Л: не страдая, не научишься состраданию
К: но ведь не нужно страдать постоянно. Достаточно испытать страдание в начале этой жизни или даже в прошлых.
Л: достаточно для чего? Кто-то может установить норму. Мы страдаем от собственного несовершенства.
К: Ну так это как раз и подтверждает мой тезис. В начале пути несовершенство максимально, потом оно постепенно снижается (Иначе это не путь). Поэтому максимально страдание в начале пути, точнее оно примерно такое же, как и до начала.
Мне думается, что все не так прямолинейно происходит. Развитие идет по спирали и круг плотно ложится над кругом. Где начало, где конец...И потом, мне так вспоминается, что круг спирали где-то и немного вниз идет для более крутого подьема на следующий цикл. Поэтому к концу цикла всегда нагнетение страданий. Если взять, к примеру, мою личную жизнь от момента, когда я подошла к Теософии и АЙ, то я бы не сказала, что мои страдания уменьшались по мере расширения сознания. Они увеличились еще и потому, что я стала страдать не только за себя, а за всю семью, потому как ответственность моя возросла. По мере совершенствования, человек начинает ощущать ответственность не только за свое личное я, он начинает страдать за все человечество, за весь Мир. Я не думаю, что страдания уменьшаются. Изменяется к ним отношение. И если это действительно так, как Вы говорите, о своей переориентации с чисто мирских целей на всемирские , значит и заботы у Вас должны стать всемирские. Так что все еще впереди.
Л: мы с Вами несколько разнимся в понятии «путь». Я понимаю под Путем те моменты жизни личности, которые достигают элементов бессмертия.
К: Это было бы вернее назвать не «путем», а уже «достижением» или накоплением. Но в таком понимании еще меньше подтверждения вашему тезису, что путь обязательно связан с страданием. Разве высшее Я страдает? Это личность страдает, и это вызвано ее несовершенством, а ничто личностное не находит отложение в высшем Я.
Наверное, и в этом моменте стоит особо разобраться. Индивидуальность и складывают такие моменты, когда энергии личности поднимаются очищенными. Не отбрасываются за негодностью. А очищаются трансформацией. Что-то должно откладываться и формировать индивидуальность. Но оно не должно быть личностным, это момент самоотвержения. Можно, наверное, назвать это подвигом сознания. Если смотреть со стороны духа, то может быть это и радость. Со стороны личности я бы все-таки назвала это страданием, так как личность должна подчиниться, умереть. Но я предполагаю, что в такие высокие моменты страдание переходит в Экстаз. Впрочем, я не настаиваю. Я просто предполагаю. Может и глубоко ошибаюсь, как знать.
|