16-05-1319   -   День рождения Сергия Радонежского             
 Главная  Альфа и Омега  Библиотека  Тексты  Форум

  
Регистрация в портале  Логин:   Пароль:    

Агни Йога и Теософия. Форум журнала "Грани эпохи"
Правила конференции | Рекомендации для участников форума
Ссылки: Этико-философский журнал "Грани эпохи" | Орифламма | сайт Общества Агни Йоги (NY)
            старый форум (архив)
Вернуться к дереву соообщенийДерево сообщений  ПоискПоиск  Новая темаНовая тема  НастройкиНастройки 
Обновление в библиотеке - о тантре

11/10/2004 12:08

Kay Ziatz

Выложена книга Э. Кришнамачарьи "Оккультная анатомия" (лекции 1984 г.)

Содержание следующее:

Тройственная природа
Пять состояний материи
Создание одиннадцати индрий
Три Веды
Пранаяма
Истинное и ложное я
Антахкарана
Авидья
Десять принципов
Аштанга йога
Вверение
Нади
Кундалини
Шесть чакр
Древняя теория эволюции
Шесть чакр — клавиатура чувств
Подразделения в чакрах
Чакры и звуки
Три глаза Матери
Деятельность иды и пингалы
Вклад трёх гун в жизнь неподготовленного человека
Способности шести чакр
Шесть матерей-богинь
Образы шакти чакр
Каулачара и самаячара
Медитация на объектах чувств в шести чакрах
Тантра
Мантра
Родители космоса

Рекомендую тем, кто интересуется индийской тантрой.

http://www.theosophy.ru/lib

Ответить   
1 2
Автор Ответ
evklid
№1  вредная книга11/10/2004 21:09
Ответ на   Обновление в библиотеке - о тантре

Выложена книга Э. Кришнамачарьи "Оккультная анатомия" (лекции 1984 г.)


Эта книга еще вреднее, чем я думал. В ней предлагается не только раджа-йога (РЙ), практика которой опасна в отравленной астральными миазмами атмосфере России и Запада, но и кундалини-йога (медитации на гуру в шести чакрах, медитация на объектах чувств в шести чакрах), которая не имеет ничего общего с РЙ и которая во стократ опаснее.

При этом автор имеет нахальство опираться на авторитет Е. П. Блаватской и Махатмы Д. К. (книги А. Бейли), которые никогда не советовали заниматься медитацией на чакрах или в чакрах ввиду ее чрезвычайной опасности при отсутствии опытного учителя.

Из 2-томника писем Е. И. Рерих:

"Теперь о чакрах. Как Вы знаете, всех чакр или огней 49. В Агни Йоге упомянуты 21, ибо открытие и трансмутация 21 центра влечет за собою возгорание и остальных, ибо многие центры имеют двойные разветвления. Для высокого духовного развития нужно не только открытие, но и трансмутация всех центров, ибо просто открытие одного или двух центров ведет лишь к низшему психизму и ко многим опасностям. Но вообще без участия Учителя недоступно правильное открытие центров. При этом я подразумеваю Высшего Учителя, ибо лишь такой Учитель может знать истинное состояние нашего организма во всех его оболочках и может регулировать давление крови, столь опасное при открытии центров, не говоря уже при огненной трансмутации их. Потому в книгах Учения прежде всего устанавливается длительная подготовка организма, именно, физическая и духовная профилактика. Совершенно необходимо очищение мышления и сердца, затем следует расширение сознания, утончение всех чувств и воспитание сердца, ибо сердце, как синтетический орган, может дать нам то духовное развитие, при котором может начаться не только открытие центров, но мы сможем обратить на себя внимание Высокого Учителя, который и примет нас под свое наблюдение и допустит даже до следующей ступени, до огненной трансмутации центров, если духовность наша позволит этот опаснейший опыт. Без наличия очищенной духовности мы можем проделать все существующие упражнения для раздражения нервных центров, но, в лучшем случае, достигнем лишь жалкого психизма или же разовьем медиумизм, если он был у нас в спящем состоянии, и, таким образом, легко можем стать добычею любого одержателя."

"Человеческий организм нашего планетного круга еще далек от таких восприятий, и потому необходима длительная подготовка, не только для такого рода явления, но и для всех меньших огненных явлений. Тончайшие вибрации неурегулированного подъема силы кундалини могут разрушить тело, не приученное, не закаленное к восприятию их. Не забудем, что так называемый йог Рамачарака [американец Аткинсон] если и был в числе слушателей Вивекананды, то йогом никогда не был. Отсюда и свобода его изложения механических методов без освещения всех опасностей, сопряженных с подобным насилием.

На мировой книжный рынок выброшены сейчас тысячи руководств, указывающих легкие способы, как механическим путем развить в себе скрытые низшие психические силы. Истинно, эти невежественные и безответственные писатели работают на стороне темных сил, которые ничего так не желают, как открыть некоторые центры у людей и тем получить доступ к ним, и через них приобщиться к земной жизни для проведения своих темных планов. Ведь им так хочется удержать вокруг Земли атмосферу, отравленную низшими эманациями, необходимую для их существования."



 
Ответить
Kay Ziatz
№2  вредные настроения12/10/2004 00:08
Ответ на   вредная книга

> В ней предлагается не только раджа-йога (РЙ), практика которой опасна в отравленной астральными миазмами атмосфере России и Запада
Ну, извините, это полнейшая чушь. Вредной практику непривязанности, контроля над своим умом, сосредоточенности и т.п. в условиях "отравленной астральными миазмами атмосферы" может назвать лишь "пособник тёмных сил", про которых вы процитировали — ведь только на не имеющих этого контроля такая атмосфера будет действовать.

> (медитации на гуру в шести чакрах, медитация на объектах чувств в шести чакрах), которая не имеет ничего общего с РЙ и которая во стократ опаснее.
> медитацией на чакрах или в чакрах ввиду ее чрезвычайной опасности при отсутствии опытного учителя.

Здесь вы противоречите сами себе. Как можно медитировать на гуру, если гуру нет? Если это вымышленный учитель, то это уже не гуру.
К тому же, прочитали ли вы книгу? По-моему, это было затруднительно всего лишь за несколько часов. Или вы читали запоем, не в силах оторваться от столь увлекательного чтения, а теперь замаливаете грехи? Ведь в книге главным образом не техники, а просто описание функций чакр, практикуя без знания которых, кстати, кое-кто стал и медиумом.
Или вы увидели в ней просто то, чего больше всего боитесь? (В незнакомом видится страшное, а это страшное ассоциируется уже с ранее знакомым. При этом между первым и последним звеном цепи может не быть ничего общего. Как, например, наука ассоциировалась у средневековых христиан с колдовством, а колдовство уже с Дьяволом).

> открытие одного или двух центров ведет лишь к низшему психизму и ко многим опасностям. Но вообще без участия Учителя недоступно правильное открытие центров.
Где вы нашли в предлагаемой книге техники открытия центров? И вообще — где ваши собственные мысли? Что толку повторять цитаты из Е.И., как заклинания? Чем это лучше библейских цитат ходячих проповедников, которые разговаривают только ими?

> так называемый йог Рамачарака если и был в числе слушателей Вивекананды, то йогом никогда не был. Отсюда и свобода его изложения механических методов без освещения всех опасностей, сопряженных с подобным насилием.

