Главная  Альфа и Омега  Библиотека  Тексты  Форум

  
Регистрация в портале  Логин:   Пароль:    

Агни Йога и Теософия. Форум журнала "Грани эпохи"
Правила конференции | Рекомендации для участников форума
Ссылки: Этико-философский журнал "Грани эпохи" | Орифламма | сайт Общества Агни Йоги (NY)
            старый форум (архив)
Вернуться к дереву соообщенийДерево сообщений  ПоискПоиск  Новая темаНовая тема  НастройкиНастройки 
принудительное добро

03/05/2005 11:01

Азор
Ответ на   Re: "Жизненная драма Платона". Владимир Соловьев.

Решающий тест - или один из таких тестов - справедливости политической системы состоит в выяснении ее отношения к диссидентам. Наивная вера в то, что благие пожелания служат достаточным оправданием системы, сменились сначала подозрениями, что в благообразии может крыться какой-то подвох, а затем детальным анализом и диагнозом, который нашел классически четкое выражение в работах Достоевского (см. ниже цитаты из "Миросозерцание Достоевского" Бердяева).

В политической утопии Платона, да и не только в ней, всё прекрасно, если субьекты согласны с правилами игры. А если находятся несогласные и инакомыслящие? Ninniku и другие обходят эту проблему молчанием, но Платон ничего не скрывает. Он предписывает суровые меры подавления инакомыслия, а для его избежания - абсолютный контроль над всеми сферами общественной жизни и над жизнью каждого человека в отдельности. Н. Бердяев , следуя Достоевскому, показывает, что самая прекрасная утопия ("хрустальный дворец") превращается в тиранию, если она проповедует принудительное добро и отнимает у человека свободу выбора, включая свободу совершать ошибки и даже зло. "Принудительное добро не есть уже добро, оно перерождается в зло."

Это и есть то, что называется тоталитаризмом; я раньше употребил этот термин (политическая утопия Платона как "детально разработанный тоталитарный бред") не как ругательство, а как резкую характеристику.

Что, господа, забыли об этом? Никогда не слыхали о тоталитаризме, родившись или прожив часть жизни в тоталитарном государстве? Некий учитель пишет:

"Разговаривал тут с двумя своими учениками, 8-классниками. Им сейчас, соответственно, 14 лет, год рождения — 1987-88. Зашел разговор о «Повелителе мух» Голдинга и о «Драконе» Шварца. В ходе разговора выплыло слово «тоталитаризм». Дети спросили: «А что это такое?» Я сначала как-то опешил, а потом подумал: «Это же просто здорово, что появилось поколение, не знающее, что такое тоталитаризм!»."

Здорово? Нет, это страшно: эти дети не усвоили исторический опыт, выстраданный своей родиной, и поэтому если гидра тоталитаризма опять подымет голову, они ее, возможно, не распознают и примут.

---------------------

Истина делает человека свободным, но человек должен свободно принять Истину, он не может быть насильственно, по принуждению к ней приведен. Христос дает человеку последнюю свободу, но человек должен свободно принять Христа. "Ты возжелал свободной любви человека, чтобы свободно пошел он за Тобой, прельщенный и плененный Тобой" (слова Великого Инквизитора). В этом свободном принятии Христа - все достоинство христианина, весь смысл акта веры, который и есть акт свободы. Достоинство человека, достоинство его веры предполагает признание двух свобод: свободы добра и зла и свободы в добре, свободы в избрании Истины и свободы в Истине. Свобода не может быть отождествлена с добром, с истиной, с совершенством. Свобода имеет свою самобытную природу, свобода есть свобода, а не добро. И всякое смешение и отождествление свободы с самим добром и совершенством есть отрицание свободы, есть признание путей принуждения и насилия. Принудительное добро не есть уже добро, оно перерождается в зло. Свободное же добро, которое есть единственное добро, предполагает свободу зла. В этом трагедия свободы, которую до глубины исследовал и постиг Достоевский. В этом скрыта тайна христианства. Раскрывается трагическая диалектика. Добро не может быть принудительным, нельзя принудить к добру. Свобода добра предполагает свободу зла. Свобода же зла ведет к истреблению самой свободы, к перерождению в злую необходимость. Отрицание же свободы зла и утверждение исключительной свободы добра тоже ведет к отрицанию свободы, к перерождению свободы в добрую необходимость. Но добрая необходимость не есть уже добро, ибо добро предполагает свободу.

Христианская мысль была сдавлена двумя опасностями, двумя призраками - злой свободы и доброго принуждения. Свобода погибала или от раскрывавшегося в ней зла, или от принуждения в добре. Костры инквизиции были страшными свидетельствами этой трагедии свободы, трудности разрешить ее даже для христианского сознания, просвещенного светом Христовым. Отрицание первой свободы, свободы в вере, в принятии истины должно вести к учению о предопределении. Сама Истина приводит к себе, без участия свободы. Мир католический соблазнился свободой, склонялся к отрицанию свободы, отрицанию свободы веры, свободы совести, к насилию в истине и добре. Мир православный не так был этим соблазнен, но и в нем не была еще вполне раскрыта истина о свободе.

