Re: понятно, продолжим...
07/05/2005 13:04
|
Азор |
Ответ на понятно, продолжим...
|
|
Принимая во внимание все приведенные Вами цитаты, можно заключить, что когда Вы говорили о том, что "зло имеет космическое происхождение", то Вы имели в виду всю Вселенную, Космос, - т.е. проявленный мир. На абсолютном уровне этих (как и всяких других понятий) не существует.
Да, но "космическое" не столько в смысле пространственной протяженности, сколько в смысле уровней организации проявленного мира. Рассмотрим более подробно. Согласно теософской доктрине, полный Человек, включая тело, душу и дух, пребывает на шести планах солнечной системы. ЕПБ подробно описала семеричную структуру Микрокосма (Человека) и Макрокосма (солнечной системы или планеты) во 2-й части 3-го тома "Тайной доктрины", изображая 6 планов друг над другом, а 7-й в виде окружающего их эллипса (аналог аурического яйца). Но эта схема является неудобной дла выявления аналогий, поэтому я буду использовать линейную схему Безант и Ледбитера, согласно которой указанные семь планов солнечной системы располагаются так, считая сверху вниз:
1. Махапаринирванический план - на этом плане принципов Человека нет. 2. Паранирванический - здесь находится Монада. 3. Нирванический - Атма. 4. Буддхический - Буддхи. 5. Ментальный, делящийся на две части: а) высший ментал - здесь находится Манас; б) низший ментал - здесь находится ментальное тело. 6. Астральный - астральное тело. 7. Физический - физическое тело.
Эти семь системных планов образуют один космический план. Его можно назвать 7-м космическом планом и, отправляясь от него, построить полную систему космических планов: 1-й космический; и т. д. до: 5-й космический (космический ментал); 6-й космический (космический астрал); 7-й космический (космический физический план).
Основной космический источник зла находится на 5-м космическом плане. Люди, поляризованные в низшем ментале (или в кама-манасе), воображают себя отдельными сущностями, могут ссориться, отстаивать интересы своего "я", посылая тем самым в клетки своего тела волны отрицательных энергий, приводящие к нездоровому состоянию организма, которое можно рассматривать как биологическое зло. Точно так же, в силу закона аналогии, личные интересы и устремления солнечных Логосов посылают их клеткам - людям - нездоровые энергии, инициирующие человеческое зло.
Другими словами, если мы и можем говорить о "добре" и "зле", то только лишь по отношению к миру проявленному (во всех его "наитончайше-абстрактных" аспектах), или к сансаре, или к "вечному движению", - эти все понятия становятся почти синонимами в данном случае. Т.е. "добро" и "зло" - это относительные категории, атрибуты среди бесконечного числа прочих атрибутов и категорий.
С "по отношению к миру проявленному" согласен, но хочу отметить, что, строго говоря, это тавтология, потому что мы можем обсуждать только проявленный мир. Насчет сансары не уверен, т. к. это понятие само относительно: то, что для нас нирвана, для Логоса является сансарой. А вечное движение лучше оставить в стороне, т. к. это не столько атрибут проявленного мира, сколько его общий принцип, являющийся отражением Абсолюта в проявленном мире.
С последней фразой согласен.
Почему "неполного"? Может просто "добра"? А "добро" - это изнанка "зла"? Эти понятия на сансарном (т.е. космическом) уровне становятся взаимо-зависимыми. Т.е. "зло" может мыслиться ТОЛЬКО по отношению к "добру" и наоборот. Когда мы убираем что-то одно, то другое тут же становится индиферрентным, т.е. "исчезает". После этого уже не играет никакой роли, как его называть: "добро", "зло" или еще как-то. То же относится и к любым другим понятиям: каждое из них мыслиться лишь по отношению к "своему другому" (это технический термин), т.е. к своему полярному понятию. Понятие "задача" может мыслиться только по отношению к "решению": если "решение" уже есть, то они оба "исчезают", т.е. "противоречие снимается". Но "движение" при этом может и не исчезнуть, ибо на смену паре "задача-решение" может прийти пара "частное-общее [решение задачи]" или что-то другое. Таким образом "круговерть" получит новый импульс вращения.
Я согласен, можно сказать и так. Но все-таки эволюция состоит в улучшении ситуации, повышении гармонии, согласовании свободных воль, и количество зла в среднем должно уменьшаться, пока не наступает полная гармония на короткое время, а затем данный отрезок эволюции исчерпывает себя и оканчивается. Так что если не учитывать момент завершения, то да, я согласен с тем, что зло - изнанка добра и добро - изнанка зла. |
|