Главная  Альфа и Омега  Библиотека  Тексты  Форум

  
Регистрация в портале  Логин:   Пароль:    

Агни Йога и Теософия. Форум журнала "Грани эпохи"
Правила конференции | Рекомендации для участников форума
Ссылки: Этико-философский журнал "Грани эпохи" | Орифламма | сайт Общества Агни Йоги (NY)
            старый форум (архив)
Вернуться к дереву соообщенийДерево сообщений  ПоискПоиск  Новая темаНовая тема  НастройкиНастройки 
Re: УК Платона и УК цивилизованных стран

06/05/2005 01:31

Азор
Ответ на   Re: УК Платона и УК цивилизованных стран

Мне кажется, что Вы не будете оспаривать того, что процедура судопроизводства у него вполне демократична. Если кратко, она выглядит следующим образом: 1. увещевание провинившегося; 2. требование «переменить свой образ жизни»; 3. если первые два не помогли – привлечение к суду; 4. виновному суд назначает наказание; 5. признанный судом виновным задерживается и помещается в тюрьму.

Да, с УПК у Платона, кажется, все в порядке. Только термин "демократична" здесь неуместен. Лучше говорить об отсутствии произвола.


Насколько я понял, у Вас протест вызывает не эта процедура, а соответствие наказания степени виновности. Но это и есть вопрос системы ценностей.
Согласен, что с точки зрения системы ценностей современного светского государства у Платона степень наказания не соответствует степени провинности. Но совершенна ли система ценностей современного так называемого цивилизованного мира?


Несовершенна, но намного гуманнее, чем у Платона. И предусмотрен механизм ее постоянного совершенствования, чего у Платона нет.


Но вернемся к системе ценностей Платона, из которой следует логика его законов. Наивысшая ценность у него – это почитание Богов. Но почитание не ради почитания ( что свойственно скорее ханжам и лицемерам, которых Платон так не любил) – а почитание как точка духовной опоры для гармоничного устроения души человека. Божественное как образец подражания и устроения человеческого, человеческой души и человеческого сообщества. Если эту точку опоры выбить из сознания граждан, то будут потеряны нравственные ориентиры.
Поэтому Платон называет нечестивыми тех, кто не почитает Богов, или низводит их до своего образа и подобия. И он говорит в приведенном Вами отрывке, к чему приведет эта нечестивость подпавших ей.

и т. д.

Не надо мне доказывать, что система Платона имеет свою логику, я с этим согласен. Все политические системы по-своему логичны, если отбросить такие явно иррациональные явления, как император Нерон или поздний период правления Ивана Грозного. Коммунизм тоже имел свою идею, вокруг которой все было построено (коммунистическое общество), у Гитлера это была идея тысячелетного рейха, были законы Ману, и т. д.

Вопрос в том, как правильно определить систему Платона: эйдократия? меритократия? разновидность тоталитаризма (или, по-старому, абсолютизма)? конкретизация вековой мечты человечества о светлом будущего? проект гигантской тюрьмы для человеческого духа?

Я назвал ее детально разработанным тоталитарным бредом, что было определением, а не ругательством: "детально разработанный" - понятно без комментариев; "тоталитарный" - потому что она предусматривает полный контроль невыборной кучки властителей над образом жизни и мысли людей; "бред" - потому что --

"Систематизированный бред - стройная логичная система, объясняющая причины и механизмы возникновения того или иного явления. Проработан в мельчайших деталях, поэтому внешне правдоподобен. Как и любой бред, не поддается коррекции, однако благодаря своей строгой логичности обладает свойством инфицировать окружающих. Как правило, систематизированный бред является застарелым и слагается много лет. В отличие от хаотического или ситуативного бреда, внутренне непротиворечив".
(Медицинский словарь)

