Поскольку ни одна демократия не озабочена духовным воспитанием своих подданных,...
Если, говоря о демократии, Вы имели в виду органы демократического государства, то Ваше утверждение неадекватно. (И, кстати, в демократии нет "подданных", а есть граждане, имеющие права и обязанности перед законом, а не перед государством.) В демократических государствах, в которых церковь отделена от государства, это не дело государства заботиться о духовном воспитании граждан. Ответственность за духовное воспитание детей лежит на родителях. Считается, что совершеннолетние лучше знают, что им нужно в духовном отношении, и должны сами сделать выбор. Есть такие, которые берут ответственность за свое духовное совершенствование на себя, а иные вручают заботу о своем духовном благополучии священнику, гуру, или духовной организации. Государство не имеет права нарушать (напр., путем регулирования) свободу совести граждан.
...то и власть народа обращается во власть толпы.
В современных демократиях, в отличие от небольших древнегреческих городов-государств (полисов), демократия не является властью толпы. Политическая воля граждан выражается через отдельных влиятельных людей и особенно через всевозможные организации и группы: политические партии, профсоюзы, ассоциации (профессиональные, экологические, деловые, пенсионеров, любителей животных, защитников абортов, противников абортов,...), бизнесами через лоббиистов, через СМИ, и т. д. Бывает и так, что толпы выплескиваются на улицы, демонстрируют, возможно оказывают на что-то влияние, но это происходит нечасто. Политическая власть находится в руках выборных представителей на разных уровнях (от президента страны до местного горсовета). Бывает, что некоторые вопросы выносятся не референдум, но это тоже случается нечасто.
Первейшая и лучая Демократия осудила на смерть величайшего из людей - Сократа. Толпа же потребовла от власти казни Христа.
Первейшая - да, но лучшая - нет. С нашей точки зрения, афинская демократия была несовершенной, т.к. она, например, не допускала свободу совести. Религия и воспитание были государственным делом. Поэтому два обвинения против Сократа (безбожие и развращение молодежи) рассматривались его судьями как серьезные преступления. В.С. Нарсесянц пишет в статье о судебном процессе Сократа:
"Обвинение Сократа в развращении молодежи было на суде расшифровано его противниками весьма обстоятельно. Обвинители указали на следующие направления пагубного воздействия Сократа на юношество: Сократ внушал своим слушателям презрение к существующим демократическим порядкам и законам, толкая их тем самым к насилию; учениками Сократа были Алкивиад и Критий, нанесшие большой вред афинскому полису; Сократ, ссылаясь на худшие места из знаменитых поэтов, учил неуважению к простому народу, преступлениям и тирании; Сократ настраивал юношей против их родителей, родственников и друзей, выставляя последних в смешном и глупом виде."
Было бы логично думать, что Платон вынес из осуждения Сократа антипатию к политическим процессам. Ан нет. Он полностью перенес в свой проект идеального государства те особенности афинской демократии, жертвой которых стал Сократ: судебное преследование нечестия и крамольных мыслей и суровое наказание за моральное развращение (понимаемое как сеяние сомнения в установленной идеологии).
Демократия - худшее из народоустройств, пока все люди не стали совершенными.
Эта фраза не совсем вразумительна.
Худшее для кого - для Вас? Большинство людей в западном мире придерживаются несколько другого мнения: "Демократия плохой строй, но пока ещё никто не придумал ничего лучше" (У. Черчиль). |