Юрий>Сергей, если вы посмотрите по цитате (она работает как ссылка), вы увидите, что предисловие дано не Рерихами. Я, кажется, упомянул, что это слова, данные высоким лицом буддийского мира.
Да, Юрий, извините - недоглядел - просто слова показались мне знакомыми. Тем не менее остаются вопросы - каким именно лицом буддийского мира дано предисловие? Даже если предположить, что оно дано высшим лицом буддийского мира - Далай-Ламой - по сути, на мой взгляд, это ничего не меняет, так как в буддизме часто не принято опираться на авторитеты при исследовании учения. Вместо этого используется так называемый "метод четырех опор". Как пишет Далай-Лама XIV, этот метод состоит в применении:
“(1) опоры на учение, а не на учителя;
• (2) опоры на смысл, а не на слова, его выражающие;
• (3) опоры на окончательный смысл, а не на промежуточный
• (4) опоры на совершенную мудрость глубинного опыта, а не на простое знание.
Согласно первой из "четырёх опор", слушая учителя или читая текст, следует судить об истинности сказанного не по репутации, богатству, должности или могуществу автора, а по достоинствам самого учения. Вторая опора устанавливает, что при оценке произведения следует исходить не из его литературных достоинств, а из достоинств освещения существа предмета. Третья опора предписывает при рассуждении об истинности какого-либо положения судить не по силе его промежуточного, временного смысла, а с позиций его окончательных выводов. И, наконец, согласно четвёртой опоре, даже если полагаться на смысл окончательных выводов, следует при этом судить с позиций, полученных опытным путём мудрости и понимания, а не исходя из простого интеллектуального знания о предмете. Фактически, можно найти указание на правильность такого подхода в словах самого Будды. Вот эти слова:
"О бхикшу и мудрецы! Подобно тому, как ювелир испытывает своё золото, обжигая, разрезая и растирая его, — так и вы должны принимать мои слова лишь проверив их как следует, а не просто из уважения ко мне."
Юрий>Что касается Росова, то в статье "Великий всадник" он признаёт, что об исключении из рижского издания Общины упоминаний о Ленине можно только гадать.
Честно говоря, не читал эту статью. Но В.А.Росов в своей книге приводит еще такие данные, что у Н.К. были картины "Сон Востока" (1920) - там Ленин изображен с закрытыми глазами и картина "Явление Срока (Гора Ленина)" (1926). Эти картины входили в серию "Майтрейя".
"Художник преподнес в дар советскому народу восемь своих полотен (по другим данным – девять), написанных в ходе экспедиции. Это были, в основном, картины из серии «Майтрейя» (одна из них, «Шамбала идет», затерялась, ее местонахождение до сих пор неизвестно) и две примыкающие к серии – «Красные кони» и «Явление срока». Последняя особенно примечательна. Рерих изобразил огромного размера голову богатыря, парящую в облаках над горами. В этой голове, которая обращена на восток, безошибочно угадывается Владимир Ильич Ленин, его характерный легкий прищур и устремленный вдаль взгляд. Картина «Явление срока» задумана в 1925 году в Хотане. Самое поразительное, что первоначальное название картины и есть «Гора Ленина». В Москве она фигурировала еще под своим настоящим именем, в дарственной Рерих собственной рукой написал: «Гора Ленина» [51]. Идея картины выражена в короткой, ёмкой рериховской фразе: «Настал срок восточным народам пробудиться от векового сна, сбросить цепи рабства» [15]. Интересно, что сюжетный рисунок повторяет более раннее произведение «Сон Востока» (1920). На картине такая же ленинская голова, но с закрытыми, спящими глазами. В этом ярком образе еще присутствует заряд антибольшевистских настроений Рериха. В 1926 году художник уже повернулся лицом к Советам и глаза Ленина открылись."
Позже, уже после того, как план Рерихов не состоялся, "...в Риге, вышла большая иллюстрированная монография «Рерих» (1939), в которой воспроизведены, наравне с лучшими полотнами художника, все семь картин серии «Майтрейя». Однако среди репродукций не оказалось знаменитого «Явления срока». Рерих заменил ее на картину «Сон Востока». Ленин снова закрыл глаза – все сроки были безвозвратно упущены, и богатырь уснул крепким непробудным сном.
С уважением, Сергей.
|