Главная  Альфа и Омега  Библиотека  Тексты  Форум

  
Регистрация в портале  Логин:   Пароль:    

Агни Йога и Теософия. Форум журнала "Грани эпохи"
Правила конференции | Рекомендации для участников форума
Ссылки: Этико-философский журнал "Грани эпохи" | Орифламма | сайт Общества Агни Йоги (NY)
            старый форум (архив)
Вернуться к дереву соообщенийДерево сообщений  ПоискПоиск  Новая темаНовая тема  НастройкиНастройки 
большевики как агни-йоги?

16/10/2004 07:19

evklid

Note from evklid: Есть много признаков того, что одним из источников большевизма было чье-то
стремление насадить Агни-йогу в России и посмотреть, что из этого получится. В большевизме были многие элементы АЙ: идея общины, план эволюции, иерархия, сочетавшаяся с ощущением своебразного братства единомышленников, железная дисциплина, деление на светлых и темных, дух жертвенности, попытка совершать дела чистой энергией воли и устремления (вспомните пресловутых комиссаров и наркомов)... Было даже - правда, в зачаточной форме - устремление к дальним мирам (см. "Аэлиту" А. Толстого). Нет, публикация ургинской "Общины" была не только ловким тактическим ходом, рассчитанным на привлечение симпатий советского руководства... Однако сейчас, через сто лет после возникновения большевизма, ясно, что имплант не прижился и был отторгнут телом нации как чужеродный элемент.


источник (подчеркивания мои):
http://www.shafarevich.voskres.ru/new3.htm
И. Р. Шафаревич
Духовные основы российского кризиса ХХ века. Часть 2


Т.е. это [социализм] была психология всемогущих людей, почти полубогов, демиургов. И она была необычайно привлекательна и сладостна для тех, кто в эту элиту входил или мечтал в нее войти. Она и давала им заряд какой-то сверхчеловеческой энергии, о которой говорили некоторые современники, и некоторого отчаянного мужества. Их отношения и жизненную позицию я мог случайно представить по такому разговору. Мой учитель по математике, у которого я учился в университете, в свою очередь до революции учился с неким Шмидтом, который потом сделался известен как полярный исследователь. Но во время революции он примкнул к большевистской партии, и вошел в ленинское правительство. И вот мой учитель после Гражданской войны с ним встретился. И они проговорили целую ночь. В частности Шмидт ему сказал: "А вот вы не представляете, что значит жить три года, все время чувствуя веревку на шее". А ведь это было положение, в котором находилась вся верхушка большевистской партии. И они на это шли ради этого восторга власти, совершенно особой власти по глубине, ни с какой из ранее существовавших не сравнимой, которую давала им их идеология, их программа.

Эта концепция была высказана в одно рассказе, который как мне кажется, ну просто содержит всю философию истории XX века. По моему мнению, он должен фигурировать в каждом учебнике истории. Он объясняет, как же происходила революция. К сожалению, он далеко не так известен. Это рассказ Пятакова. Кто такой был Пятаков? Это был один из крупнейших деятелей большевистской партии... Потом он участвовал в оппозиции, был исключен из партии. А потом подал заявление, в котором отказывался от своих взглядов. Был восстановлен в партии, получил сравнительно высокий пост и когда во Франции была открыта Советская промышленная выставка, он поехал ее открывать. Там он встретился со своим бывшим товарищем по партии Валентиновым, который давно отошел от партийных дел, и жил спокойно во Франции. И Пятаков пытался ему объяснить, как он отказывался от своих взглядов, почему он соглашается сейчас вернуться в Советский Союз, предвидя, что с ним может случиться (а он был расстрелян, конечно).

Вот, что он говорит: "Большевизм есть партия, несущая идею претворения в жизнь того, что считается невозможным, неосуществимым и недопустимым. Мы - партия, состоящая из людей, делающих из невозможного возможное. Но ради чести и счастья быть в ее рядах мы должны действительно пожертвовать и гордостью, и самолюбием, и всем прочим. Возвращаясь в партию, мы выбрасываем из головы все ею осужденные убеждения. Не большевики, и вообще категория обыкновенных людей, не могут сделать изменения, переворота, ампутации своих убеждений. Легко ли насильственное выкидывание из головы того, что вчера еще считал правым? Отказ от жизни, выстрел в лоб из револьвера - сущие пустяки перед тем проявлением воли, о котором я говорю. Такое насилие над самим собой ощущается остро и болезненно. Но в прибегании к этому насилию, с целью сломить себя и быть в полном согласии с партией и сказывается суть настоящего идейного большевика-коммуниста". И, по-видимому, это насилие над собой, превращение себя в винтик партии, оно давало внутреннюю мотивацию для осуществления насилия вовне, в совершенно неограниченных масштабах.

Он же в этом разговоре цитирует знаменитое определение диктатуры пролетариата из статьи Ленина "Пролетарская революция и ренегат Каутский": диктатура пролетариата есть власть, осуществляемая партией, опирающейся на насилие, и не связанной никакими законами. И он разъясняет, что закон - это есть "запрещение, ограничение. Установление одного явления допустимым, другого недопустимым. Одного акта возможным, другого невозможным. Все на чем лежит печать человеческой воли не должно, не может считаться неприкосновенным, связанным с какими-то непреодолимыми законами. Когда мысль держится за насилие принципиально, и психологически свободна - не связана никакими законами, ограничениями или препонами, то тогда область возможного действия расширяется до гигантских размеров, а область невозможного сжимается до крайних пределов, до нуля". Вот поразительная концепция человека, полностью отдающего свою волю и за счет этого приобретающего какие-то сверхчеловеческие силы. Он это чувствует и прекрасно выражает.

