема для него состояла не в их развитии или разработке, а в формулировке. Поскольку для древнегреческого общества и терминологических особенностей языка, думаю, было очень не легко сформулировать все видение ИДЕИ.

Если кто-то читал Компанелла "Город Солнца", то может увидеть очень много схожего в видении государства у Платона и у него. Но Компанелла не претендовал на разработку идеи, а описывал якобы свое видение (ударение на второй слог).

Чтобы понять Платона нужен ключ. Ключ он дает сам, назвав его словом ИДЕЯ. Это категория, которая является пределом развития материи и одновременно некой демиургической величиной. Моделью, входящей в материю, оживляющей её и восхоящей к пределу в своем совершенствовании.

Конкретно-историческое прочтение Платона наряду с некоторой пользой приносит вред пониманию сути всего им сказанного. Соловьев, хоть и был религиозным философом, но страдал как и марксисты одной крайностью. Если с точки зрения последних все развитие истории и человечества до Маркса были лишь ПРЕДЫСТОРИЕЙ, подготовительным этапом к явлению ИСТИНЫ, то для Соловьева точно также все что было ДО ХРИСТА - предыстория. Якобы явление СЛОВА ВО ПЛОТИ - отменило старозаконие и старую историю. Соловьев увидел драму в своем сознании и не понимании идеальной концепции "Законов".

Мне же ближе точка зрения Л.Гумилева, который считал, что история вообще не имеет непрерывного процесса. С его точки зрения исторический процесс на земле есть следствие космических ритмов и излучений, и потому его события не обусловлены исключительно земными вещами, а скорее космическими. С этой точки зрения Учение Платона может быть наивысшим откровением и отменить его последующими событиями автоматически нельзя. У него своя судьба и своя жизнь, которая, на мой взгляд, опережает нашу жизнь на эоны.

 

 