Здесь всё поставлено с ног на голову. Рамачарака был очень осторожен в отборе практик. Я проверял некоторые даваемые им упражнения на себе, и тем только укрепил своё здоровье. Не слышал я и об отрицательных результатах у других. А вот у Вивекананды (в его книге "Раджа-йога") даётся одно очень опасное дыхательное упражнение, которое как раз может привести к неконтролируемому пробуждению кундалини. Заканчивает он описание упражнения весьма завлекательным обещанием:
"Если серьезно заниматься упражнениями, то наступит день, когда пробудится Кундалини. Кто просто делает упражнения дважды в день, скоро испытает некоторое успокоение тела и духа, а также обретет приятный голос, но лишь те, кто пойдет дальше этого и испытает пробуждение Кундалини, те начнут преображаться, и книга знания откроется перед ними. Собственно говоря, вам больше не потребуется обращаться к книгам за знанием, ваш ум станет книгой, содержащей в себе все знание."
Ничего подобного в предлагаемой мною книге нет, но вы наверно всё равно не признаете книги Вивекананды вредными — как же, ведь их хвалила сама Е.И.!

"Истинно, эти невежественные и безответственные писатели работают на стороне темных сил, которые ничего так не желают, как открыть некоторые центры у людей и тем получить доступ к ним, и через них приобщиться к земной жизни для проведения своих темных планов."

Кстати, есть один хороший анекдот на эту тему.
Застав своих родителей за занятиями сексом, Вовочка сказал: "И эти люди запрещают мне ковырять в носу!"
 
Ответить
evklid
№3  sloppy reading skills, messy thinking habits12/10/2004 01:41
Ответ на   вредные настроения

> (медитации на гуру в шести чакрах, медитация на объектах чувств в шести чакрах), которая не имеет ничего общего с РЙ и которая во стократ опаснее.
> медитацией на чакрах или в чакрах ввиду ее чрезвычайной опасности при отсутствии опытного учителя.

Здесь вы противоречите сами себе. Как можно медитировать на гуру, если гуру нет? Если это вымышленный учитель, то это уже не гуру. К тому же, прочитали ли вы книгу? По-моему, это было затруднительно всего лишь за несколько часов. Или вы читали запоем, не в силах оторваться от столь увлекательного чтения, а теперь замаливаете грехи? Ведь в книге главным образом не техники, а просто описание функций чакр, практикуя без знания которых, кстати, кое-кто стал и медиумом.



А Вы уверены, что Вы сами прочитали книгу? "Как можно медитировать на гуру, если гуру нет?" А как Вас, читавшего (или только просканировавшего?) книгу, угораздило задать такой вопрос? Ведь это же взято из книги! В начале главы "Каулачара и самаячара" говорится следующее:

"Что касается медитации на гуру в шести чакрах, то процесс этот следующий. Сначала закройте глаза. Медитируйте на своём гуру в каждом центре с этим символом, и в невообразимо быстрый срок между гуру и вами установится связь. Тогда уже он будет направлять вас и присматривать за всем, а вам уже не придётся ни о чём заботиться."

И далее:

"Подбирайтесь к низшим через высшего. Первый метод называется каулачара, а второй — самаячара. Вчера я говорил вам, что нужно медитировать на гуру в каждом из центров в нади, именуемой сушумной. Всё это совершается ментально. (На вопрос Инги учитель ответил). Нет, с седьмым центром ничего делать не нужно — он слишком аристократичен, ибо это вы сами. Вы обнаружите там Ингу, а не Шиву. Шива очень глубоко скрыт в вас — как если бы он спрятался в вашем доме, в то время как вы бы искали его снаружи."

"Что касается дисциплины и правил, которым нужно следовать, примите наставления, даваемые в Бхагавад-гите и других подобных книгах. Каких-то особых требований нет, и даваемых в Бхагавад-гите вполне достаточно. Вам нужно тренироваться и соблюдать дисциплину и регулярность. Вы должны следовать ежедневному плану. Назначьте время для своих повседневных дел, постепенно увеличивая количество пунктов в своём расписании. Поначалу назначьте лишь время для молитвы — в шесть утра и в шесть вечера. Добившись мастерства в точном соблюдении этих двух пунктов, можете добавить третий — начало занятий."


"Медитация на объектах чувств в шести чакрах" - это тоже не выдумано мною; это название следующей главы, которая начинается так:

"Теперь деятельность пяти чувств нужно умственно разместить в каждой из этих чакр. Здесь недопустима путаница — у каждого центра должен быть объект восприятия одного из органов чувств. Эти объекты чувств должны быть размещены в пяти низших чакрах. Самая низшая из способностей восприятия, расположенная в центре основания, муладхаре, называется гандха."


Эти цитаты не оставляют сомнений в том, что в книге, помимо описания чакр, предлагаются и практические методы медитации в чакрах.


Где вы нашли в предлагаемой книге техники открытия центров? И вообще — где ваши собственные мысли? Что толку повторять цитаты из Е.И., как заклинания? Чем это лучше библейских цитат ходячих проповедников, которые разговаривают только ими?


Я уже ответил на этот вопрос выше и конкретно показал, где я нашел в книге техники медитации в чакрах (а не по открытию чакр, что Вы пытаетесь приписать мне).
 
Ответить
Naazimm
№4  Анекдот анекдоту!12/10/2004 03:08
Ответ на   вредные настроения


Приведенный анекдот свидетельствует о действительности приобретение укрепление физического здоровья питьем проверки «некоторые даваемые им упражнения на себе», однако тот анекдот также свидетельствует о том, что те упражнения могут туманить ум и тем тяготеют дух к заземлению. Т.е. здоровое тело укрепляется, чтобы здорово прикрепить его к земле и таким образом, что надобности телесного ума крилям духа отпадут.

Для размышления:
Необязательно в здоровом теле здоровый дух, но обязательно у здорового духа здоровое тело.

Н.З.

 
Ответить
Владимир Чернявский
№5  Мнение Е.И.?!12/10/2004 06:39
Ответ на   вредные настроения

>>>>А вот у Вивекананды (в его книге "Раджа-йога") даётся одно очень опасное дыхательное упражнение, которое как раз может привести к неконтролируемому пробуждению кундалини. Заканчивает он описание упражнения весьма завлекательным обещанием:"Если серьезно заниматься упражнениями, то наступит день, когда пробудится Кундалини. Кто просто делает упражнения дважды в день, скоро испытает некоторое успокоение тела и духа, а также обретет приятный голос, но лишь те, кто пойдет дальше этого и испытает пробуждение Кундалини, те начнут преображаться, и книга знания откроется перед ними. Собственно говоря, вам больше не потребуется обращаться к книгам за знанием, ваш ум станет книгой, содержащей в себе все знание." Ничего подобного в предлагаемой мною книге нет, но вы наверно всё равно не признаете книги Вивекананды вредными — как же, ведь их хвалила сама Е.И.!