Мне обычно это приводит на мысль одну аналогию... Начиная с середины XVI века Западную Европу, особенно Северную, охватило загадочная волна процессов над ведьмами. Было казнено колоссальное количество людей. В основном женщины, да и любого пола, в основном сожжены. В Северной Америке проходило то же самое, там вешали. Сколько -посчитать невозможно, оценки от ста тысяч до двух миллионов. Причины этого никто не может привести. Основные немецкие сочинения, очень обстоятельно об этом написанные, с большим количеством документов, называются "Хексен ван", "Хексе" -это ведьма, а "ван" - это по-немецки, "мания, ослепление", т.е. это "ведьмовское безумие". Они считают, что происходило что-то иррациональное. Очень многие показания были получены под страшными пытками. Но был целый ряд показаний, полученный не под пытками. И показания во многих деталях сходятся. И мне кажется, что под этим что-то общее единое, объективное содержалось, ну пусть хотя бы галлюцинации, но у очень многих людей одинаковые. Почему-то в течение двухсот лет, с середины XVI до середины XVIII века. Это точно та же психология. Отдача своей личности полностью в руки какой-то другой гораздо большей силы, которая снабжает человека невероятными возможностями. Можно на кого хочешь навести порчу, околдовать человека. Можно открыть клад и т.д. Чувство, которое испытываешь, читая документы того времени, такое же, как когда читаешь рассказ Пятакова. Хотя, конечно, Пятаков был абсолютный рационалист, безусловно, никакого договора с нечистым не подписывал своей кровью. Но это чувство каким-то другим образом реализовалось, и это важный элемент социальной психологии, потому что, видно, оно дает очень большие силы человеку. Надо сказать, не одному Пятакову принадлежат такие слова. Например, Троцкий, впервые возглавив оппозиционное движение, на тринадцатом съезде партии был разгромлен и на последнем заседании говорит: "Я знаю, что быть правым против партии нельзя, правым можно быть только с партией, ибо других путей для реализации правоты история не создала". И поразительно, что ряд самых разных деятелей большевизма, такого рационального материалистического движения, сравнивают большевистскую партию с религиозным католическим орденом. Например, Сталин сказал, что большевики - это "своеобразный орден меченосцев". А Бухарин называет большевистскую партию - "революционным орденом". Противники большевиков не имели на вооружении ничего сопоставимого с этой необычайной идеологией. И вот она и определила победу большевистской революции, в частности, в гражданской войне.

Она горела у последователей большевиков каким-то совершенно неугасимым огнем. Но то, что я говорю, относится к элите. В каком-то смысле оно может претендовать на объяснение психологии Ленина.

Ответить   
1 2
Автор Ответ
Сергей Мальцев
№1  Re: большевики как агни-йоги?16/10/2004 20:42
Ответ на   большевики как агни-йоги?

Мне кажется, у АЙ и большевизма общих две вещи: во-первых, и там и там в какой-то мере, присутствует харизматический момент, во-вторых, в большевизме временами декларировалась опора схожие с религиозными ценности.
 
Ответить
Владимир Чернявский
№2  Re: большевики как агни-йоги?17/10/2004 08:52
Ответ на   большевики как агни-йоги?

4.501. В каком доме будет расти психическая энергия? Конечно, в доме, который устремлен в будущее. Это не просто и не легко. Люди слишком устремлены к настоящему. Когда говорится против воздаяния, то устремленный в настоящее не поймет даже жизненности этого завета.

14.735. Урусвати знает, что героизм есть выражение самопожертвования и пламенного энтузиазма. Во время совершения героического подвига, человек повышает вибрации, он даже освобождается от физических ощущений и наполняется огненным прозрением.
----------------------------------------------------------------------

Мне кажется, что дело в том, что в СССР поддерживался культ героического энтузиазма, самоотречения, работы на общее благо, устремленности в будущее и наставничества. Мне думается, что люди, выросшие в такой атмосфере действительно приобретают многие качества агни йога.
Конечно, это был в большой степени - мир идеальный, но жизнь в поле таких идеалов уже делала многое. Мне, почему-то, сейчас вспомнилась книга "Иду на грозу" Даниила Гранина. Это как раз-таки книга о таких людях.
 
Ответить
evklid
№3  Re: большевики как агни-йоги?17/10/2004 10:21
Ответ на   Re: большевики как агни-йоги?

Мне кажется, что дело в том, что в СССР поддерживался культ героического энтузиазма, самоотречения, работы на общее благо, устремленности в будущее и наставничества. Мне думается, что люди, выросшие в такой атмосфере действительно приобретают многие качества агни йога.
Конечно, это был в большой степени - мир идеальный, но жизнь в поле таких идеалов уже делала многое. Мне, почему-то, сейчас вспомнилась книга "Иду на грозу" Даниила Гранина. Это как раз-таки книга о таких людях.



Да, согласен. Но я бы добавил одно важное условие: поддержание горения на уровне не ниже некоторого минимального; снижение, "заземление" внутреннего огня может потушить его, и тогда явится картина подьема и ныряния обратно в обыденность. Ленин, несмотря на некоторые странные черты его мировоззрения и безжалостность, обладал качеством постоянного горения.

Когда меня заинтересовало освещение темы подвига в советской литературе, я обратился к специальным работам советского периода. Как и следовало ожидать, многие из них оказались просто перепевами советских клише, но вот одна книга понравилась мне искренностью и верностью тона. Я бы рекомендовал ее в качестве дополнительного пособия для изучения Агни-йоги:

Чалмаев, В. А.
Мир в свете подвига : о героическом пафосе и художественном новаторстве советской литературы.
Москва : Сов. писатель, 1965. 357 стр.
 
Ответить
Ирина2
№4  Re: большевики как агни-йоги?17/10/2004 13:19
Ответ на   Re: большевики как агни-йоги?

"Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем
Мировой пожар в крови.
Господи, благослави!"
Сами знаете кто
 
Ответить
Владимир Чернявский
№5  Re: большевики как агни-йоги?17/10/2004 13:28
Ответ на   Re: большевики как агни-йоги?

>>>"Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем
Мировой пожар в крови.
Господи, благослави!"
Сами знаете кто
---------------------------------------------

Ирина, вчитайтесь, пожалуйста в текст:

Не печальтесь о сыне,
Злую долю кляня.
По бурлящей России
Он торопит коня.
Громыхает гражданская война
От темна до темна.
Много в поле тропинок,
Только правда - одна.
Громыхает гражданская война
От темна до темна.
Много в поле тропинок,
Только правда - одна.

