Сначала интернационалисты вроде порицают националистов, а потом начинаются застенки. Вспомните СССР. Говорить о национальном кое-где считалось уже опасным. Есть у интернационализма и крайняя форма. Может даже их много, вроде космополитизма и т.д. Все это ярлыки и в них не просто порой разобраться. Я же говорил о тех действиях, когда стоит, например, кому-то сказать о национальном самосознании, как тут же начинается шипение из всех углов. Вот уже и 5-ю графу из анкет убрали и из паспорта национальность тоже. А почему? К чему такая обезличка людей? Сейчас уже трудно сказать, сколько людей и каких национальностей проживает в том или ином населенном пункте. Крайние националисты и крайние интернационалисты очень часто смыкаются. Стоит кому-то заговорить о чем-то русском национальном, как сионисты и интернационалисты начинают шипеть и огрызаться. Во всем хороша золотая середина. Каждая национальность и её культура интересны. Опасно возносить её исключительность, но опасно и отрицать вообще национальную самобытность и значение. Объективный человек учтет и национальные особенности и общечеловеческое значение любого явления культуры. Разве мы не читаем, например, японских авторов или не смотрим фильмы Такеши Китано? Там все не так как в России, но этим и интересно. Но зато можно натолкнуться и на совершенно голливудские фильмы, где герои - китайцы, японцы или русские. Там между ними и разницы никакой нет. Это и есть явление интернационализации в худшем из вариантов. Мне кажется, что интернационализм это что-то вроде украинского борща, где каждому овощу свое место, но блюдо одно. Я считаю себя интернационалистом потому, что считаю себя русским, которому интересны другие культуры. Мне трудно превознести русскую культуру над японской, потому что в моей культуре просто нет того, что есть в японской. Это разные культуры, которые интересны друг другу. Мы с вами уже спорили об империях. Я тогда писал, что империя объективный враг национализма. Но она же изобретает и агрессивные формы интернационализма, как оружие против национализмов. Интернационализм в такой форме опасен, потому что обезличивает культуру. Идеалом такой интернациональной культуры является скажем грузин, который делает памятники вождям империи, или казах, пишущий стихи на русском языке о чем-то безнациональном - о подвигах солдат империи, например. Когда убираешь из национальной культуры национальные особенности она становится в чем-то безликой. Даже Ричирд Бах, по-моему, национален во многом. И Сент Экзюпери тоже. Ну, а в понимании духовных корней культуры я с вами согласен полностью. Они общи. И действительно культура становится в современном мире, да и прежде была, инструментом политики и экономики. |