Вот, что по этому поводу пишет Е.И.:

Письма Елены Рерих. I, 12. 3. 35. Конечно, многие, прочитав Раджа-Йогу Вивекананды, считают, что практикование Раджа-Йоги вполне возможно. Но все они упускают из виду, что, выдавая способы раздражения центров посредством удержания дыхания, Вивекананда прежде всего настаивал на полном очищении мышления и сердца, то есть, иначе говоря, на перерождении внутреннего человека, и только тогда допускал эти механические упражнения. Но кто из приступающих к таким, в конце концов, хатха-йогическим упражнениям, задумался над этим основным условием? Раджа-Йога без внутреннего перерождения немыслима. Кроме того, наука о дыхании, которой занимаются истинные раджа-йоги, имеет мало общего с пранаямой. Хатха-йоги заняты контролем жизненного дыхания лёгких, тогда как древние раджа-йоги понимали его как дыхание ментальное, именно только овладение этим ментальным дыханием приводит к высшему ясновидению и восстановлению функции третьего глаза и к достижениям Раджа-Йоги.


 
Ответить
Kay Ziatz
№6  Re: Мнение Е.И.?!13/10/2004 10:53
Ответ на   Мнение Е.И.?!

> прежде всего настаивал на полном очищении мышления и сердца ... и только тогда допускал

В этом ничего оригинального нет - все авторы, вслед за Патанджали, говорят о яме и нияме. Есть это, конечно, и у Кришнамачарьи. Но при этом он таких опасных упражнений, как Вивекананда, не давал. Тут явно видна нынче модная политика двойных стандартов, когда одни авторы возносятся, а другие поносятся лишь по принципу принадлежности к определённому пантеону.
Мне известен один случай того, как одна женщина стала медиумом, занимаясь по книге Вивекананды, и я догадываюсь ещё об одном. Конечно, сам я этот случай проверить не мог, но про подобные случаи с книгами Э.К. я не слышал даже непроверенных заявлений.
Отвечая сразу на другое письмо, замечу, что данная книга - запись его выступления перед учениками в Индии (в отличие от лекции по Патанджали в Европе), и говоря о визуализации своего учителя, он автоматически предполагал, что у слушателей таковой учитель имеется - иначе кого визуализировать?

В этих лекциях он говорит о важности учителя, сравнивая его с магнитом, намагничивающим железо.

"Древние учили большей мудрости, чем я учу вас теперь, но вам приходится
слушать меня. Ведь где вы найдёте книгу, в которой бы просто и ясно излагались эти вещи? У древних было то же затруднение. Эти вещи могут передаваться от человека к человеку, но нельзя получить всё из книг. Никто, в том числе и я, не может изложить сказанное мною вам в форме книги во всей целостности. Допустим, вы составите книгу, до последней буквы воспроизводящую
всё, что я сказал, напечатаете, и дадите мирскому человеку, не бывавшему раньше на моих занятиях. Тогда эта книга будет для него подобна Пуранам. В каких отношениях находятся с магнитом куски железа? Это не описание деталей, а соприкосновение. ... Так что если вы выпустите книгу, в которой будет всё, что я сказал, и дадите её мирскому человеку, у него лишь перегреются мозги."
 
Ответить
Владимир Чернявский
№7  Re: Вы правы13/10/2004 12:48
Ответ на   Re: Мнение Е.И.?!

> Тут явно видна нынче модная политика двойных стандартов, когда одни авторы возносятся, а другие поносятся лишь по принципу принадлежности к определённому пантеону.

Вы правы. Я тоже заметил, что в последнее время книги Рерихов (или ими рекомендованные) подвергаются незаслуженному шельмованию. Я даже заметил формирование некой "оппозиции", которая стремится продвигать источники, не рекомендованные Рерихами и "поносить" те, что получили их одобрение.
 
Ответить
Kay Ziatz
№8  Re: Вы правы13/10/2004 15:25
Ответ на   Re: Вы правы

Видеть во всём заговоры — тоже тенденция. Хотя такая вещь, как естественная реакция, несомненно, существует. Но у таких явлений, как правило, нет лидеров.
 
Ответить
evklid
№9  Любопытные сведения13/10/2004 17:35
Ответ на   Обновление в библиотеке - о тантре

В своем сообщении от 27/09/2004 ("Новый для нас автор") Kay Ziatz дал список работ Эккиралы Кришнамачарьи, но упустил из виду работу, самую интересную для участников данного форума (не книга, а буклет; см. http://www.good-will.ch/pdf/wtt-publications.pdf):

Agni Yoga - Yoga of Synthesis [Агни Йога - йога синтеза]

Интересно, как Э. К. понял Агни-йогу?


Он несколько раз посетил Европу и Америку, пропагандируя восточные и просто духовные учения, в том числе Раджа-йогу. (Quitting the job in 1974, he toured Europe and America five times between 1972 and 1983 and propagated the message of Sanatana Dharma, spiritual astrology, Pantanjali's Yoga, Bhagavadgita and spiritual psychology.)

В другой статье на Интернете (http://www.mihira.com/wisdommasters/mstrek.htm) говорится следующее:

"Учитель Э. К. Кулапати Эккирала Кришнамачарья, широко известный под именем Мастер Э. К., родился 11 августа 1926 г. Он был послан человечеству Великими Гималайскими Учителями как мировой учитель... Главные направления его деятельности включали: 1. Духовное слияние Востока и Запада. 2. Сочетание 1-го луча учителя С. В. В. и своего собственного 2-го луча для планетного, космического и солнечного посвящениа принятых учеников. 3. Поощрение [буквально "установление"] санатана дхармы. 4. Подготовка второго пришествия Христа."
 
Ответить
Владимир Чернявский
№10  Re: Вы правы13/10/2004 19:03
Ответ на   Re: Вы правы

>>>Хотя такая вещь, как естественная реакция, несомненно, существует.

Но, Вы же наверное, понимаете, что такая "реакция" - именно реакция и не имеет ничего общего как с истиной, так с равновестным объективным подходом?
 
Ответить
Kay Ziatz
№11  Re: Любопытные сведения13/10/2004 20:55
Ответ на   Любопытные сведения

> Интересно, как Э. К. понял Агни-йогу?

Вот уж не знаю. Хотя где-то он вроде бы положительно отзывался о ней. Хотя он вроде бы вообще не отзывался ни о ком отрицательно, если не считать его критических замечаний о Бэйли, которая, по его словам, не была ни эзотеристом, ни оккультистом. Я перечислил только книги, которые были переведены и вошли в сборник. Вообще его книги, скорее, являются редкостью и не имеют широкого хождения. Они издаются в Индии небольшими тиражами, порядка 2000, и с довольно плохим качеством. Есть ещё много других книг — по аюрведе, гомеопатии, а также комментарии на Пураны и т.п. вещи. К тому же часть их написана на телугу.

Что же касается восторженных характеристик со стороны каких-то неизвестных его последователей, за них он не может отвечать, а уж я тем более. Те, кого я встречал лично — вполне уравновешенные и здравомыслящие люди. Впрочем, в Индии в порядке вещей писать в подобном тоне почти о любом учителе.
 
Ответить
Kay Ziatz
№12  Re: Вы правы13/10/2004 20:56
Ответ на   Re: Вы правы

Под реакцией я имел в виду совершенно естественный процесс выравнивания. В 90-е годы существовал своеобразный "перекос" в издании эзотерической литературы — ассортимент её не вполне соответствовал тому, что доступно западному читателю. Мы знали в основном лишь теософическую л-ру, переведённую до революции, Блаватскую и Бэйли. Но ведь это далеко не всё! Теперь навёрстывается упущенное по другим авторам.
 
Ответить
evklid
№13  Re: Любопытные сведения13/10/2004 23:00
Ответ на   Re: Любопытные сведения

> Интересно, как Э. К. понял Агни-йогу?