Бьют свинцовые ливни,
Нам пророчат беду.
Мы на плечи взвалили
И войну, и нужду.
Что ж, над нашей судьбою неспроста
Пламенеет звезда.
Мы ей жизнью клянёмся
Навсегда, навсегда.
Что ж, над нашей судьбою неспроста
Пламенеет звезда.
Мы ей жизнью клянёмся
Навсегда, навсегда.

И над степью зловещей
Ворон пусть не кружит.
Мы ведь целую вечность
Собираемся жить.
Если снова над миром грянет гром,
Небо вспыхнет огнём,
Вы нам только шепните, -
Мы на помощь придём!
Если снова над миром грянет гром,
Небо вспыхнет огнём,
Вы нам только шепните, -
Мы на помощь придём!


-------------

Забота у нас простая, забота наша такая,
Жила бы страна родная, и нету других забот.
И снег, и ветер, и звёзд ночной полёт,
Меня мое сердце в тревожную даль зовёт.

Пускай нам с тобой обоим беда грозит за бедою,
Но дружбу мою с тобою одна только смерть возьмёт.
И снег, и ветер, синих звезд ночной полет,
Меня мое сердце в тревожную даль зовёт.

Пока я ходить умею, пока глядеть я умею,
Пока я дышать умею я буду идти вперед.
И снег, и ветер, синих звезд ночной полёт,
Меня мое сердце в тревожную даль зовёт.

И так же, как в жизни каждый, любовь ты встретишь однажды,
С тобою, как ты, отважно сквозь бури она пройдет,
И снег, и ветер, синих звезд ночной полет,
Меня мое сердце в тревожную даль зовет.

Не думай, что все пропели, что бури все отгремели,
Готовься к великой цели, а слава тебя найдет.
И снег, и ветер, синих звезд ночной полет,
Меня мое сердце в тревожную даль зовет.
И снег, и ветер, синих звезд ночной полет,
Меня мое сердце в тревожную даль зовет.
 
Ответить
Kay Ziatz
№6  Re: большевики как агни-йоги?17/10/2004 14:01
Ответ на   Re: большевики как агни-йоги?

Тогда уж ещё стишки:

Высоко в чистом небе реет алый флаг
Мы мчимся на рысях в архипелаг Гулаг!
 
Ответить
Ирина2
№7  Re: большевики как агни-йоги?17/10/2004 15:21
Ответ на   Re: большевики как агни-йоги?

Уважаемый Кай, то , что привели Вы - действительно "стишки". А вот Блока трудно заподозрить в неискренности или нечуткости. Особенно, когда дело касалось поэзии. Я ведь не вешаю ярлыков, я всерьез думаю о том, что романтически-привлекательного было в идеях, подчеркиваю , идеях большевизма, и как Блок понимал и чувствовал этот самый "пожар в крови".
 
Ответить
Ирина2
№8  Re: большевики как агни-йоги?17/10/2004 15:43
Ответ на   Re: большевики как агни-йоги?

Я уже ответила Каю, отвечаю почти тоже самое и Вам. В приведенной мной цитате нет стеба. Те стихи, которые Вы привели я знаю наизусть. И очень серьезно пытаюсь понять, что на самом деле они воспевают?
Уже даже то, что на просто приведенныю, всем известную цитату я получила два таких разных отклика показывает как на самом деле сложна и неоднозначна проблема, поднятая Эвклидом...
Смотрите - Блок просит благославения у Бога на то, чтобы раздуть мировой пожар револиции и "церки и тюрьмы сравнять с землей". Еще раз повторю, я не верю, чтобы сам он не заметил этого противоречия. Но он так чувствовал, "чувствовал революцию". Трагедия начала прошлого века в России как раз и состоит в том, что не было там и тогда "хороших парней" и "плохих парней". Сложная, очень человеческая трагедия, из которой нам всем дай Бог вынести правильный урок...
Есть среди песен гражданской войны одна, которую немного переделывая, пели и белые, и красные, и неважно, кто ее придумал...
"Там вдали за рекой зажигались огни,
В небе ясном заря догорала..
Сотня юных бойцов из .... войск
На разведку в поля поскакала..."
Вам важно в каких именно войсках служил этот мальчик?
 
Ответить
Владимир Чернявский
№9  Re: большевики как агни-йоги?17/10/2004 15:55
Ответ на   Re: большевики как агни-йоги?

>>>Вам важно в каких именно войсках служил этот мальчик?

По-моему, разговор не совсем об этом.
 
Ответить
Ирина2
№10  Re: большевики как агни-йоги?17/10/2004 16:33
Ответ на   Re: большевики как агни-йоги?

И об этом на мой взгляд тоже, потому-что это - следствие происходившего. У меня дед, сын священника, всю жизнь искренне верующий, провоевал всю Гражданскую войну в Красной Армии. И если мы хотим серьезно и беспристрастно рассматривать схожесть и различие большевизма и агни-йоги, то и надо рассматривать большевизм во всей его сложности и многозначности, и как идею, и как реальную историю нашей страны.Это, имхо, не пугало и не памятник - что это?
 
Ответить
Kay Ziatz
№11  Re: большевики как агни-йоги?17/10/2004 19:32
Ответ на   Re: большевики как агни-йоги?

Может быть, ваш пример с Блоком всё же говорит, что гений и злодейство — вещи совместимые? (Хотя я всегда считал иначе, но я невысоко ценю Блока). Или вспомнить фашистские марши — тоже по-своему гениальные вещи, как они зажигают и ведут вперёд!
 
Ответить
Naazimm
№12  ИДЕЯ!17/10/2004 20:48
Ответ на   Re: большевики как агни-йоги?

На, бей меня,
Бей крепче и смелее.
Пощада мне и жалость не нужна!
Терзай меня, как можешь посильнее,
Но сила мне твоя нисколько не страшна.

Ломай мне кости,
Сердце рви на части.
Не больно мне:
Смеюсь я над тобой.

Я не терплю насилия и власти,
С неправдой и злом
Веду смертельный бой.

Я зажигаю честные сердца,
Заполнены они лишь только мною!
Готовые они сражаться до победного конца –
Идея плотью стала их живою.