Путь свободы есть путь нового человека христианского мира. Античный человек или человек древнего Востока не знал этой свободы, он был закован в необходимости, в природном порядке, покорен року. Только христианство дало человеку эту свободу, первую свободу и последнюю свободу. В христианстве открылась не только свобода второго Адама, вторично в духе рожденного человека, но и свобода первого Адама, не только свобода добра, но и свобода зла. Греческая мысль допускала лишь рациональную свободу. Христианство открывает также иррациональное начало свободы. Иррациональное начало раскрывается в содержании жизни, и в нем скрыта тайна свободы. Эллинское сознание боялось этого иррационального содержания, как беспредельного - апэйрон, как материи, оно боролось с ним началом формы, внесением предела - пэрос. Поэтому грек созерцал мир замкнутым формой, пределом, не видел далей. Человек христианского мира не боится уже так бесконечностй, бесконечного содержания жизни. Ему раскрывается бесконечность, разверзаются дали. С этим связано иное отношение к свободе у человека нового христианского мира, чем у человека античного.

У Достоевского была идея, что без свободы греха и зла, без испытания свободы мировая гармония не может быть принята. Он восстает против всякой принудительной гармонии, будет ли она католической, теократической или социалистической. Свобода человека не может быть принята от принудительного порядка, как его дар. Свобода человека должна предшествовать такому порядку и такой гармонии. Через свободу должен идти путь к порядку и гармонии, к мировому соединению людей. Нелюбовь Достоевского к католичеству и социализму, как будет видно дальше, связана с этой невозможностью примириться с принудительным порядком и гармонией. Свободу человеческого духа противополагает он и католичеству, и социализму. В этом смысл бунта джентльмена с насмешливой и ретроградной физиономией. Достоевский не принимает ни того рая, в котором невозможна еще свобода духа, ни того рая, в котором она уже невозможна. Человек должен был пройти через выпадение из принудительного миропорядка, должен через свободу своего духа провести миропорядок. Вера, на которой хотел Достоевский организовать общественный порядок, должна быть свободной верой. На свободе человеческой совести покоится эта вера. "Через горнило сомнений моя Осанна прошла",- пишет Достоевский о себе. И он хотел бы, чтобы всякая вера была закалена в горниле сомнений. Достоевский был, вероятно, самым страстным защитником свободы совести, какого только знал христианский мир. "Свобода их веры Тебе была дороже всего",- говорит Великий Инквизитор Христу. И он мог это сказать самому Достоевскому: "Ты возжелал свободной любви человека". "Вместо твердого древнего закона,- свободным сердцем должен был человек решать впредь сам, что добро и что зло, имея в руководстве Твой образ лишь перед собой". В этих словах Великого Инквизитора Христу чувствуется исповедание веры самого Достоевского. Он отвергает "чудо, тайну и авторитет" как насилие над человеческой совестью, как лишение человека свободы его духа.

