Что же касается книг Агни-йоги — их вернее всё же называть «Живой этикой». Есть отрывочные сведения, что Е.И. Рерих проходила какую-то огненную йогу, но её описание в книгах не даётся. Но это было как-то связано с чакрами. Книги же, по-видимому, дают этическую подготовку к этой практике.
Вам лучше говорить только о себе. Очевидно, Вы не увидели в книгах Живой Этики описания огненной йоги, и этот интересный факт свидетельствует что-то о Вас, а не о Живой Этике. Многие последователи Ж. Эт. нашли в книгах Ж. Эт. вполне конкретные практические указания по развитию психической энергии, что является ключевым пунктом Ж. Этики как йоги. Все эти указания легко упустить из виду, если мыслить о Ж. Этике в понятиях индусской раджа-йоги. Правильным контекстом для Ж. Этики, однако, является не индусская, а тибетская йога. Говоря упрощенно, эти две йоги (или, точнее, некоторые их варианты) предписывают прямо противоположные пути духовного развития:
1) индусская йога (раджа, кундалини, мантра, лайя) начинает с пробуждения психических центров, что приводит к генерации психической энергии центрами; это требует особых условий для тренировки, постоянного надзора опытного учителя, и т.д.;
2) тибетская йога начинает с пробуждения психической энергии, что на позднем этапе приводит к пробуждению центров; этот подход является более мягким и большая часть работы может совершаться в обыденных условиях; только на последних этапах, при пробуждении кундалини и центров, требуется присмотр гуру, как у Е. И. Рерих. Так что давайте не будем ставить на одну доску Е. И. Рерих, которая была на последних этапах, и остальных последователей Ж. Етики, которые еще не добрались до пробуждения кундалини.
Для пояснения приведу конкретный пример. Допустим, некто совершил трудовой или ратный подвиг, сопровождающийся приливом вдохновения, героического энтузиама, и т. п. Если этот человек не погубит прилива энергии саможалением, мыслями о личной выгоде и т. п., он подымет свою энергику на ступеньку выше, и это и будет для этого человека самая настоящая йога. Конечно, индусу, намеревающемуся заниматься раджа-йогой, такой подвиг покажется пустой тратой времени: он подумает, что ему лучше уйти из мира и потратить время на ритмическое дыхание или медитацию на Атмане в уединенном месте. Так что методы и пути достижения очень сильно отличаются, хотя конечный результат в идеале должен быть одним и тем же.
См. ниже под номером 1 цитаты из книги Лама Анагарика Говинда "Основы тибетскаго мистицизма", поясняющие различие между индусской и тибетской йогами.
То, что пишет Говинда о тибетской йоге, всё-таки не вполне точно, т. к. у тибетцев тоже есть аналог кундалини-йоги. Поэтому для коррекции я даю под номером 2 цитаты из книги Чанга о тибетской йоге.
------------------------------------------
1.
2. УЧЕНИЕ О ПСИХИЧЕСКИХ ЦЕНТРАХ В ИНДУИЗМЕ И БУДДИЗМЕ
Хотя физиологические основы учения о психических центрах в индуистских и буддийских тантрах одни и те же, необходимо учитывать, что используется учение в буддийской системе медитации совершенно по-другому, чем в индуизме, несмотря на некоторые технические подобия. Поэтому непозволительно смешивать эти две системы и объяснять буддийскую практику медитации, выводя ее из учения и символики индуистских тантр, как это делалось практически во всех книгах, написанных на эту тему. Из-за этой коренной ошибки создалось впечатление, что Буддизм воспринял нечто чуждое своему характеру и постепенно приспособил это для собственного использования и ввел таким образом в буддийскую систему.
Главное отличие между этими двумя системами – в различной трактовке одних и тех же лежащих в основе фактов. Как путешественники, обладающие разными характерами, интересами и убеждениями описали бы один и тот же ландшафт совершенно по-разному, при этом не противореча один другому и имеющимся фактам, так и последователи Буддизма и индуизма извлекают из одного и того же ландшафта человеческого ума совершенно различный опыт.
