Азор писал: "Вот пример (http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000574/st010.shtml): ..."
Хороший пример! Он показывает, что суть различия в наших пониманиях Платона именно в (согласии-несогласии с) системе ценностей его справедливого государства, а не в системе суда и наказания. Мне кажется, что Вы не будете оспаривать того, что процедура судопроизводства у него вполне демократична. Если кратко, она выглядит следующим образом: 1. увещевание провинившегося; 2. требование «переменить свой образ жизни»; 3. если первые два не помогли – привлечение к суду; 4. виновному суд назначает наказание; 5. признанный судом виновным задерживается и помещается в тюрьму. Насколько я понял, у Вас протест вызывает не эта процедура, а соответствие наказания степени виновности. Но это и есть вопрос системы ценностей. Согласен, что с точки зрения системы ценностей современного светского государства у Платона степень наказания не соответствует степени провинности. Но совершенна ли система ценностей современного так называемого цивилизованного мира? Думаю, для последователей духовных Учений это вопрос риторический … Но вернемся к системе ценностей Платона, из которой следует логика его законов. Наивысшая ценность у него – это почитание Богов. Но почитание не ради почитания ( что свойственно скорее ханжам и лицемерам, которых Платон так не любил) – а почитание как точка духовной опоры для гармоничного устроения души человека. Божественное как образец подражания и устроения человеческого, человеческой души и человеческого сообщества. Если эту точку опоры выбить из сознания граждан, то будут потеряны нравственные ориентиры. Поэтому Платон называет нечестивыми тех, кто не почитает Богов, или низводит их до своего образа и подобия. И он говорит в приведенном Вами отрывке, к чему приведет эта нечестивость подпавших ей.
Поучительно рассмотреть принцип, по которому Платон разным типам нечестивости предназначает разные степени наказания. Так наименьшему наказанию подлежат те, кто хоть и «совершенно отрицает бытие богов», но «от природы обладает справедливым характером … избегает людей несправедливых, а справедливых любит». Также те, кто впал в нечестие по неразумию, а не по злому побуждению и нраву. Это показывает, что для Платона почитание Богов является не догмой, а средством для гармоничного устроения души человека – второй по значимости ценности справедливого государства. Наибольшего же осуждения заслуживают те, кто нечестивы по своей природе, т.е. чья душа уже подверглась разложению, что выражается в «невоздержанности в удовольствиях и страданиях», и которые «и других людей сделали бы такими же, если бы их не настигало вовремя правосудие».
Теперь, что касается основного вопроса, по поводу которого Вы привели этот пример – наказание за мысли, или наказание за действия. По-моему в этом примере ясно говорится о наказание за действия, которые являются следствием нечестивых мыслей. Цепочка примерно такая: нечестивые мысли – нечестивые слова, разлагающие души их слушателей – нечестивые действия, типа вызывания душ умерших, «подкуп» богов, или ворожба, частные «магические практики», и т.п. Причем и второй и третий члены этой цепочки, на мой взгляд, являются действиями, а не мыслями. Действиями, наносящими вред душам людей. И я сильно сомневаюсь, что Платон призывает «отлавливать» преступников на стадии первого члена этой цепочки.
Если у Вас осталась какая-нибудь неудовлетворенность от моих объяснений, то могу более подробно осветить мое понимание тех моментов, на которые Вы укажете. |