Главная  Альфа и Омега  Библиотека  Тексты  Форум

  
Регистрация в портале  Логин:   Пароль:    

Агни Йога и Теософия. Форум журнала "Грани эпохи"
Правила конференции | Рекомендации для участников форума
Ссылки: Этико-философский журнал "Грани эпохи" | Орифламма | сайт Общества Агни Йоги (NY)
            старый форум (архив)
Вернуться к дереву соообщенийДерево сообщений  ПоискПоиск  Новая темаНовая тема  НастройкиНастройки 
Re: УК Платона и УК цивилизованных стран

06/05/2005 16:34

Александр
Ответ на   Re: УК Платона и УК цивилизованных стран

Вам надо определение? Ну, можно назвать этот тип государства правлением мудрых (для которых власть - Жертва), плюс демократия для остальных.  Если понимать демократию не как неограниченную свободу (можно всё - пока не поймали), а как свободу плюс ответственность, права плюс обязанности, в рамках существующих законов.

Я решил, чтобы не оставлять Вашего любопытства не до конца удовлетворенным, отложить другие дела и дать более развернутое понимание этого краткого определения. Получается, уже "в догонку" ...

 fficeffice" />

Правление философов, или мудрых – это очень важный, если не центральный принцип в государстве Платона. Править в идеальном государстве должны не просто лучшие и самые достойные -  этого мало. Они должны быть мудрыми – т.е. постигшими Истину, Красоту и Благо, освободившимися от земных вожделений и страстей, и устремленными только к божественным «материям».

Освобождение от земных вожделений и страстей есть гарантия от своекорыстного и несправедливого правления. Платон даже говорит, что такие люди вряд ли захотят стать правителями - для них принятие на себя бремени власти есть Жертва. Если они и примут власть, то только движимые состраданием и желанием помочь своим согражданам привести их души к божественной гармонии. Но чтобы мочь привести души граждан к усовершенствованию, а государство в целом к гармонии и благополучию – надо знать, в чем состоит эта божественная гармония и каковы пути ее достижения.

Подчеркну еще раз, правители идеального государства и сами должны соответствовать идеалу как по своим нравственным качествам, так и по своим знаниям. Без этого центрального принципа – идеальное государство просто не возможно.

И этот принцип исключительно редко встречается в реальных государствах. А демократия вообще не может обеспечить этого принципа – ни по критерию нравственных качеств, ни по критерию мудрости своих правителей. Разве что, в результате счастливой случайности. И получается – слепые (и безнравственные) ведут слепых.

Поэтому в государстве Платона правители, не полагаясь на случай, сами готовят себе смену, выбирая из стражей самых достойных и разумных, и помогая им достичь мудрости (знания и бесстрастия).  Получается не «чистая» демократия, а с элементами иерархичности.

Все остальные должности в идеальном государстве являются выборными – по вполне демократическим процедурам. Важное отличие от современных «демократий» - законы обязательны для всех, в первую очередь для правителей и должностных лиц. Возможно, в современных «демократиях» этот принцип тоже постулируется (хотя вряд ли, например, есть такое понятие как «депутатская неприкосновенность») – но нет механизмов для его реального соблюдения.

Еще одно отличие – по Платону, с чем я согласен, люди не равны от природы, по своим качествам и способностям. Поэтому принципиальное равенство прав и обязанностей имеет поправку на это неравенство «по природе». Это тоже элемент естественного иерархического устройства в общей демократической канве. По-моему, вполне разумно.

 

Впрочем, я не большой знаток принципов различных государственных устройств. Может быть, я неправомерно называю это демократией. Но существенные элементы демократии в государстве Платона, на мой взгляд, есть. Наряду с существенными элементами иерархического устройства.


Ответить   
  1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Александр от 06/05/2005 16:34
    1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Азор от 06/05/2005 19:23
      1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - ninniku от 09/05/2005 05:53
        1. фатальные дефекты демократии? - Азор от 09/05/2005 09:51
          1. Re: фатальные дефекты демократии? - Ирина2 от 09/05/2005 12:16
            1. Re: фатальные дефекты демократии? - Азор от 09/05/2005 17:00
              1. ?? - Ирина2 от 09/05/2005 19:36
                1. Re: ?? - Азор от 09/05/2005 21:43
                  1. Re: ?? - Ирина2 от 09/05/2005 22:09
                    1. Re: ?? - Азор от 10/05/2005 02:43
          2. Re: фатальные дефекты демократии? - ninniku от 11/05/2005 08:55
            1. Re: фатальные дефекты демократии? - Азор от 11/05/2005 22:56

Agni-Yoga Top Sites
Авторские права © 2003 "ГРАНИ ЭПОХИ". Все права защищены.