Азор писал(а):
Я нашел в письмах Е. И. Рерих несколько мест о платоновском государстве. В одном таком пассаже (см. ниже) она ухитрилась назвать платонову утопию усовершенствованной "демократией", в которой, в отличие от реальной низменной демократии, "Вожди будущего будут назначаться не безответственными массами, но, истинно, Иерархией Света". ... Е. И. Рерих была последовательна в своей вере до конца и не стеснялась отбрасывать соображения, основанные на разуме, когда последние противоречили ее вере. Обратите внимание, что во втором абзаце цитаты она пишет о "среднем интеллигенте", которого возмущает понятие Иерархии. Конечно, обидная кличка "средний" и те взгляды, которые она приписывает "среднему интеллигенту" и потом легко разбивает - всё это просто полемические приемы. Но суть ее аргументации ясна: она отвергает подход интеллигенции, основанный на разуме и приводящий к негативной оценке утопии Платона, и защищает подход, основанный на "синтезе", который "в полной мере возможен лишь при больших накоплениях, которые неминуемо вознесут Вас над толпами".
Вечная проблема аналитического вывода, основанного на весьма ограниченной для удовлетворительного отрицания либо утверждения сумме фактов.
Е.И.Рерих могла утверждать основываясь на на доступных ей фактах, как можно предположить, следовательно вполне могла быть последовательной не в вере, а в знании. Можно такое допустить? если нет достаточно надёжного отрицания, то думаю, правомерно.
Факт существования надчеловеческой иерархии в глазах человечества всегда останется лишь допускаемой возможностью, ибо он недоказуем. Но вероятность существования такого факта неумолимо будет приближаться к 1. Для ЕИР это было очевидно. Для некоторых из нас - вероятно вплоть до веры, для многих других здравомыслящих вероятно, но весьма сомнительно.
С тех пор, как иерархия заявила о себе вне какой-либо из религий, намекнув в Тайной Доктрине Блаватской о своей глубокой осведомлённости в отношении человеческо-философских фантазий и философского богословия также, как и о характере западной науки, а также предложила ко всеобщему осмыслению кое-что до селе неизвестное ни широкой публике ни её "вождям", рост упомянутой вероятности заметен невооружённым глазом. Как следствие - неизбежный рост понимания платоновых идей, ибо он в уме держал Идеал, когда набрасывал своё Государство в атмосфере учёных невежд. |