Индуистская система больше подчеркивает статическую сторону центров и их связь с природой элементов, отождествляя их с основными элементами и силами Вселенной. Она наполняет чакры "объективным содержанием" в форме зафиксированных пра-слогов и соответствующих им божеств в мужской и женской форме.
Буддийская система меньше касается статической объективной стороны чакр, но зато акцентирует внимание на тех потоках, которые проходят через них, с их динамическими функциями, то есть на преобразовании этих потоков космической или природной энергии в духовный потенциал. Все методы объединяются под общим названием "йога" – система специальных психических процессов, основанных на естественном переживании и развитии из обычных функций тех результатов, которые всегда находились в скрытом состоянии и которые в своей динамике и взаимодействии проявлялись нечасто. Мантрические символы изначальных звуков представлены буквами алфавита и поэтому отождествлены или соотнесены с определенным центром не раз и навсегда, а введены в живой поток сил, представленных поляризованными токами энергии, от взаимодействия, взаимопроникновения и сочетания которых зависит успешное завершение духовной практики.
Каналы, по которым эти психические энергии текут в теле человека, называются нади (тиб. рЦа), они располагаются в фундаментальной структуре тела, аналогичной нервной системе, хотя их и нельзя с ней отождествлять, как это часто ошибочно делается. Все попытки доказать это показывают лишь то, что опыт йоги нельзя измерить меркой естественных наук, физиологии и аналитической анатомии или же меркой экспериментальной психологии.
В то время как, согласно западным концепциям, исключительно только мозг является местопребыванием сознания, опыт йоги доказывает, что сознание нашего мозга – это только одна из возможных форм сознания, которые в соответствии с их функцией и природой могут быть локализованы в различных органах тела или иметь там центры. Эти "органы", собирающие, преобразующие и распределяющие энергию, протекающую через них, называются чакрами, или центрами энергии. Из них исходят вторичные потоки психической энергии, которые можно сравнить со спицами зонтика или колеса, или же с лепестками лотоса.
Другими словами, чакры – это те точки, в которых психические функции и энергии сходятся вместе или проникают одна в другую. Это то средоточие, где психические и космические энергии кристаллизуются в качестве тела и где телесные качества вновь преобразуются и превращаются в психические силы.
--------------------------------
2.
Основываясь на принципе "Тождественности Праны и Ума", Тибетский Тантризм предлагает два Пути, или вида, Йоги, которые оба ведут к той же трансцендентной цели. Первый именуется Путем Освобождения или "Йогой Ума", второй — Путем Мастерства или "Энергетической Йогой". Первый Путь во многом подобен Чань(Дзэн)-Буддизму, поскольку акцент в нем делается на наблюдении и культивировании Исконного Ума при минимуме обрядности и йогической подготовки. Второй Путь представляет собой ряд сложных йогических практик, требующих большого напряжения и известных как Йога Восхождения и Йога Завершения.
Три фрагмента, представленные в первой части данной книги, в которых речь идет о Махамудре, относятся к первой группе. Они, как читатель сам сможет увидеть, удивительно схожи с идеями Дзэн-Буддизма. Шесть Йог Наропы относятся ко второй группе и являются синтезом Йоги Восхождения и Йоги Завершения с акцентом на второй.
Если мы посмотрим на Шесть Йог с точки зрения их значения, то из них к первичным, основным относятся Йога Мистического Тепла и Йога Иллюзорного Тела, остальные же четыре — Йога Сновидений, Йога Света, Йога Бардо и Йога Трансформации — являются как бы ответвлениями от них. Однако для тех, кто интересуется изучением "бессознательных" и "сверхсознательных" состояний, Йога Сновидений и Йога Света могут оказаться более важными, поскольку в них содержится основная информация по данной теме.
------------------------------------- |