Главная  Альфа и Омега  Библиотека  Тексты  Форум

  
Регистрация в портале  Логин:   Пароль:    

Агни Йога и Теософия. Форум журнала "Грани эпохи"
Правила конференции | Рекомендации для участников форума
Ссылки: Этико-философский журнал "Грани эпохи" | Орифламма | сайт Общества Агни Йоги (NY)
            старый форум (архив)
Вернуться к дереву соообщенийДерево сообщений  ПоискПоиск  Новая темаНовая тема  НастройкиНастройки 
Re: об эволюции и абсолюте...

07/05/2005 03:37

Азор
Ответ на   об эволюции и абсолюте...

Устраивает такой начальный формат дискуссии?

Пока устраивает. Цитаты взяты из "Писем Махатм" (ПМ) и 1-го тома "Тайной Доктрины" (ТД1) Блаватской (ЕПБ) по электронным публикациям на сайте Орифламма. Терминология ЕПБ бывает непоследовательна.



Предварительные замечания: я так понял, что "ваша" эволюция="абстрактному движению" (и т.д.) из ТД, а абсолют="парабрахману" (и т.д.) ? (если это не так, то поправьте меня)

Да. Но под эволюцией здесь следует подразумевать эволюцию всей Вселенной.



Азор> 2. Раздвоение Абсолюта на два основных аспекта в целях эволюции и вытекающая отсюда дифференциация. Неустранимая двойственность проявленной Вселенной.

2.1. Является ли, таким образом, эволюция внутренней необходимостью для Абсолюта, его "фатумом" (т.е. без чего Абсолют немыслим) ? Другими словами, обусловлен ли Абсолют эволюцией (т.е. зависим ли он от нее) ?


Утверждать что-либо об Абсолюте было бы ошибкой, которую я не хочу совершать:

I. Вездесущий, Вечный, Беспредельный и Непреложный ПРИНЦИП, о котором никакие рассуждения невозможны, ибо он превышает мощь человеческого познания и может быть лишь умален человеческими выражениями и уподоблениями. Он вне предела и достижения мысли и, согласно словам Mândûkya – «Немыслим и Несказуем»...



2.2. Каков онтологический статус эволюции в контексте Вашего определения? (это соотносится с моим вопросом 2.1. - можете их совместить, если так более удобно)

Об абсолютном онтологическом статусе (на уровне непроявленного) эволюции опять-таки ничего сказать нельзя, т. к. к Абсолюту неприложимы наши утверждения и отрицания. Любое из следующих утверждений чревато внутренними противоречиями: "эволюция существует в Абсолюте", "Абсолют - сам по себе, а эволюция отдельна от него", "эволюция - форма выявления Абсолюта", и т. д.

ЕПБ называет абстрактное движение аспектом Реальности, но это утверждение тоже уязвимо. Правда, она оговаривается, что это следует понимать символически:

Это Бытие символизировано в Тайной Доктрине под двумя аспектами. С одной стороны – Абсолютное, Абстрактное Пространство...; с другой стороны – Абсолютное, Абстрактное Движение...

Вечное движение - это и есть доступная нам "предельная реальность":

Насколько мы знаем (подтверждение этого современной наукой принимается мало в расчет) и насколько Высшие Планетные Духи подтвердили это (которые, запомните хорошенько, находятся в таком же отношении к транскосмическому миру, проникая за первичный покров космической материи, как и мы, переходя за покров этого, нашего грубого физического мира), бесконечный разум являет им, также как и нам, не более, нежели точное и бессознательное биение вечного и общего пульса Природы на протяжении мириадов миров в пределах, также как и вне первичного покрова нашей солнечной системы.

Столько мы знаем. В пределах и до крайних границ, до самого крайнего предела космического покрова мы знаем достоверность этих фактов благодаря личным опытам. Что же касается сведений, собранных о том, что делается за этими пределами, мы обязаны Планетным Духам и нашему Благословенному Владыке Будде. Конечно, это может быть рассматриваемо как сведение, идущее из вторых рук. Есть такие, которые скорее предпочтут считать даже планетных богов «заблуждающимися», бесплотными философами, если и не настоящими лжецами, нежели допустят очевидность факта. Пусть будет так. «Каждый человек властелин своей мудрости», гласит тибетская пословица, и он свободен почтить либо унизить своего раба. Тем не менее, я буду продолжать для пользы тех, которые все же смогут схватить мои объяснения проблемы и понять ее разрешение.

