Нет, конечно. Просто многие почему-то спотыкаются на этом. Например, в АЙ есть строки: Когда колесница устремлена ко благу, никто не будет считать раздавленных червей! Так вот они тоже вызывают у многих ОЧЕНЬ отрицательные чувства. С червяками себя, что ли сравнивают?
Оскорбления ("С червяками себя, что ли сравнивают?") неуместны.
Я хотел бы в духе спокойного анализа разобратьсьа с червяками и немножко заступиться за них.
Процитированное утверждение о колеснице и червяках мне не вполне ясно, но следующие уровни интерпретации довольно очевидны:
1. Прочитанное буквально, это утверждение есть не что иное, как переформулировка общеизвестного иезуитского принципа: "цель оправдывает средства". Ради достижения блага позволено давить червей. А если это к тому же вредные черви, то раздавить их - одно удовольствие. Я не знаю, имел ли в виду автор приведенных выше строк и такую интерпретацию тоже. Если имел, это поднимает интересный вопрос о моральной неразборчивости в средствах у некоторой категории сущностей, в прямом противоречии с их заявлениями о противном.
2. Если обратить "добрый глаз" на это утверждение и попробовать интерпретировать его в максимально благоприятном духе, то может получиться что-то в таком роде: Колесница, устремленная к благу, стремится щадить и червей, но, к сожалению, это не всегда возможно, и иногда приходится решать, что целесообразнее - затормозить колесницу или пожертвовать сотней червяков. Ответ самоочевиден. Это тоже известный принцип: Лес рубят - щепки летят. Эволюцию не делают в бархатных перчатках.
3. Но я хотел бы обратить внимание на еще один аспект проблемы. С точки зрения буддизма, возникает недоуменный вопрос: где в процитированном утверждении дух любви и сострадания ко всем живым существам? А христианин мог бы заметить, что как процитированное утверждение, так и вся политическая философоия Платона удивительным образом отмечены духом безблагодатности, и что и то и другое по своему духу близки не к новозаветному евангелию любви к ближнему и прощения, а к ветхозаветной морали, отмененной Христом, с ее нетерпимостью и мстительностью.
В заключение хочу ответить на многократные заявления ninniku и других о том, что в будущем государстве, построенном на началах платоновой философии, просто не будет диссидентов и прочих возмутителей спокойствия. Я считаю такую уверенность в конечном единомыслии поспешной. Достаточно напомнить Люцифера, бывшего Владыки этой планеты, который стал именно таким диссидентом. Вдумайтесь в это: если такое может случиться на таком высоком уровне, то что же говорить об обыкновенных людях, пусть даже усовершенствованных? Наконец, не вдаваясь в теоретические дебри, я просто хочу указать на теософское учение о зле, из которого следует, что зло имеет космическое происхождение (гораздо выше уровня Монады); поэтому на достижимых нам уровнях оно принципиально неустранимо, не говоря уже о несогласных и т. д. |