Честно говоря, я как-то не вижу вообще у Платона попытки заорганизовать мысли людей в строго установленном порядке. Наказание как сдерживающий фактор - это свойство всех законов всего человечества. Платон же и говорит, что не видит в наказании приоритета, так как едва ли в Совершенном государстве появятся люди, способные его нарушить таким образом, что за это должно бы казнить. И тем не менее, приоритеты и тут должны быть установлены. Что по чем. Инакомыслие вообще у Платона легко преодолевается всей системой устроения сословного государства и системы обучения. Принцип самопознания положен во главу угла. далее принцип общего блага. Принятие этих принципов исключает возможность инакомыслия ради разрушения существующего положения вещей. Но для людей такое свойственно именно сейчас. В будущем это преодолимо простым равновесием между способностями человека и его стремлениями. Каждый получит свое поле кармического труда и ему будет не до инакомыслия. Тем более, что Платон стоит на том, что нарушитель законов, основанных на благоразумии и умеренности, сам себя обрекает на страдания. Государство лишь регулирует этот процесс в тех случаях, когда человек представляет угрозу общему благу. Но такое трудно смоделировать. Поэтому он просто теоретически такой вариант допускает. Не более того. |