Вот уж не знаю. Хотя где-то он вроде бы положительно отзывался о ней. Хотя он вроде бы вообще не отзывался ни о ком отрицательно, если не считать его критических замечаний о Бэйли, которая, по его словам, не была ни эзотеристом, ни оккультистом. Я перечислил только книги, которые были переведены и вошли в сборник. Вообще его книги, скорее, являются редкостью и не имеют широкого хождения. Они издаются в Индии небольшими тиражами, порядка 2000, и с довольно плохим качеством. Есть ещё много других книг — по аюрведе, гомеопатии, а также комментарии на Пураны и т.п. вещи. К тому же часть их написана на телугу.


Я сделал еще одну вылазку на Интернет, чтобы разобраться в этом вопросе. Результаты довольно скудные, но достаточные для предварительной ориентации.

Судя по кратким аннотациям книг Э. К. (http://www.good-will.ch/pdf/wtt-publications.pdf), он не просто положительно отзывался о ней, но чтил ее как "йогу будущего":

III. A Short Description of Major Works of Dr. E. Krishnamacharya
BOOKLETS
AGNI YOGA
The oldest yoga path is the Raja Yoga Path. And the Yoga of the future is what is called
Agni Yoga. We are expected to practice this Agni Yoga in our daily routine. Our contact
with others should be taken as the laboratory of our Yoga practice.

В другой небольшой статье, которая представляет собой выжимку из работ Э. К. и его ученика Кумара, в частности из брошюры об Агни йоге (АЙ), об АЙ говорится немного больше (см английскую цитату ниже). Однако это описание вызывает подозрение, что он говорит о какой-то другой АЙ индусского типа, очень слабо связанной с Живой Этикой.


Что же касается восторженных характеристик со стороны каких-то неизвестных его последователей, за них он не может отвечать, а уж я тем более. Те, кого я встречал лично — вполне уравновешенные и здравомыслящие люди. Впрочем, в Индии в порядке вещей писать в подобном тоне почти о любом учителе.

Что ж, это справедливо. Но приведенная мною ранее цитата о миссии Э. К. заслуживает внимания как интересный материал, так как (1) взята с сайта, специализирующегося на Э. К. и его учителе, Мастере C.V.V., и (2) содержит не только стандартные расплывчатые восторги, но и очень конкретное описание миссии Э. К., которое должно быть на чем-то основано (может быть на устной информации, полученной владельцем сайта от Э. К.).

----------------------

FIERY EXISTENCE
According to the science of spirituality the entire
creation is an expression of energy, of a fire of Existence
expressing itself in different flames. The
flames seem to be many, but are One in their essence.
It is a fiery Synthesis, whose awareness is
called in the East Agni Yoga or Yoga of Fire. Three
basic forms of fire are described in the scriptures; in
more recent wisdom teachings they are called Electrical
or Cosmic Fire, Solar or Soul Fire, and Fire by
Friction. Our mind is one of the flames blown down
from a subtler to the grosser and grosser existence,
until in the dense planes we experience resistance
and develop consciousness through our sensations.
Through the contact of the mind with the body we
begin to feel the existence of our bodies. In the imbalances
and problems of our personality lives we
experience the burning of the Fire by Friction.
Fire purifies, it burns all you give to it to ashes. On
the evolutionary path, back from multiplicity to the
original Fire of Existence, our thought, speech and
action are purged in a purification process through
fiery aspiration. The age-old Path of Yoga teaches to
neutralise the reactions of the mind and the senses
towards objectivity to reach balance and poise. The
practice of Yoga is a daily purification process, it
keeps the mind clean and pure, so that it can reflect
Truth. Thus the individual consciousness can withdraw
into the background of a greater consciousness.
Yoga however is nothing out of touch, but is lived in
daily life. Yoga is not a part time job, but a way of
life. To read about Yoga doesn't help at all, there
should be an interest in practising. It is a conscious
decision to take to the path and not to stop until the
awareness of Synthesis is reached.
 
Ответить
Kay Ziatz
№14  перевод и пр.14/10/2004 08:40
Ответ на   Re: Любопытные сведения

Что же может не понравиться в этом тексте? По-моему всё хорошо и правильно написано. Привожу перевод для тех, кто не знает английского.


Огненное существование

Согласно науке духовности всё мироздние — выражение энергии, огня существования, выражающего себя в разных формах. Огни кажутся многочисленными, но они едины в своей сути. Это огненный синтез, осознанность которого называется на востоке агни-йогой, или йогой огня. В писаниях описаны три основные формы огня; в более недавних учениях мудрости они называются электрическим (или космическим) огнём, солнечным огнём (или огнём души) и огнём трения. Наш ум есть один из огней, раздутый из тонкого к всё более грубому и грубому существованию, пока на плотных планах мы не испытываем сопротивление и не развиваем сознание через наши ощущения. Через контакт ума с телом мы начинаем чувствовать существование наших тел. В неуравновешенностях и проблемах нашей личностных жизней мы переживаем горение огня трения. Огонь очищает, он превращает всё, что вы предаёте ему, в пепел. На эволюционном пути назад от множественности к изначальному Огню Существования, наша мысль, речь и действие очищаются огненным устремлением. Вековечный путь йоги учит нейтрализовывать реакции ума и чувств на предметность, чтобы достичь уравновешенности и баланса. Практика йоги — это ежедневный процесс очищения, он поддерживает ум в чистоте, чтобы он мог отражать Истину. Так индивидуальное сознание может удалиться в основу более великого сознания. Йога, однако, ни с чем не теряет контакт, но проживается в повседневной жизни. Это не временное занятие, а образ жизни. Чтение о йоге не поможет, должен быть интерес к практике. Это сознательное решение встать на путь и не останавливаться, пока не будет достигнуто осознание Синтеза.


Что же касается книг Агни-йоги — их вернее всё же называть «Живой этикой». Есть отрывочные сведения, что Е.И. Рерих проходила какую-то огненную йогу, но её описание в книгах не даётся. Но это было как-то связано с чакрами. Книги же, по-видимому, дают этическую подготовку к этой практике.
 
Ответить
Владимир Чернявский
№15  Re: перевод и пр.14/10/2004 13:21
Ответ на   перевод и пр.

>>>Что же касается книг Агни-йоги — их вернее всё же называть «Живой этикой». Есть отрывочные сведения, что Е.И. Рерих проходила какую-то огненную йогу, но её описание в книгах не даётся. Но это было как-то связано с чакрами. Книги же, по-видимому, дают этическую подготовку к этой практике.

Костя, Вы допускаете, что корме медитаций на чакрах, визуализаций и повторения мантр могут быть иные виды практик?
 
Ответить
evklid
№16  две разные Агни-йоги14/10/2004 17:22
Ответ на   перевод и пр.

Что же может не понравиться в этом тексте? По-моему всё хорошо и правильно написано.

Я не сказал, что мне что-то не понравилось в том тексте, а просто отметил, что изложенные в нем идеи известны в индусской традиции и слабо связаны с Живой Этикой. Популярное изложение этих идей можно найти, напр., в книге Сатпрема "Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания" (см. цитаты ниже). Отсюда я заключил, что Агни-йога Эккиралы Кришнамачарьи отличается от Агни-йоги Е. И. Рерих.

