По-моему, смысл этой фразы очевиден - когда мчится колесница, никто не будет бежать впереди и расчищать дорогу от червей, букашек и прочей неразумной мелочи. Это просто невозможно! По-моему, эта колесница - образный символ эволюционного потока. Или кармы, если смотреть с точки зрения "пострадавшего" индивида.
Мой глаз оказался добрее Вашего: У Вас колесница мчится и возница давит букашек без всяких размышлений и сожалений, а у меня она хоть старается об'ехать их и давит только когда этого избежать нельзя.
Не согласен.
В Вашей интерпритации колесницей правит некий индивид, который выбирает давить, или не давить, притормозить, объехать и т.п. - тогда действительно получается или иезуитство, или "лес рубят ...". Хотя и здесь можно было бы добрее оценить ситуацию: "выбор из двух неизбежных зол - наименьшего".
В моем же понимании, колесница - это объективный закон, который нельзя ни "притормозить", ни "свернуть в сторону". Можно только объяснить этим малым неразумным как этот Закон действует, и что нужно делать, чтобы не попасть под его колеса (выбраться из-под его колес). В принципе, этому учили и Будда, и Христос ...
Согласен, что до написания "Законов" Платон пытался практически осуществить свое идеальное государство, но дело не дошло даже до пробы - тиран попался морально не устойчивый. Но, кстати говоря, это было несколько другое государство - идеальное государство, которым правят философы. В "Законах" Платон описывает уже "второй сорт" государства - справедливое государство. Он об этом в Законах сам говорит.
Насколько я помню, Платон и про первое свое государство говорил, что это скорее образец для стремления, чем практически осуществимое в существующих реалиях предприятие. Но пытался осуществить ... "Вера без дел мертва", я так понимаю эти попытки.
Согласен, что Платон видел в прошлом осуществление своего идеального государства - и в Атлантиде, и в мифическом (?) царстве Кроноса (это уже из "Законов". И в этом прошлом осуществлении не было диссидентов - как только они появились, в виде черных магов Атлантиды, идеальное государство было погублено ...
Eще, я не стал бы говорить о Платоне, как о ревнителе "единомыслия" - правильнее сказать о "согласии в основах". Это не исключает свободу мышления с опорой на эти основы.
"...для своего вымышленного образцового государства Платон постулирует полное единомыслие его классов и граждан. Этот постулат обосновывается у него ссылкой на происхождение всех людей от общей матери — земли."
Эта цитата мне ни о чем не говорит, кроме как о мнении автора этой цитаты ...
|