Существует особая способность непроизвольной мощи Бесконечного Разума, которого никто и никогда не подумал бы назвать Богом, вечно вливать субъективную материю в объективные атомы (вы должны запомнить, что эти два прилагательных употреблены лишь в относительном смысле) или космическую материю для того, чтобы развиться впоследствии в формы. И это та же самая непроизвольная механическая сила, которую мы видим такою напряженно-деятельною во всех определенных законах природы, которая управляет и контролирует то, что называется Вселенной или Космосом. Есть несколько современных философов, которые доказали бы существование Творца из движения. Мы говорим и утверждаем, что это движение – вечное мировое движение, которое никогда не прекращается, никогда не замедляется и не увеличивает свою скорость даже во время перерывов между Пралайями или «ночами Брамы», но продолжается подобно мельнице, приведенной в движение, несмотря на то, есть ли что молоть или нет (так как пралайя означает временную потерю всякой формы, но ни в коем случае уничтожение космической материи, которая вечна), мы говорим, что это непрестанное движение и есть единое, вечное и несозданное Божество, которое мы в состоянии признать... Что лежит по ту сторону и вне миров форм и существ, в мирах и сферах в их наиболее одухотворенных состояниях (может быть вы сделаете одолжение нам, сказав, где это по ту сторону может быть, когда вся Вселенная бесконечна и беспредельна) совершенно бесполезно для кого бы то ни было искать, раз даже Планетные Духи не имеют ни знания, ни ощущения того. Если наши величайшие Адепты и Бодхисаттвы сами никогда не проникали за нашу солнечную систему (эта мысль, кажется, замечательно отвечает вашей предвзятой теистической теории, мой уважаемый Брат), тем не менее, они знают о существовании других подобных солнечных систем с той же математической точностью, как и любой западный астроном знает о существовании невидимых звезд, к которым он никогда не может приблизиться или исследовать их. Но о том, что лежит в пределах миров и систем не в транс-бесконечности, (забавное выражение), но скорее в цис-бесконечности, в состоянии чистейшей и непредставляемой нематериальности, никто никогда не знал и не будет в состоянии сказать, следовательно, это и есть нечто, не существующее для мира. Вы свободны поместить в эту вечную Пустоту разумные или произвольные силы вашего Божества, если только вы можете представить себе нечто подобное.

(ПМ)



Азор> 1. Эволюция как основной закон проявленной Вселенной. Эволюция предполагает несовершенство мира и отсутствие абсолютного добра.

1.1. Предполагает ли Ваше определение Эволюции какую-либо цель (есть ли у Эволюции цель) (например, от "несовершенства мира" к его "совершенству") ? Если "да", то что это за цель и кто ее определяет, "формулирует" (если можно так выразиться), ставит перед Эволюцией, т.е. кто "автор", "архитектор" этой цели? И что происходит по достижении Эволюцией этой цели? Или же Эволюция - это бес-цельное, "стихийное", движение?


Увы, пытаться полностью ответить на этот вопрос значит попасть в ту же ловушку. Если, напр., мы станем рассуждать об авторе эволюции и его замыслах, это значит, что мы прикладываем какую-то дифференциацию к Абсолюту и различаем в нем какие-то части, а это невозможно. Так мы договоримся до того, что Вселенная создана Абсолютом, и тут же впадем в противоречие.

Потому оккультисты согласны с философами Адвайта-Веданты, что касается до вышеприведенного положения. Они доказывают на философском основании невозможность принятия идеи Абсолютного Всего, созидающего или даже развивающего «Золотое Яйцо», в которое он как бы входит для преображения в Браму-Творца, развертывающегося впоследствии в Богов и всю видимую Вселенную. Они говорят, что абсолютное Единство не может перейти в Бесконечность, ибо Бесконечность предполагает беспредельное протяжение «чего-то» и продолжительность этого «чего-то». Но Единое – Все – подобно Пространству, являющемуся его единственным умозрительным и физическим представлением на нашей Земле или нашем плане существования – не может быть ни объектом, ни субъектом для познавания. Если бы возможно было предположить, что вечное, бесконечное Все, вездесущее Единство, вместо бытия и Вечности, может стать, в силу периодических проявлений, многообразной Вселенной или же многообразным Существом, то это Единство перестало бы быть таковым.
(ТД1)

Есть сущности, которые спроектировали Вселенную и руководили ее строительством. Но это не был Абсолют. Абсолют не создал Вселенную и не запустил эволюцию в движение. Вселенная была спроектирована и создана Демиургом и подчиненной ему армией сущностей различных рангов.