На, бей меня,
Бей крепче и смелее.
Пощада мне и жалость не нужна!
Терзай меня, как можешь посильнее,
Но сила мне твоя нисколько не страшна.

Я, ИДЕЯ, не умру!

.................................................
Студент Н.З.
Киев, 1965г.

 
Ответить
Ирина2
№13  Re: ИДЕЯ!17/10/2004 22:32
Ответ на   ИДЕЯ!

У хорошей, светлой идеи, как выясняется, есть и еще одно свойство: сердца, в которых она поселяется, не стареют, сколько бы десятков лет ни прошло
 
Ответить
Ирина2
№14  Re: большевики как агни-йоги?17/10/2004 22:48
Ответ на   Re: большевики как агни-йоги?

Думаю, что ни то, ни то. В том, что зло сотворенное гением или просто очень талантливым человеком в первую очередь и многократно усиленное оборачивается против свего творца - почти уверена.
А большинство фашитских маршей, впрочем, как огромное количество советских, похожи на блестящие но увы пустые консервные банки. Свою функцию- оставлять мозги пустыми, чтобы в них быстро и беспрепятственно попадала команда старшины - они выполняют блестяще.
Скорее тут надо разделить большевизм, как политическую систему, и тот комплекс идеалов который возникал в голове многих людей при этом слове. В приведенных ниже Владимиром песнях нет ни слова о политической системе и отвлекись мы от времени и места их написания в них ничто с определенностью не указывало бы на их большевистское происхождение. Но агни-йога, насколько я могу судить аппелирует все-таки не к политической системе, а к человеку или коллективу единомышленников.

Но в таком случае я ушла в сторону от заявленной Эвклидом проблемы и прошу прощения за оффтоп.
 
Ответить
Anonymous
№15  Re: большевики как агни-йоги?18/10/2004 17:11
Ответ на   большевики как агни-йоги?

Есть много признаков того, что одним из источников большевизма было чье-то
стремление насадить Агни-йогу в России и посмотреть, что из этого получится. В большевизме были многие элементы АЙ: идея общины, план эволюции, иерархия, сочетавшаяся с ощущением своебразного братства единомышленников, железная дисциплина, деление на светлых и темных, дух жертвенности, попытка совершать дела чистой энергией воли и устремления (вспомните пресловутых комиссаров и наркомов)... Было даже - правда, в зачаточной форме - устремление к дальним мирам (см. "Аэлиту" А. Толстого). Нет, публикация ургинской "Общины" была не только ловким тактическим ходом, рассчитанным на привлечение симпатий советского руководства... Однако сейчас, через сто лет после возникновения большевизма, ясно, что имплант не прижился и был отторгнут телом нации как чужеродный элемент.


Агни-Йога как вполне определенное учение появилось после большевизма, поэтому такое предположение вряд ли уместно.

Между Агни-Йогой и большевизмом действительно можно усмотреть много общего, но важно и понять различие. Как мне кажется, главное различие - в насильственном методе большевиков. Агни-Йога же отрицает насилие на духом.

"Всякая насильственность осуждена. Насильственное рабство, насильственный брак, насильственный труд возбуждают возмущение и осуждение. Но из всех насилий самое преступное и уродливое зрелище являет насильственная община. Каждое насилие обречено на реакцию, а самое худшее насилие обречено на реакцию самую худшую." (Община, 219)

 
Ответить
evklid
№16  Re: большевики как агни-йоги?18/10/2004 19:16
Ответ на   Re: большевики как агни-йоги?

Агни-Йога как вполне определенное учение появилось после большевизма, поэтому такое предположение вряд ли уместно.

Лучше сказать, что Агни-Йога (АЙ) материализовалась (или была выдана) после оформления большевизма. Но, несомненно, планировалась она раньше:

"Урусвати пошла в мир добровольно. Уже в прежних прикасаниях к Братству решалось слово об Огне, которое должно было прозвучать в дни Армагеддона." (Nadzemnoe, 21)


Между Агни-Йогой и большевизмом действительно можно усмотреть много общего, но важно и понять различие. Как мне кажется, главное различие - в насильственном методе большевиков. Агни-Йога же отрицает насилие на духом.

Я не думаю, что насилие именно над духом было частью большевизма. Ранние большевики использовали физическое насилие как инструмент достижения политической власти, как средство борьбы с врагами. Это позже, при Сталине, широко примeнялись пытки для сломления людей, промывание мозгов, и прочие методы, так хорошо описанные в художественной форме в книгах Оруэлла ("1984") и Кестлера ("Тьма в полдень" или "Слепящая тьма").

Что же касается роли насилия в АЙ, то дело обстоит не так просто. Я думаю, что приведенная Вами цитата просто относится к какому-то особому случаю. Согласно АЙ, насилие недопустимо для зажигания огней и т.п., т.е. нельзя спасать насильно. Но бороться с врагами, препятствующими эволюции человечества, уничтожать их - вполне допустимое и нужное дело, согласно АЙ. Не то же ли самое проповедовали и большевики ради построения светлого будущего?

Насилию вообще - опять-таки, не духовному, а физическому, как у большевиков - в АЙ уделено место, только оно там называется как-то иначе, например, битвой или уничтожением вредных существ (см. цитаты из АЙ ниже);. Чем это отличается от лозунгов революции и гражданской войны? -

Вихри враждебные веют над нами,
Темные силы [!] нас злобно гнетут,
В бой роковой [Армагеддон!] мы вступили с врагами,
Нас еще судьбы безвестные ждут.
Но мы поднимем гордо и смело
Знамя борьбы за рабочее дело,
Знамя великой борьбы всех народов
За лучший мир, за святую свободу [т.е. ради эволюции].

Так что давайте хоть иногда обойдемся без умолчаний, иносказаний и "лицемерных смягчений" и не будем "затуманивать голову смущением, но действовать во благо".


А теперь цитаты:

"Но не фабрика, но мастерская духа обновит мир. И обои, наклеенные людьми и замкнувшие поры жизни, будут смыты ливнем грозной Благодати."