Ответить   
  1. Re: "Жизненная драма Платона". Владимир Соловьев. - ninniku от 03/05/2005 06:58
    1. А драма ли... - Ирина2 от 03/05/2005 09:15
      1. Re: А драма ли... - ninniku от 03/05/2005 10:36
    2. принудительное добро - Азор от 03/05/2005 11:01
      1. Re: принудительное добро - Ирина2 от 03/05/2005 11:11
        1. о домашних животных... - Rodnoy от 03/05/2005 17:37
          1. Re: о домашних животных... - Георгий от 03/05/2005 18:34
            1. об игрушках... - Rodnoy от 03/05/2005 20:10
              1. Re: об игрушках... - Ирина2 от 03/05/2005 20:48
                1. о законах... - Rodnoy от 03/05/2005 22:14
                  1. Re: о законах... - Ирина2 от 03/05/2005 22:22
                2. О будущем государстве Платона - ninniku от 04/05/2005 02:37
                  1. Re: О будущем государстве Платона - Ирина2 от 04/05/2005 08:51
                    1. Re: О будущем государстве Платона - ninniku от 05/05/2005 01:09
                      1. Re: О будущем государстве Платона - Азор от 05/05/2005 09:06
                        1. Re: О будущем государстве Платона - Александр от 05/05/2005 15:52
                          1. Re: О будущем государстве Платона - Азор от 06/05/2005 00:11
                            1. Re: О будущем государстве Платона - Александр от 06/05/2005 11:49
                              1. Re: О будущем государстве Платона - Азор от 06/05/2005 15:33
                                1. Re: О будущем государстве Платона - Александр от 06/05/2005 16:39
                                  1. Re: О будущем государстве Платона - Азор от 06/05/2005 17:54
                            2. Re: О будущем государстве Платона - sova от 12/05/2005 21:29
              2. о куклах... - Георгий от 03/05/2005 23:07
                1. о принятии... - Rodnoy от 03/05/2005 23:45
                  1. Re: о принятии... - Георгий от 04/05/2005 00:00
                  2. Re: о принятии... - ninniku от 04/05/2005 02:48
      2. Re: принудительное добро - Anonymous от 03/05/2005 12:55
        1. Re: принудительное добро - LAWS OF LIFE (на русском :-)) от 03/05/2005 19:04
          1. Re: принудительное добро - ninniku от 04/05/2005 02:52
      3. платоники как кандидаты в палачи - Азор от 03/05/2005 18:27
        1. Re: платоники как кандидаты в палачи - Anonymous от 03/05/2005 18:47
        2. Re: платоники как кандидаты в палачи - Александр от 03/05/2005 18:55
          1. УК Платона и УК цивилизованных стран - Азор от 03/05/2005 22:58
            1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - ninniku от 04/05/2005 03:03
            2. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Александр от 04/05/2005 10:57
              1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Anonymous от 04/05/2005 17:29
              2. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Азор от 04/05/2005 23:31
                1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Александр от 05/05/2005 15:08
                  1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Азор от 06/05/2005 01:31
                    1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Александр от 06/05/2005 13:29
                      1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Азор от 06/05/2005 15:54
                      2. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Александр от 06/05/2005 16:34
                        1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Азор от 06/05/2005 19:23
                          1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - ninniku от 09/05/2005 05:53
                            1. фатальные дефекты демократии? - Азор от 09/05/2005 09:51
                              1. Re: фатальные дефекты демократии? - Ирина2 от 09/05/2005 12:16
                                1. Re: фатальные дефекты демократии? - Азор от 09/05/2005 17:00
                                  1. ?? - Ирина2 от 09/05/2005 19:36
                                    1. Re: ?? - Азор от 09/05/2005 21:43
                                      1. Re: ?? - Ирина2 от 09/05/2005 22:09
                                        1. Re: ?? - Азор от 10/05/2005 02:43
                              2. Re: фатальные дефекты демократии? - ninniku от 11/05/2005 08:55
                                1. Re: фатальные дефекты демократии? - Азор от 11/05/2005 22:56
              3. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Азор от 04/05/2005 23:40
                1. Об "инакомыслии" - ninniku от 05/05/2005 07:08
        3. замечание Азору - Модератор от 03/05/2005 18:59
          1. ответ модератору - Азор от 03/05/2005 20:25
            1. Азору - Модератор от 03/05/2005 21:37
              1. Re: Азору - Азор от 03/05/2005 22:42
        4. Re: платоники как кандидаты в палачи - Ирина2 от 03/05/2005 20:52
          1. Re: платоники как кандидаты в палачи - Азор от 03/05/2005 21:32
            1. Re: платоники как кандидаты в палачи - Ирина2 от 03/05/2005 21:42
              1. свободная воля - Азор от 03/05/2005 22:40
                1. Re: свободная воля - Ирина2 от 03/05/2005 23:05
                  1. Re: свободная воля - Anonymous от 04/05/2005 01:07
                    1. Re: свободная воля - ninniku от 04/05/2005 03:15
          2. Re: платоники как кандидаты в палачи - Anonymous от 03/05/2005 22:13
            1. Re:кандидаты - Ирина2 от 03/05/2005 22:52
              1. Re:кандидаты - Азор от 03/05/2005 23:28
                1. Re:кандидаты - ninniku от 04/05/2005 03:26
                  1. инакомыслие как психзаболевание - Азор от 04/05/2005 08:52
                    1. Re: инакомыслие как психзаболевание - Ирина2 от 04/05/2005 09:54
                      1. Re: инакомыслие как психзаболевание - Читатль от 05/05/2005 07:00
                        1. сдача с двух копеек (two cents worth) - Азор от 05/05/2005 08:01
                          1. И ещё раз об инакомыслии - ninniku от 05/05/2005 08:14
                            1. Re: И ещё раз об инакомыслии - Азор от 05/05/2005 09:20
                              1. Re: И ещё раз об инакомыслии - Ирина2 от 05/05/2005 09:34
                          2. Re: сдача с двух копеек (two cents worth) - Читатль от 05/05/2005 10:04
                          3. такими же методами - “cogito, ergo sum” от 05/05/2005 13:38
                2. Re:кандидаты - Ирина2 от 04/05/2005 09:57
                3. Re:кандидаты - Anonymous от 04/05/2005 19:30
                  1. Re:кандидаты - Ирина2 от 04/05/2005 22:30
                  2. Re:кандидаты - Ирина2 от 08/05/2005 00:20
                    1. Re:кандидаты - Азор от 08/05/2005 03:20
                      1. Re:кандидаты - Михаил (_P) от 12/05/2005 12:06
            2. Можно выразить сочувствие автору - ninniku от 04/05/2005 08:48
              1. личный выпад - Азор от 04/05/2005 08:57
                1. Re: личный выпад - ninniku от 05/05/2005 01:06

Agni-Yoga Top Sites
Авторские права © 2003 "ГРАНИ ЭПОХИ". Все права защищены.