------------------------

Агни, или Чит-Агни, повсюду одно и то же. Мы говорим
о нисходящей или восходящей силе, о ментальной, витальной или материальной
силе, но не существует многих различных видов сил - в мире есть только одна
Сила, единый ток, который проходит через нас, как и через все предметы,
который обладает тем или иным свойством в зависимости от уровня, на котором
он действует. Электрический ток, освещающий храм или бар, школьный класс
или кафе, остается все тем же током, хотя он освещает разные объекты. Точно
так же эта Сила, это Тепло, Агни - всегда одна и та же, оживляет ли она
или освещает наше внутреннее убежище, нашу ментальную фабрику, наш
витальный театр или пещеры физического. В зависимости от уровня она несет
более или менее интенсивный свет, более или менее тяжелые вибрации -
сверхсознательные, ментальные, витальные, физические - но всегда она
связует все и оживляет все. Это основная субстанция вселенной:
Сознание-Сила, Чит-Агни.

Далее Шри Ауробиндо продолжает: "В соответствии с опытом древних йогов
... Агни является тройственным:
1) обыкновенный огонь, джада Агни
2) электрический огонь, вайдьюта Агни
3) солнечный огонь, саура Агни
Науке пока известны лишь первый и второй из этих видов огня. Тот факт, что
атом подобен солнечной системе, может привести ее к познанию третьего".
(%23).

На что указывал Шри Ауробиндо? И как он мог знать (не говоря уже о
риши, которые жили шесть тысяч лет тому назад) прежде всех наших научных
лабораторий, что солнечное тепло - Саура Агни - отлично по своей природе от
того, что мы называем просто огнем или электричеством, что оно является
результатом термоядерной реакции и что это та же самая энергия, которая
содержится в атомах? То, что все физические реалии, какова бы ни была их
природа, связаны с внутренней реальностью, которая является как их
причиной, так и основой, - это факт, который, возможно, приведет науку в
замешательство, потому что она все оценивает в терминах "конкретной"
реальности; даже у самых малых материальных элементов есть свои внутренние
двойники. Начать хотя бы с наших собственных физических органов: ведь они
- не что иное, как материальное проявление, материальная "опора" центров
сознания. Все здесь - это проекция, символическое представление света или
силы нездешних, существующих на другом плане. Весь мир - это не что иное,
как огромный Символ. Наука наблюдает и анализирует феномены, выводит
уравнения для гравитации, веса, расщепления атома и т.д., но она видит
только следствия и никогда - причину истинную. Йогин видит причину раньше,
чем следствие. Ученый устанавливает причину по следствию; йогин выводит
следствие из причины. Он даже может вывести следствия, еще не
осуществившиеся, из уже существующей причины, он может предвидеть
несчастный случай, который произойдет завтра, зная силу, которая управляет
им из соответствующего плана. Ученый манипулирует следствиями и иногда
вызывает катастрофы; йогин видит причину, или, вернее, отождествляется с
Причиной и может изменять следствия, или, как говорит Шри Ауробиндо,
"привычки", которые мы называем законами. Ведь, в конечном счете, все наши
физические эффекты - следствия, которые мы представили в виде законов, -
это всего лишь "несущая среда", "опора" для проявления сил другого плана.
Все происходит точно так же, как при свершении какого-нибудь магического
действа: для проявления вызываемых магом сил тоже ведь нужна своя "среда":
определенные диаграммы, ингредиенты, формулы и т.п. Весь мир - это некое
грандиозное магическое действо, непрерывное магическое представление. А
земная диаграмма, все эти ингредиенты, которые мы с таким тщанием и
навсегда втиснули в рамки законов, и все эти наши непогрешимые формулы -
просто условность: ибо можно изменить нынешний земной ритуал, если,
сбросив чары, притягивающие нас к внешним явлениям-следствиям, мы
обратимся к самой их причине, пребывающей вне их, в другом мире, мире
самого Мага.

И если мы восходим к изначальной силе, пребывающей вне
физической "несущей среды", к "истинному движению", как говорит Мать, то мы
начинаем видеть Великую Игру и осознавать, насколько она далека от наших
жестких представлений о ней. За явлением гравитации, если взять один из
ритуалов, стоит то, что древние йоги называли Вайю, - причина гравитации и
магнитных полей (об этом также говорил Шри Ауробиндо во время той беседы в
1926 г.); именно это позволяет йогам в конечном счете игнорировать закон
гравитации. За солнечным или ядерным огнем обретается Агни фундаментальный,
духовный Агни, он - повсюду, "дитя вод, дитя лесов, дитя вещей неподвижных
и дитя вещей, которые движутся. Даже в камне присутствует он", - говорит
Риг Веда (I.70.2). Это "горячая золотая пыль", о которой говорит Мать,
истинная причина по ту сторону следствия, изначальная сила по ту сторону
материальной, атомарной основы, "иные огни - это лишь ветви твоего ствола"
(I.59). Поскольку и Шри Ауробиндо, и риши видели этот духовный Агни в
Материи, это "солнце во тьме", они могли знать о материальных, атомарных
явлениях-следствиях и о термоядерных реакциях, о термоядерном синтезе,
происходящем внутри Солнца, задолго до наших научных экспериментов. И
именно потому, что им была известна причина, они уверенно говорили о
трансформации.

Поистине вся вселенная снизу доверху сотворена из единой субстанции
божественного Сознания-Силы; и Агни - это элемент силы или энергии в
сознании: "О, Сын Энергии", - говорит Риг Веда (VII.84.4). Это -
Сила-Сознание. Это жар, пламя, на каком бы уровне мы его ни чувствовали.
Когда мы концентрируемся в нашем разуме, мы ощущаем тонкое тепло
ментальной энергии, ментальной Агни; когда мы сосредоточиваемся на сердце
или на своих эмоциях, мы ощущаем тонкое тепло Жизненной Энергии, витальный
Агни; когда мы погружаемся в свою душу, мы испытываем тонкое тепло души,
психический Агни. Но, на самом деле есть только один-единственный Агни
в нашем существе, единый поток Сознания-Силы, или сознания-энергии, или
сознания-тепла, который придает себе различную интенсивность в зависимости
от уровня. И существует фундаментальный, или материальный Агни, который
представляет собой последнее состояние энергии-сознания перед его
вхождением, сгущением в Материю. Здесь совершается переход из одного
[сознания] в другое [Материю]. (Вспомним слова Матери: "Это движение
превосходит силу или энергию связи клеток, обеспечивающую сохранение
индивидуальной формы".) Современная наука, в конце концов, тоже осознала,
что Материя и Энергия взаимообратимы: E=m*c^2 - это огромное достижение
науки, но она пока еще не осознала, что Энергия - это сознание. Материя -
это сознание, и что сознанием можно воздействовать и на Энергию, и на
Материю. Для преобразования Материи в Энергию современная наука располагает
лишь физическими процессами, выделяющими тепло, тогда как знание
фундаментального Агни, который является самой сутью Энергии или
Сознания-Силы, дает возможность непосредственно воздействовать на Материю и
достигать той же трансмутации (Материя -> Энергия], но без "сгорания"
[Материи] на погребальном костре.