"«Проснись, спящий!» Этот клич любят повторять люди. Особенно поражает, когда его твердят спящие, продолжая спать. Спят всю жизнь, спят годами, иногда впадая во внезапный сон, и в дремоте повторяют чужие неосмысленные слова. Не будем говорить о случайных прохожих, но даже уже познающие подвержены припадкам животного сна. Тогда дело Учителя – их разбудить, хотя бы требовался удар молнии. Ведь сон легко переходит в одержание."

"Так, когда Мы говорим о движении, Мы имеем в виду то же преодоление тьмы. Мы говорим о необходимости полюбить битву не как братоубийственную резню, но как прекрасную оборону всего проявленного мира."

"Некоторые люди не выносят Нашего частого упоминания о битве. Пусть будет для них не битва, но открытие Врат. Явление открытия тоже требует энергии. Но для вас без лицемерных смягчений можно сказать, что битва Света против тьмы идет непрестанно."

"Часто слышите о битве, явленной силами тьмы. Теперь находитесь в середине ее. Поистине, Сами Иерархи приняли участие в битве, тем славнее будет победа. Но держите Руку Мою, как якорь. Не Буду говорить о страшной опасности без причины. Потому не упустим мгновения, чтобы соединиться и, оставив прошлое, устремиться к будущему, и держаться крепко в битве. Надо помнить, что велик почет сойтись с великанами зла!"

"Часто Нас спрашивают, почему Мы не торопимся уничтожить вредное существо? Это действие нужно пояснить, тем более что вы сами имеете орудие такого же уничтожения. Поясню на примере врача. Нередко врач готов удалить пучок негодных нервов, но реакция симпатического центра останавливает его нож. Ни одно существо не обособлено. Неисчислимы слои паутины кармы, связывающие самые разнородные существа. По пути течения кармы можно ощутить нити от самого негодного до достойного. Потому разящий должен, прежде всего, омертвить каналы, соединяющие струи кармы. Иначе отдельно справедливое уничтожение может повлечь массовый вред. Потому средство уничтожения должно быть употребляемо очень осторожно."

"Поединки безумны. Нет случаев, когда драка может разрешить спор. Чем выше предмет, тем неуместнее драка. Можно представить необходимость уничтожить врага, но такое уничтожение не есть следствие оскорбления. Ничто не может оскорбить сознательного борца."

"Если, входя в дом, на столе хозяина заметите ехидну, что сделаете? Будете ли размышлять, пока змея уничтожит вашего друга, или немедленно решитесь уничтожить ее? Мы говорим – спасите близкого от зла. Не затуманивайте голову вашу смущением, но действуйте во благо. Нельзя положить на весы ехидну и человека. Нельзя уравнять сознание низшее с храмом сознания. Если мы перестанем различать, то где же будет наша ответственность перед миром? Не герой, кто спасет змею, чтобы потерять друга. Не герой, кто уклоняется от долга, подыскивая слова извинения. Не герой, кто не понимает, где большее и где меньшее. Не герой, кто потерял мерило сердца. Вождь знает мерило сердца и решение огненное."
 
Ответить
Anonymous
№17  Re: большевики как агни-йоги?18/10/2004 20:47
Ответ на   Re: большевики как агни-йоги?

> Лучше сказать, что Агни-Йога (АЙ) материализовалась (или была выдана) после оформления большевизма. Но, несомненно, планировалась она раньше:

Да, это так. Тогда по "кем-то" в своем заглавном сообщении вы подразумевали Махатм или кого-то знакомого с их учением и планами?

> Я не думаю, что насилие именно над духом было частью большевизма. Ранние большевики использовали физическое насилие как инструмент достижения политической власти, как средство борьбы с врагами. Это позже, при Сталине, широко примeнялись пытки для сломления людей, промывание мозгов, и прочие методы, так хорошо описанные в художественной форме в книгах Оруэлла ("1984") и Кестлера ("Тьма в полдень" или "Слепящая тьма").

Насилие над духом осуществляется посредством физического насилия. Когда части общества выставляется ультиматум, подвергнуться физическому насилию или принять чужую идеологию, и эта часть общества оказывается вынужденной принять эту идеологию под страхом смерти, то это и есть духовное насилие. "Промывка мозгов" - это следующий этап.

Инквизиция тоже занималась физическим насилием, но фактически осуществляла именно духовное насилие.

Частью большевизма является диктатура пролетариата, которая по своей сути является насилием, в том числе и идеологическим, одной части общества над другой.

> Что же касается роли насилия в АЙ, то дело обстоит не так просто. Я думаю, что приведенная Вами цитата просто относится к какому-то особому случаю. Согласно АЙ, насилие недопустимо для зажигания огней и т.п., т.е. нельзя спасать насильно.

АЙ здесь фактически говорит о недопустимости принуждения.

Принуждение - это активное насилие. Защита - есть зачастую насилие в ответ на активное насилие.

Принуждение - недопустимо, защита как насилие - бывает необходимой.

> Но бороться с врагами, препятствующими эволюции человечества, уничтожать их - вполне допустимое и нужное дело, согласно АЙ. Не то же ли самое проповедовали и большевики ради построения светлого будущего?

Бороться - это не тоже самое, что уничтожать или принуждать.

> Насилию вообще - опять-таки, не духовному, а физическому, как у большевиков - в АЙ уделено место, только оно там называется как-то иначе, например, битвой или уничтожением вредных существ (см. цитаты из АЙ ниже);. Чем это отличается от лозунгов революции и гражданской войны? -

Возможно и ничем. Возможно поэтому (лишь предположение), большевикам и прелагаалсь помощь на определенном этапе.

Революция - реакция на тяжелое положение части общества. Гражданская война - попытка удержать завоевания революции. Несмотря на свою кровавость, возможно, вполне справедливые акции. Законность (историческая) революции и гражданской войны в США, например, мало у кого вызывает сомнение.

Но речь не только о лозунгах, но и о делах. Отличие АЙ от большевиков в том, что последнии стали активно насаждать свою идеологию, в том числе, и даже более всего, с помощью физического насилия.

> Так что давайте хоть иногда обойдемся без умолчаний, иносказаний и "лицемерных смягчений" и не будем "затуманивать голову смущением, но действовать во благо".

