Ответ на письмо ЛЛР. (продолжение темы старого форума)
> не страдая, не научишься состраданию. Насколько я понимаю, без освоения этого качества нет пути наверх.
Но ведь не нужно страдать постоянно! Достаточно испытать страдание в начале этой жизни или даже в прошлых.
> Сами познавательные способности человека потенцильно возможны благодаря тому, что он прошел путь минерала, расстения и животного. У Дэвов, насколько я понимаю, этого нет.
Логики тут не вижу. Исключительность пути человека доказывается исключительностью пути минерала и т.п. Но ведь эта исключительность не доказана! Точно так же может существовать какая-то форма жизни, аналогичная по уровню развития минеральной, стоящая к минералу в таком же отношении, как к человеку стоят дэвы. Так, например, аналогичный животным уровень эволюции занимают природные духи. А есть ещё элементальные царства. Я пока не нашёл место в «Тайной доктрине», которое вы имеете в виду. В то же время я не собираюсь отрицать участие дэв в эволюции человека. Но это своеобразный симбиоз. Почему человеческая эволюция — главная, а дэв — второстепенная?
> мы говорим путь, подразумеваем страдания > Вся жизнь только этому и доказательство. Больших я лично представить не могу. А вы можете доказать обратное?
Что путь не эквивалентен страданию? Попробую. Мне представляется, что из наблюдений жизни, хотя они и подлинные, вы сделали ложный вывод, в то время как Будда сделал верный. Он указал, что жизнь в сансаре неразрывно связана со страданием, и этот тезис я оспаривать не собираюсь. Потому, пока мы практикуем путь, но ещё не вышли из сансары, мы не избавлены от страдания, как и все другие существа. Но страдание не является следствием пути, наоборот, путь служит цели избавления от страдания. Мы страдаем от болезни, а не от лекарства. Конечно, я не собираюсь отрицать, что есть горькие лекарства, но глупо было бы утверджать, что поскольку болезнь неприятна, все лекарства обязательно должны быть горькими.
Однако фактически всё обстоит ещё лучше, и нам можно страдать меньше, чем другим существам. Предписывается постепенный путь, и мы сначала освобождаемся от одних групп омрачённостей, а потом от других, а не должны терпеть до того чудесного момента, когда сразу освободимся от всех. Например, если человек не так боится смерти, как другие, это освобождает его от значительного количества страданий. Могут сказать, что эти страдания в значительной мере ментальные и потому "ненастоящие", но не надо ходить далеко за примерами, когда из-за таких ментальных страданий человек делал какую-нибудь глупость и подвергал себя уже физическим страданиям. Например, один мой знакомый так боялся летать на самолётах, что перед каждым полётом взрызг напивался, и продолжал ещё в самолёте. Или например когда произошёл теракт в метро, дочь одной моей знакомой попала в больницу со вполне реальной физической болезнью. Хотя она вовсе не ехала в том поезде, который взорвали, а только лишь имела вероятность в нём ехать, если бы в другое время вышла из дому.
|