Таким образом, в той беседе 1926 г. речь шла о двух материальных фактах
(а также об их духовной основе) , которые исключительно важны с точки
зрения трансформации. Первый - что все земные формы созданы из одних и тех
же элементов, и различия между ними объясняются лишь их различным атомарным
строением (точнее - воспроизведение на материальном плане духовного
божественного Единства мира; мир создан из единой субстанции -
божественной субстанции: "Ты - мужчина и женщина, мальчик и девочка, старый
и измученный, ходишь ты, согнувшись над посохом; ты - синяя птица и
зеленая, и та красноглазая" - Шветашватара Упанишада IV.3.4). Без этого
единства субстанции трансформация была бы невозможна, потому что всякий раз
нужно было бы изменять что-то новое (и так до бесконечности - ибо число
форм бесконечно).

И второй - что солнечный огонь в Материи, - это материальный двойник
фундаментального Агни, который, как подчеркивал Шри Ауробиндо в той же
бесед
е, есть созидатель форм. Овладеть Агни - значит быть в состоянии
изменять форму, преобразовывать Материю: "Тот не вкушает этого наслаждения
(дважды рожденного), кто незрел и чье тело не перестрадало в жаре огня, -
говорит Риг Веда; - лишь те способны вынести его и насладиться им, кто был
подготовлен огнем" (IX.83.1). Это - горячая золотая пыль, которая
преобразует своего материального двойника - пыль ядерную - в нашем теле так
же, как дейтерий превращается в гелий в термоядерной реакции: "Тонкий
процесс будет значительно более мощным, чем грубый, так, что тонкое
воздействие Агни будет способно произвести воздействие, для которого в
настоящее время пока необходимо такое физическое изменение, как резкое
увеличение температуры" (%24). Наши атомы - это тоже не более чем очередная
подходящая диаграмма, некое условное выражение вечного ритуала, ибо ничто
не является вечно неизменным, ничто не является неизбежным, нет конца
возможным комбинациям, нет предела новому Человеку.
 
Ответить
evklid
№17  индусская йога и тибетская йога14/10/2004 19:20
Ответ на   перевод и пр.

Что же касается книг Агни-йоги — их вернее всё же называть «Живой этикой». Есть отрывочные сведения, что Е.И. Рерих проходила какую-то огненную йогу, но её описание в книгах не даётся. Но это было как-то связано с чакрами. Книги же, по-видимому, дают этическую подготовку к этой практике.


Вам лучше говорить только о себе. Очевидно, Вы не увидели в книгах Живой Этики описания огненной йоги, и этот интересный факт свидетельствует что-то о Вас, а не о Живой Этике. Многие последователи Ж. Эт. нашли в книгах Ж. Эт. вполне конкретные практические указания по развитию психической энергии, что является ключевым пунктом Ж. Этики как йоги. Все эти указания легко упустить из виду, если мыслить о Ж. Этике в понятиях индусской раджа-йоги. Правильным контекстом для Ж. Этики, однако, является не индусская, а тибетская йога. Говоря упрощенно, эти две йоги (или, точнее, некоторые их варианты) предписывают прямо противоположные пути духовного развития:

1) индусская йога (раджа, кундалини, мантра, лайя) начинает с пробуждения психических центров, что приводит к генерации психической энергии центрами; это требует особых условий для тренировки, постоянного надзора опытного учителя, и т.д.;

2) тибетская йога начинает с пробуждения психической энергии, что на позднем этапе приводит к пробуждению центров; этот подход является более мягким и большая часть работы может совершаться в обыденных условиях; только на последних этапах, при пробуждении кундалини и центров, требуется присмотр гуру, как у Е. И. Рерих. Так что давайте не будем ставить на одну доску Е. И. Рерих, которая была на последних этапах, и остальных последователей Ж. Етики, которые еще не добрались до пробуждения кундалини.

Для пояснения приведу конкретный пример. Допустим, некто совершил трудовой или ратный подвиг, сопровождающийся приливом вдохновения, героического энтузиама, и т. п. Если этот человек не погубит прилива энергии саможалением, мыслями о личной выгоде и т. п., он подымет свою энергику на ступеньку выше, и это и будет для этого человека самая настоящая йога. Конечно, индусу, намеревающемуся заниматься раджа-йогой, такой подвиг покажется пустой тратой времени: он подумает, что ему лучше уйти из мира и потратить время на ритмическое дыхание или медитацию на Атмане в уединенном месте. Так что методы и пути достижения очень сильно отличаются, хотя конечный результат в идеале должен быть одним и тем же.

См. ниже под номером 1 цитаты из книги Лама Анагарика Говинда "Основы тибетскаго мистицизма", поясняющие различие между индусской и тибетской йогами.

То, что пишет Говинда о тибетской йоге, всё-таки не вполне точно, т. к. у тибетцев тоже есть аналог кундалини-йоги. Поэтому для коррекции я даю под номером 2 цитаты из книги Чанга о тибетской йоге.

------------------------------------------

1.

2. УЧЕНИЕ О ПСИХИЧЕСКИХ ЦЕНТРАХ В ИНДУИЗМЕ И БУДДИЗМЕ

Хотя физиологические основы учения о психических центрах в индуистских и буддийских тантрах одни и те же, необходимо учитывать, что используется учение в буддийской системе медитации совершенно по-другому, чем в индуизме, несмотря на некоторые технические подобия. Поэтому непозволительно смешивать эти две системы и объяснять буддийскую практику медитации, выводя ее из учения и символики индуистских тантр, как это делалось практически во всех книгах, написанных на эту тему. Из-за этой коренной ошибки создалось впечатление, что Буддизм воспринял нечто чуждое своему характеру и постепенно приспособил это для собственного использования и ввел таким образом в буддийскую систему.

Главное отличие между этими двумя системами – в различной трактовке одних и тех же лежащих в основе фактов. Как путешественники, обладающие разными характерами, интересами и убеждениями описали бы один и тот же ландшафт совершенно по-разному, при этом не противореча один другому и имеющимся фактам, так и последователи Буддизма и индуизма извлекают из одного и того же ландшафта человеческого ума совершенно различный опыт.

Индуистская система больше подчеркивает статическую сторону центров и их связь с природой элементов, отождествляя их с основными элементами и силами Вселенной. Она наполняет чакры "объективным содержанием" в форме зафиксированных пра-слогов и соответствующих им божеств в мужской и женской форме.

Буддийская система меньше касается статической объективной стороны чакр, но зато акцентирует внимание на тех потоках, которые проходят через них, с их динамическими функциями, то есть на преобразовании этих потоков космической или природной энергии в духовный потенциал. Все методы объединяются под общим названием "йога" – система специальных психических процессов, основанных на естественном переживании и развитии из обычных функций тех результатов, которые всегда находились в скрытом состоянии и которые в своей динамике и взаимодействии проявлялись нечасто. Мантрические символы изначальных звуков представлены буквами алфавита и поэтому отождествлены или соотнесены с определенным центром не раз и навсегда, а введены в живой поток сил, представленных поляризованными токами энергии, от взаимодействия, взаимопроникновения и сочетания которых зависит успешное завершение духовной практики.

Каналы, по которым эти психические энергии текут в теле человека, называются нади (тиб. рЦа), они располагаются в фундаментальной структуре тела, аналогичной нервной системе, хотя их и нельзя с ней отождествлять, как это часто ошибочно делается. Все попытки доказать это показывают лишь то, что опыт йоги нельзя измерить меркой естественных наук, физиологии и аналитической анатомии или же меркой экспериментальной психологии.