Давайте.

> "Но не фабрика, но мастерская духа обновит мир. И обои, наклеенные людьми и замкнувшие поры жизни, будут смыты ливнем грозной Благодати."

Это не призыв к насилию, но лишь указание на неизбежность эволюции.

> "«Проснись, спящий!» Этот клич любят повторять люди. Особенно поражает, когда его твердят спящие, продолжая спать. Спят всю жизнь, спят годами, иногда впадая во внезапный сон, и в дремоте повторяют чужие неосмысленные слова. Не будем говорить о случайных прохожих, но даже уже познающие подвержены припадкам животного сна. Тогда дело Учителя – их разбудить, хотя бы требовался удар молнии. Ведь сон легко переходит в одержание."

Разбудить - разве это означает убить?

> "Так, когда Мы говорим о движении, Мы имеем в виду то же преодоление тьмы. Мы говорим о необходимости полюбить битву не как братоубийственную резню, но как прекрасную оборону всего проявленного мира."

Именно как оборону, но не насилие.

> "Некоторые люди не выносят Нашего частого упоминания о битве. Пусть будет для них не битва, но открытие Врат. Явление открытия тоже требует энергии. Но для вас без лицемерных смягчений можно сказать, что битва Света против тьмы идет непрестанно."

Несомненно. И Свет победит.

> "Часто слышите о битве, явленной силами тьмы. Теперь находитесь в середине ее. Поистине, Сами Иерархи приняли участие в битве, тем славнее будет победа. Но держите Руку Мою, как якорь. Не Буду говорить о страшной опасности без причины. Потому не упустим мгновения, чтобы соединиться и, оставив прошлое, устремиться к будущему, и держаться крепко в битве. Надо помнить, что велик почет сойтись с великанами зла!"

И здесь не говориться о насильственном собирании в общину.

> "Часто Нас спрашивают, почему Мы не торопимся уничтожить вредное существо? Это действие нужно пояснить, тем более что вы сами имеете орудие такого же уничтожения. Поясню на примере врача. Нередко врач готов удалить пучок негодных нервов, но реакция симпатического центра останавливает его нож. Ни одно существо не обособлено. Неисчислимы слои паутины кармы, связывающие самые разнородные существа. По пути течения кармы можно ощутить нити от самого негодного до достойного. Потому разящий должен, прежде всего, омертвить каналы, соединяющие струи кармы. Иначе отдельно справедливое уничтожение может повлечь массовый вред. Потому средство уничтожения должно быть употребляемо очень осторожно."

Вредное существо - это конкретное существо, оказывающее вред. Но здесь как раз и говорится, что даже когда уничтожение кажется возможным, даже тогда его опасно осуществлять. Большевики же не гнушались "куриной очевидностью".

> "Поединки безумны. Нет случаев, когда драка может разрешить спор. Чем выше предмет, тем неуместнее драка. Можно представить необходимость уничтожить врага, но такое уничтожение не есть следствие оскорбления. Ничто не может оскорбить сознательного борца."

Кто спорит, что уничтожение врага бывает необходимым? Разве во время ВОВ не нужно было уничтожать врага?

> "Если, входя в дом, на столе хозяина заметите ехидну, что сделаете? Будете ли размышлять, пока змея уничтожит вашего друга, или немедленно решитесь уничтожить ее? Мы говорим – спасите близкого от зла. Не затуманивайте голову вашу смущением, но действуйте во благо. Нельзя положить на весы ехидну и человека. Нельзя уравнять сознание низшее с храмом сознания. Если мы перестанем различать, то где же будет наша ответственность перед миром? Не герой, кто спасет змею, чтобы потерять друга. Не герой, кто уклоняется от долга, подыскивая слова извинения. Не герой, кто не понимает, где большее и где меньшее. Не герой, кто потерял мерило сердца. Вождь знает мерило сердца и решение огненное."

Разве здесь говорится о том, что надо уничтожать человека за то, что у него иная идеология или что он пренадлежит иному социальному классу?
 
Ответить
evklid
№18  Re: большевики как агни-йоги?18/10/2004 23:09
Ответ на   Re: большевики как агни-йоги?

Кажется, мы оба согласны с тем, что у Агни-Йоги и большевизма есть сходные и несходные черты. Я считаю, можно на этом остановиться; различие мнений в деталях неизбежно и нормально.

Я хочу подбросить только еще один аргумент. Помните, что Христос в "Апокалипсисе" говорит о тепленьких и горячих? Возможно, это соображение доставляет решающее оправдание большевизма с точки зрения эволюции. Пройдет несколько тысяч лет, все забудут о зверствах большевиков, но огненный потенциал, накопленный пресловутыми людьми в кожанках с маузером на боку, расцветет буйным цветом во благо всех. Возможно...

Законы эволюции справедливы, но часто суровы. Перефразируя М. Горького, можно сказать:

Руководители эволюции суровы и недоверчивы, они совершенно лишены сентиментализма. Они оценивают человека очень просто: Вы умеете напрягаться и работать? Не умеете? Тогда вы лишний человек в мастерской мира и вам будет очень худо.
 
Ответить
Anonymous
№19  Re: большевики как агни-йоги?19/10/2004 00:17
Ответ на   Re: большевики как агни-йоги?

То, что между большевизмом и АЙ существуют общие черты - я с этим согласен, и это неудивительно. Наверняка общие черты с АЙ можно найти и в фашизме. Возможно, в большевизме эти черты наиболее ярко заметны в силу того, что большевистское общество существовало достаточно долго, а те элементы (во многом положительные), которые пытались насильно воспитать в человеке, запечатляются особенно ярко.

Но существующее различие между АЙ и большевизомом мне видится не частностью, но приниципиальным. Элемент насилия и принуждения - вот тот ингредиент, который, как мне кажется, ответственен за многочисленные бедствия на Земле. Помните, в одном месте говорилось, о том что две трети зла на Земле из-за религий? Я понимаю это как так: зло во многом происходит из-за насильственного идеологического принуждения. Когда религия становится инструментом подавления, она превращается в зло.