Потому, когда пантеисты повторяют Упанишады, которые утверждают, как и «Тайная Доктрина», что «ЭТО» не может создавать, они не отрицают Создателя или, вернее, коллективную совокупность создателей; они просто отказываются, и очень логично приписать «создание» и, в особенности, образование – нечто законченное – Бесконечному Принципу. Для них Парабраман пассивен, будучи абсолютной Причиной, безусловным Мукта. Лишь ограниченное всеведение и всемогущество отвергаются в нем, ибо они являются еще свойствами, отраженными в человеческом понимании; и потому Парабраман, будучи Высочайшим ВСЕМ, вечно невидимым Духом и Душой Природы, неизменным и вечным, не может иметь атрибутов. Термин Абсолюта, естественно исключает всякую возможность мысли о конечности и условности в связи с ним. И если ведантисты предполагают, что свойства эти принадлежат просто его эманации, называя это Ишварой плюс Майа и Авидья (скорее, агностицизм и неведение, чем невежество), то трудно найти признак атеизма в этом понятии. Раз не могут быть ни две Бесконечности, ни два Абсолюта во Вселенной, которая предполагается беспредельной, то эта Само-Сущность едва ли может быть понята, как лично-творящая. Для чувств и понимания конечных существ «ТО» есть небытие в том смысле, что оно является ЕДИНЫМ БЫТИЕМ; ибо в этом ВСЕМ сокрыта извечная и присущая ему эманация или свойственная ему лученосность, которая, становясь периодически Брамою (Двуполою Силою), развертывается в проявленную Вселенную.
(ТД1)

Если тут позволительно говорить о какой-то иерархии, то ее верхушку можно изобразить так, согласно ЕПБ:

1) АБСОЛЮТНОСТЬ: Парабраман ведантистов или Единая Реальность, «Сат», являющаяся, по словам Гегеля, Абсолютным Бытием и Не-Бытием одновременно.

2) Первый Логос: Безличный, и в философии – Логос Непроявленный, предтеча Проявленного. Это есть «Первопричина», «Бессознательное» европейских пантеистов.

3) Второй Логос: Дух-Материя, Жизнь; «Всемирный Дух», Пуруша и Пракрити.

4) Третий Логос: Космическая Мысле-основа, Махат или Разум, Космическая Всемирная Душа; Космический Нумен Материи, основа разумных проявлений Природы и в Природе, также называемый Маха-Буддхи.




1.2. Предполагает ли также это определение наличие или отсутствие абсолютного зла?

Ответ все тот же: понятия добра и зла неприложимы к Абсолюту. Нет ни абсолютного добра, ни абсолютного зла.



1.3. Что такое "несовершенство" (или "совершенство") в контексте Вашего определения?

Коль скоро существуют большие и малые планы эволюции, принадлежащие Солнечному Логосу, Планетным Логосам, расовым Ману, и т. д., то совершенство можо понимать как полное соответствие плану, а несовершенство - как неполное соответствие. Надо только твердо помнить, что
такие функции, как планирование, руководство и контроль, нельзя приписывать Абсолюту.

---------------------

Возможно, мое уклонение от прямо поставленных вопросов и обилие цитат вызовут у Вас разочарование. По первому пункту я не могу предложить Вам ничего лучшего. Что касается второго, я могу пересказывать все своими словами, но, боюсь, это вызовет ливень вопросов, откуда я все это взял.

Ответить   
  1. Re: об эволюции и абсолюте... - Азор от 07/05/2005 03:37
    1. понятно, продолжим... - Rodnoy от 07/05/2005 08:43
      1. Re: понятно, продолжим... - Азор от 07/05/2005 13:04
        1. о 5-м плане... - Rodnoy от 09/05/2005 19:20
          1. Re: о 5-м плане... - Азор от 09/05/2005 22:16
        2. о 5-м плане - дополнение... - Rodnoy от 09/05/2005 19:58
          1. Re: о 5-м плане - дополнение... - Азор от 10/05/2005 02:39
            1. Theosophy vs. Agni Yoga on Lucifer - sova от 12/05/2005 21:11
            2. Re: о 5-м плане - дополнение... - Михаил (_P) от 13/05/2005 12:17
            3. Re: о 5-м плане - дополнение... - Михаил (_P) от 13/05/2005 12:42
      2. Re: понятно, продолжим... - добавление о несовершенстве - Азор от 07/05/2005 20:33
        1. Re: понятно, продолжим... - добавление о несовершенстве - lick от 08/05/2005 12:36

Agni-Yoga Top Sites
Авторские права © 2003 "ГРАНИ ЭПОХИ". Все права защищены.