Юрий>Но, говоря о человеке Ленине и о том, каким он был, нужно сравнивать его поступки не с нашим представлением о том, что хорошо и что плохо сейчас в данный момент.
На мой взгляд, может иметь смысл сравнивать поступки с идеалами религий, например. Или вот еще цитата: "...Ленин является автором тех бесчеловечных изобретений, которыми вслед за ним пользовались тираны 20-го века для перевоспитания своих подданных: "Необходим беспощадный массовый террор, — телеграфировал он в 1918 г., давая рекомендации по подавлению восстания крестьян, — всех подозрительных личностей запереть в концентрационном лагере за пределами города". Так и делали, сначала в разоренных церквях и монастырях, затем на Соловецких островах и, под конец, на территории огромного архипелага ГУЛАГ." Стал бы нормальный человек так поступать?
Юрий>Мы живём в другое время и при других обстоятельствах. Дезертиры, тунеядцы, мещане, проститутки, взяточники и спекулянты, бандиты и их укрыватели в сегодняшнем обществе воспринимаются иначе и их не расстреливают скорее всего потому, что в какой-то мере именно они и устанавливают законы в современном обществе.
Я думаю, что просто люди понимают и возможность судебной ошибки, и необходимость соразмерности наказания совершенному преступлению. Потом, действительно, святых, к сожалению, не так много - так допустимо ли расстреливать и сажать всех остальных по принципу "То что вы еще на свободе-это не ваша заслуга, а наша недоработка" (Ф.Э.Дзержинский)?
Юрий>Вот вам (для сравнения) предложение Платона (Законы, книга 9-я). Возможно, это как-то изменит ваше представление о справедливости. Гигант мысли Платон, например, признавал необходимым наказывать неисправимых граждан смертной казнью. Причём, в качестве назидания остальным гражданам, он видел необходимым не хоронить казнённого, а выбрасывать его труп за пределы страны.
На мой взгляд, сейчас время все-таки другое и цивилизованные люди стараются следовать более гуманным принципам - т.е. смертная казнь если и применяется в некоторых странах, то только за особо тяжкие преступления - а не без суда и следствия, просто так - как это делалось по указке Ленина. Конечно, в более диких государствах и сейчас могут четвертовать за украденный на базаре голодающим кусок хлеба... Тем не менее, я не сторонник смертной казни даже за тяжелые преступления - при всем уважении к Платону, мне сложно понять, зачем необходимо такое насилие - ведь к "неисправимым", совершившим тяжкие преступления, общество вполне может применить пожизненное заключение.
С уважением, Сергей. |