Что же касается того, будет ли оправдан большевизм или нет - нам с вами большой разницы нет. Знание истории нужно для извлечения уроков, а не для осуждения. В большевизме есть и огонь светлых идей и огонь маузера. Они смешались в одном явлении, будучи различными по своему действию. Один невидимый, другой земной. Один очищающий, другой опаляющий. Один огонь зовущий, другой пресекающий...

Возможно... Возможно, если потомки сделают свои выводы из опыта большевизма, тогда он и будет исторически оправданным.
 
Ответить
evklid
№20  Re: большевики как агни-йоги?19/10/2004 03:00
Ответ на   Re: большевики как агни-йоги?

Но существующее различие между АЙ и большевизмом мне видится не частностью, но принципиальным. Элемент насилия и принуждения - вот тот ингредиент, который, как мне кажется, ответственен за многочисленные бедствия на Земле. Помните, в одном месте говорилось, о том что две трети зла на Земле из-за религий? Я понимаю это как так: зло во многом происходит из-за насильственного идеологического принуждения. Когда религия становится инструментом подавления, она превращается в зло.


Ваша интерпретация тезиса о двух третях зла не выдерживает сличения с первоисточником, т.е. "Письмами Махатм" (впрочем, судите сами - цитата о природе зла дана ниже). Согласно оригиналу, источником зла на 1/3 является человеческая природа, ставшая низкой через себялюбие, и на 2/3 религия. Но что является причиной этих двух, т.е. коренной причиной? Где-то там в середине цитаты спрятано маленькое словечко "иллюзии". Вот иллюзии (иллюзия материального мира, иллюзия отдельного человеческого "я", и т.д.) и обусловленное ими незнание истинной реальности ("невежество", как оно переведено ниже) и есть конечная причина (causa finalis) всех человеческих бед, согласно веданте, йоге и буддизму. Насилие и принуждение не тянут на основные причины зла.

Но это не меняет Вашего вывода: Да, по вопросу о природе реальности действительно есть принципиальное различие между АЙ и большевизмом.

-------------

Наши представления о добре и зле. Зла нет как такового, а есть лишь отсутствие добра. Зло существует лишь для того, кто становится его жертвой. Оно происходит от двух причин, и не более нежели добро является независимой причиной в природе. Природа лишена добра и зла, она лишь следует неизменным законам, давая жизнь и радость или посылая страдания и смерть и разрушая созданное ею. Природа имеет противоядие для каждого яда, и ее законы – воздаяние за каждое страдание. Бабочка, истребленная птицею, становится этой птицей, и маленькая птица, убитая животным, переходит в более высокую форму. Это есть слепой закон непреложности и вечная приспособляемость выявлений, и потому он не может быть назван Злом в Природе. Истинное зло порождается человеческим рассудком, и его происхождение всецело связано с рассуждающим человеком, который разобщил себя с природой. Таким образом, лишь само человечество является истинным источником зла. Зло есть преувеличенное добро, порождение человеческого себялюбия и жадности. Вдумайтесь глубже – и вы найдете, что кроме смерти, которая не есть зло, но неизбежный закон, и несчастных случайностей, которые всегда найдут воздаяние в будущей жизни – происхождение каждого зла, большого либо малого, заключено в человеческом действии, в человеке, разум которого делает его единственным свободным деятелем в природе. Не природа порождает болезни, но человек, миссия и удел которого в экономии природы умирать естественной смертью от старости; за исключением случайностей, ни один дикарь или дикий зверь не умирает от болезни. Еда, половые функции, питье есть естественные необходимости жизни, но излишества в них приносят болезнь, несчастье, страдание умственное и физическое, и все это передается как величайшие бедствия будущим поколениям, потомству преступников. Честолюбие, желание обеспечить благополучие и удобство тех, кого мы любим, приобретением почестей и богатств, достойные похвалы и естественные чувства, но когда они превращают человека в честолюбивого жестокого тирана, скупца, себялюбивого эгоиста, они приносят многочисленные бедствия окружающим его, как нации, так и отдельным личностям. Таким образом, все это – еда, богатство, честолюбие и тысяча других вещей, которые мы должны оставить неупомянутыми, становятся источником и причиной зла через излишества так же, как и через отсутствие их. Сделайтесь объедалой, развратником, тираном, и вы становитесь породителем болезней, человеческих страданий. Лишенные всего этого, вы умираете с голода, вас презирают, как ничтожество, и большинство из ваших сотоварищей делает из вас мученика на всю вашу жизнь. Потому не природа и не воображаемое Божество должны быть порицаемы, но человеческая природа, ставшая низкой через себялюбие. Подумайте хорошенько над этими несколькими словами: отыщите каждую причину зла, которую только вы можете себе представить, и проследите ее до самого ее возникновения, и вы разрешите одну треть всей проблемы зла. И теперь, допустив некоторые бедствия, которые естественны и не могут быть избегнуты, но так малочисленны, что я призываю всех метафизиков Запада назвать их злом или проследить их непосредственно до независимой причины, я укажу главную причину почти двух третей бедствий, которые преследуют человечество с тех пор, как эта причина сделалась мощью. Это религия, в какой бы то ни было форме и в какой бы ни было национальности. Это жреческая каста, священнослужители и церкви. Именно в этих иллюзиях, на которые человечество взирает как на священные, должен он отыскать источник бесчисленных бедствий, которые являются великим проклятием человечества и которые почти подавили человека. Невежество создало Богов, и хитрость извлекла выгоды из представившегося благоприятного случая. Посмотрите на Индию и на Христианство, на Ислам, Иудаизм и фетишизм. Это священнослужительский обман, который представил этих Богов такими устрашающими человеку; это религия, которая создает из него себялюбивого ханжу, фанатика, ненавидящего все человечество вне своей секты, не делая его лучше или более моральным; это вера в Бога и Богов, которая делает две трети человечества рабами горсти тех, которые обманывают их под лживым предлогом спасения их. Разве не готов человек совершить всякого рода зло, если ему скажут, что его Бог или Боги требуют это преступление? – Добровольная жертва воображаемого Бога, презренный раб своих искусных священнослужителей, ирландский, итальянский и славянский крестьянин уморит с голоду себя и будет смиренно смотреть на голод и нищету своей семьи, чтобы накормить и одеть своего священника и Папу. Две тысячи лет Индия стонет под тяжестью каст – одни Брамины откормлены на жиру страны. А ныне последователи Христа и Магомета перерезают друг другу горло во Имя и для большей славы своих верований. Запомните, сумма человеческого бедствия не уменьшится до тех пор, пока лучшая часть человечества не разрушит во имя Истины, нравственности и всеобщего милосердия алтари этих лживых Богов.

