"Лучше заблуждаться с Платоном, нежели отрицать с умниками"
23/04/2005 19:11
|
Yury F. |
Ответ на Re: учение Платона - пустоцвет
|
|
Такой приговор, точнее подход, не отражен в каком-то формально-юридическом постановлении научного суда присяжных
То есть, приговора нет. По-вашему, этот “приговор” лишь...
следует из самого духа научной методологии, которая прилагается, в частности, к оценке работ или идей при вынесении решений о выделении денег на исследования, о возможности опубликования статей в научных журналах, и т. п.
Как я понял, Вы приписываете вынесение “приговора” следствию, вытекающему из “духа” научной методологии, предложенной сэром Бэконом и чисто бухгалтерскому менталитету "выгодно или нет"? Что ж, посмотрим, есть ли в мотодологии Бэкона хоть тень того, что вы надумали.
Во-первых, Вы явно путаете божий дар с яичницей, когда заводите речь о «новой методологии» Бэкона. Бэконовская классификация наук, представлявшая альтернативу аристотелевской, действительно, долгое время признавалась основополагающей многими европейскими учеными и философами, но, по сути, Бэкон породил так называемый английский материализм. Это никак не осуждает учение Платона.
В трактате «Новый органон» Бэкон провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода - очищение разума от заблуждений, обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основу которой видел в эксперименте. Здесь, по-моему, тоже нет принципиально расхождений с тем, как Платон относился к мышлению вообще и качеству мысли в частности.
Но при этом Бэкон является автором утопии (!) «Новая Атлантида». Он разделял теорию двойственной истины [*], разграничивающую функции науки и религии; его позиция по отношению к религии близка деизму. И, в чем нельзя отказать Бэкону, так это в том, что он первым выразил понимание науки как социального института. Но и здесь нет ничего, что могло бы бросить тень вины на Платона. А вся разница между "Государством" Платона и утопией Бэкона состоит в том, что в бэконовском Бенсалеме, царит культ научно-технических изобретений, которые выступают главной причиной преуспеяния населения.
Что касается бэконовского индуктивизма, то он получил развитие только в 19 веке (в работах идеолога либерализма Джона Стюарта Милля), но уже в 20-м, трактовка индукции как логики открытия была подвергнута критике школой Карла Поппера [**]. И снова – ничего такого, что давало бы основания считать Бэкона родоначальником обвинительного следствия.
Как видно, ни в целях, ни тем более в методах провозглашённых Бэконом, нет оснований для вынесения каких-либо приговоров учению Платона. Более того, задолго до Бэкона, хорошее знание философии Платона, не помешало Евклиду-математику быть ещё и платоником (а может наоборот: математиком был Евклид-платоник?). Так или иначе, а свои «Начала» Евклид заканчивает изложением т.н. платоновых тел, т.е. пяти правильных многогранников. А ведь с именем Евклида и его вкладом в науку, следует связывать становление александрийской математики как науки.
Увы, на большее нет времени. Вынужден ограничиться вашей апелляцией к новому научному методу Бэкона. Однако, приведённого выше уже достаточно, чтобы назвать вас пустомелей, которому «лень засучить рукава и начать работать».
Без уважения, Ю.Ф.
---------------------- Примечания
[*] ТЕОРИЯ ДВУХ ИСТИН - средневековое учение об автономности истин философии (т.е. рационального познания) и теологии, могущих вступать в противоречие друг с другом. Связано с проникновением аристотелизма в средневековую культуру. Восходит к Ибн Рушду и отчетливо сформулировано в латинском аверроизме (Сигер Брабантский, падуанская школа и др.); аверроистская интерпретация Аристотеля противоречила христианским догматам и была осуждена церковью.
[**] Popper (Поппер Карл Раймунд) 1902-94, философ, логик и социолог. Родился в Австрии. Свою философскую концепцию - критический рационализм, теорию роста научного знания - построил как антитезу неопозитивизму. Выдвинул принцип фальсифицируемости (опровержимости), служащий критерием демаркации между наукой и «метафизикой». Теория «трех миров» Поппера утверждает существование физического и ментального миров, а также мира объективного знания. Работы по теории сознания, вероятностной логике и теории выводимости. Выступил с критикой марксизма и принципа историзма. В противовес иррационализму и релятивизму защищает рационализм. |
|