Вам надо определение? Ну, можно назвать этот тип государства правлением мудрых (для которых власть - Жертва), плюс демократия для остальных. Если понимать демократию не как неограниченную свободу (можно всё - пока не поймали), а как свободу плюс ответственность, права плюс обязанности, в рамках существующих законов.
Я решил, чтобы не оставлять Вашего любопытства не до конца удовлетворенным, отложить другие дела и дать более развернутое понимание этого краткого определения. Получается, уже "в догонку" ...
fficeffice" />
Правление философов, или мудрых – это очень важный, если не центральный принцип в государстве Платона. Править в идеальном государстве должны не просто лучшие и самые достойные - этого мало. Они должны быть мудрыми – т.е. постигшими Истину, Красоту и Благо, освободившимися от земных вожделений и страстей, и устремленными только к божественным «материям».
Освобождение от земных вожделений и страстей есть гарантия от своекорыстного и несправедливого правления. Платон даже говорит, что такие люди вряд ли захотят стать правителями - для них принятие на себя бремени власти есть Жертва. Если они и примут власть, то только движимые состраданием и желанием помочь своим согражданам привести их души к божественной гармонии. Но чтобы мочь привести души граждан к усовершенствованию, а государство в целом к гармонии и благополучию – надо знать, в чем состоит эта божественная гармония и каковы пути ее достижения.
Подчеркну еще раз, правители идеального государства и сами должны соответствовать идеалу как по своим нравственным качествам, так и по своим знаниям. Без этого центрального принципа – идеальное государство просто не возможно.
И этот принцип исключительно редко встречается в реальных государствах. А демократия вообще не может обеспечить этого принципа – ни по критерию нравственных качеств, ни по критерию мудрости своих правителей. Разве что, в результате счастливой случайности. И получается – слепые (и безнравственные) ведут слепых.
Поэтому в государстве Платона правители, не полагаясь на случай, сами готовят себе смену, выбирая из стражей самых достойных и разумных, и помогая им достичь мудрости (знания и бесстрастия). Получается не «чистая» демократия, а с элементами иерархичности.
Все остальные должности в идеальном государстве являются выборными – по вполне демократическим процедурам. Важное отличие от современных «демократий» - законы обязательны для всех, в первую очередь для правителей и должностных лиц. Возможно, в современных «демократиях» этот принцип тоже постулируется (хотя вряд ли, например, есть такое понятие как «депутатская неприкосновенность») – но нет механизмов для его реального соблюдения.
Еще одно отличие – по Платону, с чем я согласен, люди не равны от природы, по своим качествам и способностям. Поэтому принципиальное равенство прав и обязанностей имеет поправку на это неравенство «по природе». Это тоже элемент естественного иерархического устройства в общей демократической канве. По-моему, вполне разумно.
Впрочем, я не большой знаток принципов различных государственных устройств. Может быть, я неправомерно называю это демократией. Но существенные элементы демократии в государстве Платона, на мой взгляд, есть. Наряду с существенными элементами иерархического устройства. |