Ответить   
  1. принудительное добро - Азор от 03/05/2005 11:01
    1. Re: принудительное добро - Ирина2 от 03/05/2005 11:11
      1. о домашних животных... - Rodnoy от 03/05/2005 17:37
        1. Re: о домашних животных... - Георгий от 03/05/2005 18:34
          1. об игрушках... - Rodnoy от 03/05/2005 20:10
            1. Re: об игрушках... - Ирина2 от 03/05/2005 20:48
              1. о законах... - Rodnoy от 03/05/2005 22:14
                1. Re: о законах... - Ирина2 от 03/05/2005 22:22
              2. О будущем государстве Платона - ninniku от 04/05/2005 02:37
                1. Re: О будущем государстве Платона - Ирина2 от 04/05/2005 08:51
                  1. Re: О будущем государстве Платона - ninniku от 05/05/2005 01:09
                    1. Re: О будущем государстве Платона - Азор от 05/05/2005 09:06
                      1. Re: О будущем государстве Платона - Александр от 05/05/2005 15:52
                        1. Re: О будущем государстве Платона - Азор от 06/05/2005 00:11
                          1. Re: О будущем государстве Платона - Александр от 06/05/2005 11:49
                            1. Re: О будущем государстве Платона - Азор от 06/05/2005 15:33
                              1. Re: О будущем государстве Платона - Александр от 06/05/2005 16:39
                                1. Re: О будущем государстве Платона - Азор от 06/05/2005 17:54
                          2. Re: О будущем государстве Платона - sova от 12/05/2005 21:29
            2. о куклах... - Георгий от 03/05/2005 23:07
              1. о принятии... - Rodnoy от 03/05/2005 23:45
                1. Re: о принятии... - Георгий от 04/05/2005 00:00
                2. Re: о принятии... - ninniku от 04/05/2005 02:48
    2. Re: принудительное добро - Anonymous от 03/05/2005 12:55
      1. Re: принудительное добро - LAWS OF LIFE (на русском :-)) от 03/05/2005 19:04
        1. Re: принудительное добро - ninniku от 04/05/2005 02:52
    3. платоники как кандидаты в палачи - Азор от 03/05/2005 18:27
      1. Re: платоники как кандидаты в палачи - Anonymous от 03/05/2005 18:47
      2. Re: платоники как кандидаты в палачи - Александр от 03/05/2005 18:55
        1. УК Платона и УК цивилизованных стран - Азор от 03/05/2005 22:58
          1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - ninniku от 04/05/2005 03:03
          2. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Александр от 04/05/2005 10:57
            1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Anonymous от 04/05/2005 17:29
            2. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Азор от 04/05/2005 23:31
              1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Александр от 05/05/2005 15:08
                1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Азор от 06/05/2005 01:31
                  1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Александр от 06/05/2005 13:29
                    1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Азор от 06/05/2005 15:54
                    2. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Александр от 06/05/2005 16:34
                      1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Азор от 06/05/2005 19:23
                        1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - ninniku от 09/05/2005 05:53
                          1. фатальные дефекты демократии? - Азор от 09/05/2005 09:51
                            1. Re: фатальные дефекты демократии? - Ирина2 от 09/05/2005 12:16
                              1. Re: фатальные дефекты демократии? - Азор от 09/05/2005 17:00
                                1. ?? - Ирина2 от 09/05/2005 19:36
                                  1. Re: ?? - Азор от 09/05/2005 21:43
                                    1. Re: ?? - Ирина2 от 09/05/2005 22:09
                                      1. Re: ?? - Азор от 10/05/2005 02:43
                            2. Re: фатальные дефекты демократии? - ninniku от 11/05/2005 08:55
                              1. Re: фатальные дефекты демократии? - Азор от 11/05/2005 22:56
            3. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Азор от 04/05/2005 23:40
              1. Об "инакомыслии" - ninniku от 05/05/2005 07:08
      3. замечание Азору - Модератор от 03/05/2005 18:59
        1. ответ модератору - Азор от 03/05/2005 20:25
          1. Азору - Модератор от 03/05/2005 21:37
            1. Re: Азору - Азор от 03/05/2005 22:42
      4. Re: платоники как кандидаты в палачи - Ирина2 от 03/05/2005 20:52
        1. Re: платоники как кандидаты в палачи - Азор от 03/05/2005 21:32
          1. Re: платоники как кандидаты в палачи - Ирина2 от 03/05/2005 21:42
            1. свободная воля - Азор от 03/05/2005 22:40
              1. Re: свободная воля - Ирина2 от 03/05/2005 23:05
                1. Re: свободная воля - Anonymous от 04/05/2005 01:07
                  1. Re: свободная воля - ninniku от 04/05/2005 03:15
        2. Re: платоники как кандидаты в палачи - Anonymous от 03/05/2005 22:13
          1. Re:кандидаты - Ирина2 от 03/05/2005 22:52
            1. Re:кандидаты - Азор от 03/05/2005 23:28
              1. Re:кандидаты - ninniku от 04/05/2005 03:26
                1. инакомыслие как психзаболевание - Азор от 04/05/2005 08:52
                  1. Re: инакомыслие как психзаболевание - Ирина2 от 04/05/2005 09:54
                    1. Re: инакомыслие как психзаболевание - Читатль от 05/05/2005 07:00
                      1. сдача с двух копеек (two cents worth) - Азор от 05/05/2005 08:01
                        1. И ещё раз об инакомыслии - ninniku от 05/05/2005 08:14
                          1. Re: И ещё раз об инакомыслии - Азор от 05/05/2005 09:20
                            1. Re: И ещё раз об инакомыслии - Ирина2 от 05/05/2005 09:34
                        2. Re: сдача с двух копеек (two cents worth) - Читатль от 05/05/2005 10:04
                        3. такими же методами - “cogito, ergo sum” от 05/05/2005 13:38
              2. Re:кандидаты - Ирина2 от 04/05/2005 09:57
              3. Re:кандидаты - Anonymous от 04/05/2005 19:30
                1. Re:кандидаты - Ирина2 от 04/05/2005 22:30
                2. Re:кандидаты - Ирина2 от 08/05/2005 00:20
                  1. Re:кандидаты - Азор от 08/05/2005 03:20
                    1. Re:кандидаты - Михаил (_P) от 12/05/2005 12:06
          2. Можно выразить сочувствие автору - ninniku от 04/05/2005 08:48
            1. личный выпад - Азор от 04/05/2005 08:57
              1. Re: личный выпад - ninniku от 05/05/2005 01:06

Agni-Yoga Top Sites
Авторские права © 2003 "ГРАНИ ЭПОХИ". Все права защищены.