В то время как, согласно западным концепциям, исключительно только мозг является местопребыванием сознания, опыт йоги доказывает, что сознание нашего мозга – это только одна из возможных форм сознания, которые в соответствии с их функцией и природой могут быть локализованы в различных органах тела или иметь там центры. Эти "органы", собирающие, преобразующие и распределяющие энергию, протекающую через них, называются чакрами, или центрами энергии. Из них исходят вторичные потоки психической энергии, которые можно сравнить со спицами зонтика или колеса, или же с лепестками лотоса.

Другими словами, чакры – это те точки, в которых психические функции и энергии сходятся вместе или проникают одна в другую. Это то средоточие, где психические и космические энергии кристаллизуются в качестве тела и где телесные качества вновь преобразуются и превращаются в психические силы.

--------------------------------

2.

Основываясь на принципе "Тождественности Праны и Ума", Тибетский Тантризм предлагает два Пути, или вида, Йоги, которые оба ведут к той же трансцендентной цели. Первый именуется Путем Освобождения или "Йогой Ума", второй — Путем Мастерства или "Энергетической Йогой". Первый Путь во многом подобен Чань(Дзэн)-Буддизму, поскольку акцент в нем делается на наблюдении и культивировании Исконного Ума при минимуме обрядности и йогической подготовки. Второй Путь представляет собой ряд сложных йогических практик, требующих большого напряжения и известных как Йога Восхождения и Йога Завершения.

Три фрагмента, представленные в первой части данной книги, в которых речь идет о Махамудре, относятся к первой группе. Они, как читатель сам сможет увидеть, удивительно схожи с идеями Дзэн-Буддизма. Шесть Йог Наропы относятся ко второй группе и являются синтезом Йоги Восхождения и Йоги Завершения с акцентом на второй.

Если мы посмотрим на Шесть Йог с точки зрения их значения, то из них к первичным, основным относятся Йога Мистического Тепла и Йога Иллюзорного Тела, остальные же четыре — Йога Сновидений, Йога Света, Йога Бардо и Йога Трансформации — являются как бы ответвлениями от них. Однако для тех, кто интересуется изучением "бессознательных" и "сверхсознательных" состояний, Йога Сновидений и Йога Света могут оказаться более важными, поскольку в них содержится основная информация по данной теме.

-------------------------------------
 
Ответить
Kay Ziatz
№18  Re: индусская йога и тибетская йога14/10/2004 21:45
Ответ на   индусская йога и тибетская йога

> индусская йога (раджа, кундалини, мантра, лайя) начинает с пробуждения психических центров


У вас весьма превратное представление об индийской йоге, и вы просто берётесь судить о том, чего не знаете. Взять хотя бы тот факт, что в Йога-сутре не говорится о чакрах.
 
Ответить
Rodnoy
№19  Re: индусская йога и тибетская йога16/10/2004 06:37
Ответ на   индусская йога и тибетская йога

Evklid> 1) индусская йога (раджа, кундалини, мантра, лайя)

"Индусская йога" (я так понял, что Вы имели в виду Йога-даршану) не ограничивается лишь тем, что Вы перечислили и включает в себя все "мягкие" этапы: карма-йога, крийя-йога и т.д., - к-е как раз и практикуются "в миру", т.е. в повседневной жизни.

И АЙ (на мой взгляд, разумеется) имеет больше сходства (но не тождественна) как раз с этими "мягкими" этапами, например: обе НЕ требуют Гуру для практики; обе даны для широких МАСС; и те и другие работают с "психической энергией" опосредованно, а не напрямую и т.д. Со стороны тибетского буддизма АЙ ближе (но не тождественна) к "сутре" (Парамитаяне) (IMHO, опять жыж!).


Evklid> Вам лучше говорить только о себе. Очевидно, Вы не увидели в книгах Живой Этики описания огненной йоги

Не могли бы Вы пояснить свою мысль в терминах Йога-даршаны или Махаяны. Пока что я понял это Ваше замечание так, будто Вы считаете АЙ более близкой к Раджа-йоге и "тантре", чем к Крийя-йоге (или, со стороны тибетского буддизма, к Мантраяне, чем к "сутре"). Если я понял Вас правильно, то я с интересом выслушаю Ваши основания для этого (свои основания, почему я так не считаю, я кратко перечислил выше).

Спасибо.

САРВА МАНГАЛАМ!
 
Ответить
Владимир Чернявский
№20  Re: индусская йога и тибетская йога16/10/2004 09:25
Ответ на   Re: индусская йога и тибетская йога

>>>обе НЕ требуют Гуру для практики

Родной, а как Вы понимаете одно из первых наставлений первой книги Агни Йоги: "Друзья, если хотите приблизиться к Нам, изберите Учителя на Земле и передайте Ему руководство. Он скажет ко времени, когда ключ готов повернуться во вратах. Все имейте Учителя на Земле.".

А так же подскажите, какой практике соответствует такое отношение к Учителю:

"Ученик избирает себе Учителя. Он почитает Его наравне с высшими существами. Он верит Ему и приносит Ему лучшие мысли. Он охраняет Имя Учителя и начертает Его на мече слова своего. Он являет прилежание труда и подвижность подвига. Он встречает испытания как свет утра и устремляет надежду на затвор следующих врат".
 
Ответить
evklid
№21  Re: индусская йога и тибетская йога16/10/2004 17:41
Ответ на   Re: индусская йога и тибетская йога

Rodnoy: "Индусская йога" (я так понял, что Вы имели в виду Йога-даршану) не ограничивается лишь тем, что Вы перечислили и включает в себя все "мягкие" этапы: карма-йога, крийя-йога и т.д., - к-е как раз и практикуются "в миру", т.е. в повседневной жизни.

И АЙ (на мой взгляд, разумеется) имеет больше сходства (но не тождественна) как раз с этими "мягкими" этапами, например: обе НЕ требуют Гуру для практики; обе даны для широких МАСС; и те и другие работают с "психической энергией" опосредованно, а не напрямую и т.д. Со стороны тибетского буддизма АЙ ближе (но не тождественна) к "сутре" (Парамитаяне) (IMHO, опять жыж!).



Сразу хочу подчеркнуть, что мои сравнения АЙ с индийской и тибетской йогами являются очень приблизительными и сильно хромают (я, кажется, отметил это раньше), но я в них вижу некое рациональное зерно. Вот на этом рациональном зерне я и хочу остановиться.

Да, со стороны индусской йоги АЙ ближе всего к карме, крийе и бхакти. Это не подлежит сомнению, т. к. об этом написано в книгах АЙ. Но, если абстрагироваться от служебных (подготовка кадров для 6-й расы), эгрегорных (вступление в цепь Трансгималайской Иерархии) и геополитических аспектов АЙ и сосредоточиться на ее технических аспектах, внимательное изучение текстов АЙ и писем Е. И. Рерих показывает, что карма и др. не охватывают всех существенных элементов АЙ. Что-то остается за бортом, и этим упущенным элементом является осознание и целенаправленное культивирование психической энергии. Я не согласен с тем, что в АЙ работа с психической энергией является опосредованной.

