Главная  Альфа и Омега  Библиотека  Тексты  Форум

  
Регистрация в портале  Логин:   Пароль:    

Агни Йога и Теософия. Форум журнала "Грани эпохи"
Правила конференции | Рекомендации для участников форума
Ссылки: Этико-философский журнал "Грани эпохи" | Орифламма | сайт Общества Агни Йоги (NY)
            старый форум (архив)
Вернуться к дереву соообщенийДерево сообщений  ПоискПоиск  Новая темаНовая тема  НастройкиНастройки 
Re: УК Платона и УК цивилизованных стран

05/05/2005 15:08

Александр
Ответ на   Re: УК Платона и УК цивилизованных стран

Азор писал:
"Вот пример (http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000574/st010.shtml): ..."

Хороший пример! Он показывает, что суть различия в наших пониманиях Платона именно в (согласии-несогласии с) системе ценностей его справедливого государства, а не в системе суда и наказания.
Мне кажется, что Вы не будете оспаривать того, что процедура судопроизводства у него вполне демократична. Если кратко, она выглядит следующим образом: 1. увещевание провинившегося; 2. требование «переменить свой образ жизни»; 3. если первые два не помогли – привлечение к суду; 4. виновному суд назначает наказание; 5. признанный судом виновным задерживается и помещается в тюрьму. Насколько я понял, у Вас протест вызывает не эта процедура, а соответствие наказания степени виновности. Но это и есть вопрос системы ценностей.
Согласен, что с точки зрения системы ценностей современного светского государства у Платона степень наказания не соответствует степени провинности. Но совершенна ли система ценностей современного так называемого цивилизованного мира? Думаю, для последователей духовных Учений это вопрос риторический …
Но вернемся к системе ценностей Платона, из которой следует логика его законов. Наивысшая ценность у него – это почитание Богов. Но почитание не ради почитания ( что свойственно скорее ханжам и лицемерам, которых Платон так не любил) – а почитание как точка духовной опоры для гармоничного устроения души человека. Божественное как образец подражания и устроения человеческого, человеческой души и человеческого сообщества. Если эту точку опоры выбить из сознания граждан, то будут потеряны нравственные ориентиры.
Поэтому Платон называет нечестивыми тех, кто не почитает Богов, или низводит их до своего образа и подобия. И он говорит в приведенном Вами отрывке, к чему приведет эта нечестивость подпавших ей.

Поучительно рассмотреть принцип, по которому Платон разным типам нечестивости предназначает разные степени наказания. Так наименьшему наказанию подлежат те, кто хоть и «совершенно отрицает бытие богов», но «от природы обладает справедливым характером … избегает людей несправедливых, а справедливых любит». Также те, кто впал в нечестие по неразумию, а не по злому побуждению и нраву. Это показывает, что для Платона почитание Богов является не догмой, а средством для гармоничного устроения души человека – второй по значимости ценности справедливого государства.
Наибольшего же осуждения заслуживают те, кто нечестивы по своей природе, т.е. чья душа уже подверглась разложению, что выражается в «невоздержанности в удовольствиях и страданиях», и которые «и других людей сделали бы такими же, если бы их не настигало вовремя правосудие».

Теперь, что касается основного вопроса, по поводу которого Вы привели этот пример – наказание за мысли, или наказание за действия. По-моему в этом примере ясно говорится о наказание за действия, которые являются следствием нечестивых мыслей. Цепочка примерно такая: нечестивые мысли – нечестивые слова, разлагающие души их слушателей – нечестивые действия, типа вызывания душ умерших, «подкуп» богов, или ворожба, частные «магические практики», и т.п. Причем и второй и третий члены этой цепочки, на мой взгляд, являются действиями, а не мыслями. Действиями, наносящими вред душам людей. И я сильно сомневаюсь, что Платон призывает «отлавливать» преступников на стадии первого члена этой цепочки.

Если у Вас осталась какая-нибудь неудовлетворенность от моих объяснений, то могу более подробно осветить мое понимание тех моментов, на которые Вы укажете.

Ответить   
  1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Александр от 05/05/2005 15:08
    1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Азор от 06/05/2005 01:31
      1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Александр от 06/05/2005 13:29
        1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Азор от 06/05/2005 15:54
        2. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Александр от 06/05/2005 16:34
          1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - Азор от 06/05/2005 19:23
            1. Re: УК Платона и УК цивилизованных стран - ninniku от 09/05/2005 05:53
              1. фатальные дефекты демократии? - Азор от 09/05/2005 09:51
                1. Re: фатальные дефекты демократии? - Ирина2 от 09/05/2005 12:16
                  1. Re: фатальные дефекты демократии? - Азор от 09/05/2005 17:00
                    1. ?? - Ирина2 от 09/05/2005 19:36
                      1. Re: ?? - Азор от 09/05/2005 21:43
                        1. Re: ?? - Ирина2 от 09/05/2005 22:09
                          1. Re: ?? - Азор от 10/05/2005 02:43
                2. Re: фатальные дефекты демократии? - ninniku от 11/05/2005 08:55
                  1. Re: фатальные дефекты демократии? - Азор от 11/05/2005 22:56

Agni-Yoga Top Sites
Авторские права © 2003 "ГРАНИ ЭПОХИ". Все права защищены.