Если возразят, что мы тоже имеем храмы, что у нас тоже имеются священнослужители и что наши ламы тоже живут на доброхотные деяния..., доведите до их сведения, что вышеперечисленные объекты имеют общего со своими Западными эквивалентами только название. Так в наших храмах не поклоняются ни Богу, ни богам, только трижды священной памяти высочайшего и святейшего человека, какой когда-либо жил. Если наши ламы, чтобы почитать братство Бхикку, учрежденное самим нашим Благословенным Учителем, пускаются в путь с тем, чтобы кормиться у мирян, то о последних, числом от 5 до 25 000, заботятся и кормят их Самгха (братство ламаистких монахов); монастырь снабжает необходимым бедных, больных и страждущих. Наши ламы принимают съестное, но никогда не принимают денег, и это в тех храмах, где людям объясняется и внушается, где исток зла. Им также преподают четыре благородных истины – ariya sakka, и цепь причинности (12 нидан) дает им разрешение проблемы происхождения и разрушения страдания.

Читайте Махаваггу и старайтесь понять не предубежденным западным умом, а духом интуиции и истины, что полностью Озаренный говорит в первой Кхандхака. Позвольте мне для вас перевести: «В то время Благословенный Будда был в Урувелле на берегах реки Неровигара, когда Он отдыхал под Бодхи Деревом Мудрости после того, как он стал уже Самбуддха, и в конце седьмого дня сосредоточив свой ум на цепи причинности, сказал так: из Невежества происходят самкхары тройной природы – продукции тела, речи и мыслей. Из самкхар происходит сознание, из сознания происходит название и форма, из этого происходит шесть сфер (шесть чувств, седьмое принадлежность озаренных); от них происходит соприкасание, и из него происходит ощущение; из этого происходит жажда (или Желание, Кама, Танха), из жажды – привязанность, существование, рождение, старость и смерть, печаль, сетование, страдание, уныние и отчаяние. Опять посредством уничтожения невежества уничтожаются санкхары и их сознание, название и форма, шесть сфер, соприкасание, ощущение, жажда, привязанность (эгоизм), существование, рождение, старость, смерть, печаль, сетования, страдания, уныние и отчаяние. Таково прекращение всего этого множества страдания».

Зная это, Благословенный произнес следующие торжественные слова: «Когда истинная сущность вещей становится ясной медитирующему Бикшу, тогда исчезают все его сомнения, так как он узнал, какова эта сущность и что является ее причиной. Из невежества происходит все зло. Из знания приходит прекращение всего этого множества несчастий, и тогда медитирующий Брахман рассеивает полчища Мары подобно солнцу, освещающему небо».

Медитация здесь обозначает сверхчеловеческие (не сверхъестественные) свойства или архатство в его высочайших и духовных силах.
 
Ответить
Anonymous
№21  Re: большевики как агни-йоги?19/10/2004 15:45
Ответ на   Re: большевики как агни-йоги?

Ваша интерпретация тезиса о двух третях зла не выдерживает сличения с первоисточником

Да, конечно. Я поторопился.

Вот иллюзии (иллюзия материального мира, иллюзия отдельного человеческого "я", и т.д.) и обусловленное ими незнание истинной реальности ("невежество", как оно переведено ниже) и есть конечная причина (causa finalis) всех человеческих бед, согласно веданте, йоге и буддизму.

Тем ни менее, в приведенном письме указываются несколько иные причины зла. Это не абстрактные иллюзии, но вполне конкретные: "Это жреческая каста, священнослужители и церкви." (Мне вначале показалось, что их власть на земле напрямую связана с насилием, но это не так) Также причиной зла названа не иллюзия человеческого "я", но "преувеличенное добро, порождение человеческого себялюбия и жадности", иными словами - отсутствие соизмеримости.
 
Ответить
evklid
№22  Re: большевики как агни-йоги?19/10/2004 17:10
Ответ на   Re: большевики как агни-йоги?

Тем ни менее, в приведенном письме указываются несколько иные причины зла. Это не абстрактные иллюзии, но вполне конкретные: "Это жреческая каста, священнослужители и церкви." (Мне вначале показалось, что их власть на земле напрямую связана с насилием, но это не так) Также причиной зла названа не иллюзия человеческого "я", но "преувеличенное добро, порождение человеческого себялюбия и жадности", иными словами - отсутствие соизмеримости.

Да, а предпоследнем параграфе указана иная причина: "Из невежества происходит все зло.". Есть из чего выбирать... Я предпочитаю многоступенчатую систему причин зла, в которой находит место и насилие, но не в начале, а где-то посредине.
 
Ответить
Anonymous
№23  Блока «12» Re: большевики как агни-йоги?19/10/2004 17:12
Ответ на   Re: большевики как агни-йоги?

А о чем поэма Блока «12»?
 
Ответить
Kay Ziatz
№24  Re: Блока «12»19/10/2004 23:41
Ответ на   Блока «12» Re: большевики как агни-йоги?

А чёрт её знает. Я думаю, прав был Даниил Андреев, что Блок вдохновлялся из низших сфер. Тут сравнивали фашистские марши с пустой и блестящей консервной банкой.
Здесь же наверно имеет место быть "банка" астральная.
 
Ответить
Anonymous
№25  Re: Блока «12» Re: большевики как агни-йоги?20/10/2004 01:18
Ответ на   Блока «12» Re: большевики как агни-йоги?

Anonym: А о чем поэма Блока «12»?

О блоке питания постоянного напряжениа в 12 вольт.
 
Ответить
1 2

Agni-Yoga Top Sites
Авторские права © 2003 "ГРАНИ ЭПОХИ". Все права защищены.