** Если Вы признаете, что Теософия это буддийская традиция, * Нет, теософы этого не признают.
“Наша доктрина не знает компромиссов… Поэтому мы отрицаем Бога, как философы и как Буддисты” (Письма Махатм, Письмо 57)
В письмах Махатм можно много найти такого рода утверждений, и по моему мнению, причастность традиции Махатм к буддизму очевидна.
Конечно, понятно что "буддхизм" и "теософия" -- это не классический буддизм, но раз Основатели определяют Себя буддистами, то можно сделать вывод, что и "буддхизм" и "теософия" имеют свое происхождение в буддизме, и их можно определить буддийскими учениями -- по крайней мере, они на это притендуют.
Что не правильно в логике?
Логика тут действительно сильно хромает. Из того, что отдельные Махатмы являются по своим личным религиозным убеждениям буддистами, никак не следует, что оккультная философия Махатм (Тайная Доктрина) имеет свое происхождение в буддизме. Это все равно что сказать, что раз И. П. Павлов был глубоко верующим христианином, теория условных рефлексов имеет свое происхождение в Библии. Кстати, не все Махатмы буддисты; К. Х. называет Морию ведантистом.
Но и без всяких логических упражнений легко убедиться в том, что Тайная Доктрина никак не может вытекать из буддизма. Вот два аргумента:
1) В одноименной работе Блаватской ("Тайная доктрина") центральное место занимает изложение космогенеза (в 1-м томе) и антропогенеза (во 2-м): учение о манвантарах, цепях, глобусах, коренных расах и подрасах, Лемурии, Атлантиде, и т. д. Конечно, ничего этого в буддизме нет.
2) Теософское учение о семи принципах человека говорит о постоянном принципе человека - атмане или монаде. Такое учение никак не может основываться на буддизме, ибо один из основных принципов буддизма - отсутствие атмана ("анатма").
Согласно теософии, отношение между буддизмом и Т. Д. состоит в следующем. Т. Д. представляет собой всеобьемлющую теоретическую систему, описывающую все структурные уровни реальности в пределах нашей солнечной системы, и основанную на ней практику (расширение сознания, манипуляция материей, управление эволюцией, и т. д.). Время от времени отдельные аспекты Т. Д. оформляются в виде экзотерических религиозных или философских систем и выдаются широкой публике или ограниченному кругу лиц; таковы индуизм, буддизм, античные мистерии, неоплатонизм, современная теософия, агни йога, и т. п. Таким образом, буддизм - не что иное, как небольшой фрагмент Т. Д. |