Конечно, такое определение неприемлемо для платоников. Что ж, дайте свое определение, но только честное. У меня несколько дней было такое ощущение, что мне пытаются вешать лапшу на уши. Но постепенно многое как-то утряслось и, напр., ninniku в конце концов врубился в тему и выступил с последовательной интерпретацией платоновской утопии. Ну и прекрасно! Когда кто-то пытается подсунуть мне лягушку, облепленную сахаром или политую сиропом, под видом сочного бифштекса, я, натурально, сопротивляюсь и отказываюсь от предложенного; но ninniku, надо отдать ему должное, сказал (не сразу, правда): я не люблю бифштексов, я предпочитаю омаров, и будь что будет. Замечательно! Теперь мне стали ясны его вкусы, а ведь о вкусах не спорят, правда? Остается теперь ждать и смотреть, что станет столбовой дорогой человечества: бифштексы или омары.


Теперь, что касается основного вопроса, по поводу которого Вы привели этот пример – наказание за мысли, или наказание за действия. По-моему в этом примере ясно говорится о наказание за действия, которые являются следствием нечестивых мыслей.

Нет, там речь идет о наказании и за мысли тоже и о требовании доносить на инакомыслящих. С точки зрения тоталитарной идеологии здесь действительно есть логика, т. к. инакомыслие подрывает морально-политическое единство общества; мы знаем об этом из недавнего прошлого России. Как говаривали раньше: сегодня ты послушал Радио Свобода или Голос Америки, а завтра продашь родину за чечевичную похлебку.

Нет, уважаемый Александр, так как Платон верил, что его воображаемое государство построено в соответствии с вечными Идеями, непосредственно созерцаемыми классом философов, преследовалось всякое отклонение от Идей, в чем бы оно ни выражалось - в мысли, речах или действии. И такое отклонение происходит сначала на уровне мысли, поэтому Платон вполне правильно считал, что если подрезать корень ошибочных мыслей, неправильные действия будут предотвращены. Мыслепреступление - зародыш всех прочих преступлений. И одним из самых страшных мыслепреступлений является нечестие - не действие, а неверие в платоновских богов.

"Несмотря на все попытки смягчить свой абсолютистский строй, несмотря даже на запрет карать людей несчастных, обиженных судьбой (XII 944 a —d), наказания, установленные Платоном в его «Законах», неумолимы, они требуют самой дикой расправы за малейшее нарушение устанавливаемых им законов. Самые страшные наказания устанавливаются у Платона часто даже не за сам факт преступления, но только за намерение его совершить, только за мысли и убеждения неугодных людей...
Особенно тяжелы наказания за преступления против родителей и богов. Платон утверждает, что за оскорбление богов, родителей и государства одной смерти даже мало, а нужны какие-то вечные муки, вроде тех, что в Аиде (IX 854 е, 881 а — е). За неуважение к родителям возможны всякие другие наказания, вроде, например, избиения (XI 932 а — d)."
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000574/st013.shtml

Ответить   
  1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Азор от 06/05/2005 01:31
    1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Александр от 06/05/2005 13:29
      1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Азор от 06/05/2005 15:54
      2. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Александр от 06/05/2005 16:34
        1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Азор от 06/05/2005 19:23
          1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - ninniku от 09/05/2005 05:53
            1. фатальные дефекты демократии? - Азор от 09/05/2005 09:51
              1. Re: фатальные дефекты демократии? - Ирина2 от 09/05/2005 12:16
                1. Re: фатальные дефекты демократии? - Азор от 09/05/2005 17:00
                  1. ?? - Ирина2 от 09/05/2005 19:36
                    1. Re: ?? - Азор от 09/05/2005 21:43
                      1. Re: ?? - Ирина2 от 09/05/2005 22:09
                        1. Re: ?? - Азор от 10/05/2005 02:43
              2. Re: фатальные дефекты демократии? - ninniku от 11/05/2005 08:55
                1. Re: фатальные дефекты демократии? - Азор от 11/05/2005 22:56

Agni-Yoga Top Sites
Авторские права © 2003 "ГРАНИ ЭПОХИ". Все права защищены.