Если сосредоточиться на этом техническом элементе, то просматривается прямое родство АЙ с некоторыми учениями и практиками тибетского буддизма. Я затрудняюсь провести параллели с Махаяной; если Вы имеете в виду индусскую Махаяну, то там этих элементов "энергетической йоги", повидимому, еще не было; они появились в буддизме, когда он был трансплантирован на тибетскую почву и стал называться Ваджраяной. Я также не думаю, что в книгах, написанных тибетскими ламами и содержащих изложение буддизма, адаптированное для западного искателя, можно найти достаточно информации о мягко-энергетическом аспекте тибетского буддизма (за исключением некоторых книг Чогьяма Трунгпа и Тартанга Тулку). Однако такой аспект существовал и был органической частью тибетско-буддийской традиции и повседневной жизни тибетцев, как о том поведала Александра Давид-Неэль в своих книгах ("Мистика и магия в Тибете", "Посвященные и посвященные в Тибете", "Тайные устные учения в тибетском буддизме"). Если сравнить "Тайные устные учения в тибетском буддизме" с "Основами буддизма" Е. И. Рерих, то можно обнаружить поразительное сходство.

Трудно сказать, откуда пошло это энергетическое течение буддийской йоги: то ли возникло как сплав туземной традиции бон-по и импортированного буддизма, то ли восходит к загадочной Калачакре. Мы мало знаем об истинной Калачакре, но если принять в качестве рабочей гипотезы то, что Н. К. Рерих пишет о ней в очерке "Шамбала сияющая", можно, пожалуй, сказать, что в техническом отношении известная нам Агни-йога - это сильно разбавленный вариант Калачакры (Калачакра для мирянина) с добавлением элементов кармы, бхакти и крийя (первых двух ступеней раджа). Или, если угодно, можно сказать наоборот: АЙ - карма, бхакти и крийя с добавлением элементов Калачакры.

Я еще раз хочу подчеркнуть, что, по моему мнению, неправильно сводить АЙ к элементарным этическим предписаниям для масс. При этом теряется важнейший аспект АЙ (психическая энергия) и она утрачивает свою специфику. Да, АЙ это действительно йога для широких масс, но она достаточно трудна и в таком облегченном варианте: это очень трудно - постоянно поддерживать бдительность сознания, отслеживать проявления психической энергии, усиливать и развивать ее.
 
Ответить
Kay Ziatz
№22  Re: индусская и тибетская йога16/10/2004 23:17
Ответ на   Re: индусская йога и тибетская йога

Шесть йог Наропы имеют индийское происхождение, хотя и получили развитие именно в Тибете. Тибетская йога, как и индийская, также предполагает визуализацию разных символов в чакрах (что например используется в йоге сновидения), не говоря уже о визуализации йидамов и т.п. Однако там обычно говорится лишь о пяти чакрах.
 
Ответить
evklid
№23  Re: индусская и тибетская йога17/10/2004 06:41
Ответ на   Re: индусская и тибетская йога

Шесть йог Наропы имеют индийское происхождение, хотя и получили развитие именно в Тибете. Тибетская йога, как и индийская, также предполагает визуализацию разных символов в чакрах (что например используется в йоге сновидения), не говоря уже о визуализации йидамов и т.п. Однако там обычно говорится лишь о пяти чакрах.


Да, это верное замечание. В Северной Индии в свое время было немало знаменитых магов буддийской ориентации (например, Падмасамбхава). Но традиция Махаяны много лет тому назад прервалась в Индии совместными усилиями индусских браминов и мусульманских завоевателей, и йога буддийского толка полностью вымерла в Индии и нетипична для современной духовной традиции Индии. (О деятельности браминов против буддистов, которая иногда оспаривается, см., напр., Myth of One Hindu Nation Exploded -
http://www.dalitstan.org/books/mohr/mohr4.html )

То же относится к Калачакре. Наименование-то индийское (по-тибетски она называется "дукьи кхорло"), так как Калачакра впервые материализовалась в Индии, но сейчас она всем известна как один из разделов тибетско-буддийской тантры. Если почитать описания практики Калачакры (см., напр., "Сокращенный метод созерцания Великого Калачакры", http://pravidya.ru/rus/sadhana/kalachakra_ds.html ), то там действительно можно найти чакры (шесть чакр) и визуализации.
 
Ответить
Rodnoy
№24  Re: индусская йога и тибетская йога18/10/2004 16:30
Ответ на   Re: индусская йога и тибетская йога

В.Ч.> Родной, а как Вы понимаете одно из первых наставлений первой книги Агни Йоги: "Друзья, если хотите приблизиться к Нам, изберите Учителя на Земле и передайте Ему руководство. Он скажет ко времени, когда ключ готов повернуться во вратах. Все имейте Учителя на Земле."

Здесь говорится о том, IMHO, что надо избрать Учителя любой традиции, к-я вам наиболее близка и практиковать ее, держа в уме единство Источника для всех Традиций... или Вы встречали "Учителей на Земле", к-е являются держателями Традиции АЙ и к-е делают передачи тех или иных практик АЙ? ...если да, то можно телефончик на e-mail сбросить?.. ;)

В этом, кстати, я вижу одну из тех новых методологических особенностей, к-е дают АЙ и теософия (и о к-х я когда-то спрашивал на форумах - что нового в АЙ и теософии) и выделяют их из ряда других Учений. Такого подхода я раньше не встречал ни в одной Традиции, с к-й сталкивался так или иначе

В.Ч.> "Ученик избирает себе Учителя. Он почитает Его наравне с высшими существами. Он верит Ему и приносит Ему лучшие мысли. Он охраняет Имя Учителя и начертает Его на мече слова своего. Он являет прилежание труда и подвижность подвига. Он встречает испытания как свет утра и устремляет надежду на затвор следующих врат".

Для меня звучит, как вполне традиционное отношение к Учителю Причем не только традиционно-восточное отношение, но также и западное, например, христианское: Патриархат, институт Папства и т.д.

Или я не понял, что именно Вы имели в виду?.. поясните пожалуйста.

САРВА МАНГАЛАМ!
 
Ответить
Владимир Чернявский
№25  Re: индусская йога и тибетская йога18/10/2004 17:45
Ответ на   Re: индусская йога и тибетская йога

>>>>Здесь говорится о том, IMHO, что надо избрать Учителя любой традиции, к-я вам наиболее близка и практиковать ее, держа в уме единство Источника для всех Традиций...

Теперь надо вернуться к Вашему утверждению: "обе НЕ требуют Гуру для практики".

>>>>или Вы встречали "Учителей на Земле", к-е являются держателями Традиции АЙ и к-е делают передачи тех или иных практик АЙ? ...если да, то можно телефончик на e-mail сбросить?.. ;)

Признаться - встречал. Телефончик не дам - не обессудьте. Впрочем, думаю, что Е.И. и Н.К. были такими учителями. Так, что у Вас есть хотя бы исторический пример.

>>>>>В.Ч.> "Ученик избирает себе Учителя. Он почитает Его наравне с высшими существами. Он верит Ему и приносит Ему лучшие мысли. Он охраняет Имя Учителя и начертает Его на мече слова своего. Он являет прилежание труда и подвижность подвига. Он встречает испытания как свет утра и устремляет надежду на затвор следующих врат".

>>>Для меня звучит, как вполне традиционное отношение к Учителю Причем не только традиционно-восточное отношение, но также и западное, например, христианское: Патриархат, институт Папства и т.д.

Онюдь - http://forum.roerich.com/viewtopic.php?p=3068#3068



САРВА МАНГАЛАМ!
 
Ответить
1 2

Agni-Yoga Top Sites
Авторские права © 2003 "ГРАНИ ЭПОХИ". Все права защищены.