Интересные рассуждения. Но я полагаю из них, что тактичные люди от природы вам просто не знакомы. Я же рисую с натуры. Есть несколько людей, которых я считаю тактичными от природы. Они не слабые, хотя слабости у них есть. Видите ли, потому вам и кажется, что я в плену своих слов, что вы за ними образов живых людей не видите. Но они есть. Я по ним сверяюсь и хочу их понять. Себя я не считаю тактичным, но чувство такта мне знакомо. Возможно моя тактичность время от времени, сочетающаяся с обыденной бестактностью, есть проявление распущенности. Но вот по размышлении и в ходе дискуссии по этой же теме на другом форуме, до меня дошло, почему я тактичен эпизодично. Она присуща мне лишь в той мере, в какой есть определенные переживания. Мы тактичны тогда, когда были в шкуре других людей. Да и то не все. Далеко не все. Например, я заметил, что тактичен всегда с теми людьми, которые переживают период вынужденной адаптации. Это следствие детских переживаний, когда и мне приходилось броться с чуждыми мне условиями. Было тяжко, бессмысленно и я это запомнил навсегда и где-то глубоко. Чувство такта расширяется тут до инициативной и часто скрытой помощи. Но в других обстоятельствах, например, в вопросах верности долгу - я гораздо более требователен к другим и потому часто не тактичен. Не тактичен я и тогда, когда человек присваивает себе больше, чем реально может пронести по жизни. это также связано с жизненными переживаниями, вызванными излишней самонадеянностью.
Чувство такта вещь относительная, как и явление свободы. Абсолютное понятие свободы существует лишь как идея. В проявлениях свобода всегда относительна. Чаще всего мы осознаем свободу, когда от чего-то освобождаемся. От ненужной связи, долга, вещи, условий или качества характера. Это единственное доступное нам идеальное переживание свободы. Во всех остальных случаях свобода может стать причиной тяжкой несвободы в будущем. И в этом случае тактичность стоит на страже внутренней свободы человека, поскольку позволяет реализовать чужую свободу без ущерба для себя. Я не думаю, что тактичные от природы люди слабы. Просто у них иные понимания границы справедливости. Для большинства людей справедливость или несправедливость начинается сразу там же, где каким-то образом ущемляются их личные интересы. Для тактичных от природы людей эта граница отстоит далеко от их личности. Они не связывают справедливость или несправделивость напрямую с ущемлением каких-то их интересов. Для них она в большей мере явление объективное, чем субъективное. Это очень интересный аспект человеческого понимания, но много можно об этом говорить. А на данный момент достаточно.
|