Главная  Альфа и Омега  Библиотека  Тексты  Форум

  
Регистрация в портале  Логин:   Пароль:    

Агни Йога и Теософия. Форум журнала "Грани эпохи"
Правила конференции | Рекомендации для участников форума
Ссылки: Этико-философский журнал "Грани эпохи" | Орифламма | сайт Общества Агни Йоги (NY)
            старый форум (архив)
Вернуться к дереву соообщенийДерево сообщений  ПоискПоиск  Новая темаНовая тема  НастройкиНастройки 
общие и конкретные идеи

20/04/2005 12:59

Anonymous
Ответ на   О чувстве социальной ответственности

Почему нужно думать, что торсионные, лептонные, этнические, любые другие поля - это обязательно псевдонаука.
Это ИДЕИ! Не более того. Красота идеи заключается в том, что она должна гармонизировать многие противоречия бытия. Если идея этнического поля Гумилева объясняет очень многие исторические и этнологические явления, то её можно положить в основу комплексных научных изысканий физиков, астрофизиков, химиков и астрохимиков, генетиков, энографов, антропологов, историков, философов и т.д.



Я думаю, что многие ученые не имели бы ничего против торсионных полей на уровне общей идеи. Ученые тоже позволяют себе сочинять идеи не хуже (напр., идея в современной космологии о том, что наша вселенная - одна из бесчисленного множества миров, которые образуются как пузыри в закипающей воде). Но ведь творцы торсионной науки идут дальше: они не просто говорят, что их наука дает более гармоничное описание бытия, но и делают совершенно конкретные предсказания (в результате обработки торсионным излучением электропроводность меди якобы повышается во много раз, повышается прочность стали, и т. д.). Эти предсказания или конкретные идеи подлежат экспериментальной проверке и выяснению того, соответствуют ли они действительности; но только эти.

Не надо требовать от ученых того, чего они сделать не могут и не должны. Как говорил Р. Фейнман, любовь - не наука, но это не означает, что с ней что-то не в порядке; она просто не входит в сферу науки. Общие проблемы бытия и сознания, искусство, этика, религия, вообще духовный мир человека тоже не входят в сферу науки.

Если некто (назовем его А) скажет, что ему нравятся полотна Н. К. Рериха, а картины М. Шагала не нравятся - что ж, тут ничего не поделаешь, это дело вкуса. Если он искусствовед или просто хорошо образованный человек, то он может даже подвести теоретическую базу под свои утверждения и придать им известную степень убедительности. Он может толковать об особой энергии, текущей с полотен Рериха - и тут никто ничего не сможет возразить, потому что все понимают, что это просто распространенный язык для передачи субьективных впечатлений. Если вдруг возникнет другая личность (Б), которая заявит, "А на меня с картин Рериха не течет благодать, они вводят меня в прелесть" - что ж, это просто иное субьективное впечатление, которое будет трудно оспорить. Но если Б заявит: "я повесил у себя в комнате картину Рериха и от нее ложки из нержавеющей стали начали бурно ржаветь (или: моя любимая теща скоропостижно скончалась)", - тут Б можно схватить за руку и строго спросить: а ну-ка подожди, что ты там мелешь насчет ложек? Давай детально разберемся в этом. Где протоколы твоих наблюдений? Были ли у тебя контрольные ложки, находившиеся вдали от картины? И т. д.

Таким образом, есть идеи и идеи, т. е. общие (неконкретные, расплывчатые, но зато, возможно, вдохновляющие) идеи и конкретные (точные, но зато приземленные) идеи. И надо знать, что где уместно. Общие идеи - дело вкуса и предпочтения; их нельзя доказать оппоненту; они непроверяемы (или, как говорят науковеды, не фальсифицируемы). Конкретные идеи поддаются проверке, их можно либо подтвердить, либо опровергнуть (фальсифицировать). Нужны те и другие, но путать их не следует.

Идеи Гумилева (пассионарность, этнические поля...) не фальсифицируемы, поэтому они не принадлежат к сфере науки, точнее, к сфере точных наук (если принять деление предметов на естественные, общественные и гуманитарные науки). Но пока они остаются в своей отдельной сфере, никакого конфликта с наукой (т.е. с точными мауками) не возникает. Другое дело, если кто-то будет добиваться добавления этнических полей к числу известных физике фундаментальных полей; такая операция была бы незаконна или в лучшем случае преждевременна.

Ответить   
  1. общие и конкретные идеи - Anonymous от 20/04/2005 12:59
    1. Re: общие и конкретные идеи - ninniku от 21/04/2005 06:55
      1. Re: общие и конкретные идеи - Роман П. от 21/04/2005 22:50
        1. Re: общие и конкретные идеи - Ирина2 от 22/04/2005 06:44
          1. Re: общие и конкретные идеи - ninniku от 22/04/2005 07:06
            1. Re: общие и конкретные идеи - Ирина2 от 22/04/2005 08:54
              1. Re: общие и конкретные идеи - ninniku от 22/04/2005 09:10
            2. Re: общие и конкретные идеи - Anonymous от 22/04/2005 09:29
              1. Re: общие и конкретные идеи - ninniku от 22/04/2005 11:03
                1. Re: общие и конкретные идеи - Михаил (_P) от 22/04/2005 13:26
                  1. Re: общие и конкретные идеи - ninniku от 23/04/2005 05:07
                    1. Re: общие и конкретные идеи - Ирина2 от 23/04/2005 09:59
                      1. Re: общие и конкретные идеи - ninniku от 23/04/2005 10:06
                        1. Re: общие и конкретные идеи - Ирина2 от 23/04/2005 10:18
                          1. Re: общие и конкретные идеи - ninniku от 29/04/2005 08:36
              2. Re: Энштейн - эхо от 22/04/2005 12:34
          2. Re: общие и конкретные идеи - Роман П. от 22/04/2005 10:55
        2. Re: общие и конкретные идеи - Anonymous от 22/04/2005 07:00
          1. Виноват - ninniku от 22/04/2005 07:02
          2. Re: общие и конкретные идеи - Роман П. от 22/04/2005 10:49
            1. Re: общие и конкретные идеи - ninniku от 22/04/2005 11:51
              1. Re: общие и конкретные идеи - Роман П. от 22/04/2005 12:59
                1. Re: общие и конкретные идеи - ninniku от 23/04/2005 10:04
                  1. Re: общие и конкретные идеи - Роман П. от 25/04/2005 11:27
          3. Re: общие и конкретные идеи - Михаил (_P) от 22/04/2005 13:35
            1. Re: общие и конкретные идеи - ninniku от 23/04/2005 10:18
              1. Re: общие и конкретные идеи - Михаил (_P) от 25/04/2005 06:32
      2. Re: общие и конкретные идеи - Anonymous от 21/04/2005 23:02
        1. Re: общие и конкретные идеи - Anonymous от 22/04/2005 06:51
          1. Виноват ещё раз! - ninniku от 22/04/2005 07:03

Agni-Yoga Top Sites
Авторские права © 2003 "ГРАНИ ЭПОХИ". Все права защищены.