ВЕК П. Ф. БЕЛИКОВА

(1911 – 2011)

П. Ф. Беликов

 

ОПРОС

Уважаемый друг!

 

Предлагаем Вам принять участие в опросе, посвящённом 100-летию со дня рождения П. Ф. Беликова. Вы можете написать свободный текст или использовать предложенные ниже 5 пунктов.

 

1. П. Ф. Беликов - …

2. Какую сторону жизни и деятельности П. Ф. Беликова Вы бы выделили?

3. Если Вам приходилось встречаться, расскажите…

Если нет, то как Вы узнали о П. Ф. Беликове?

4. Насколько востребованным является творческое наследие П. Ф. Беликова в наши дни?

5. Если Вы хотите сказать о П. Ф. Беликове помимо заданных вопросов, сделайте это…

 

Вы совершенно свободны в выборе формы и размера Ваших ответов, которые очень важны. Просим присылать по адресу - editors@yandex.ru или khronograf@mail.ru

 

Публикуемые отклики расположены по времени их отправления.

 

* * *

 

Наталия ЖУКОВА (Новосибирск):

1. П. Ф. Беликов - первый, самый авторитетный в нашей стране (в СССР) рериховед, близкий и доверенный сотрудник Н. К. Рериха, Юрия Рериха и Святослава Рериха, собиратель крупнейшего архива о жизни и творчестве семьи Рерихов, автор первой в СССР монографии о Н. К. Рерихе из серии ЖЗЛ, а также книги "Рерих. Опыт духовной биографии" и других книг и статей.

2. Прежде всего, хотелось бы отметить его личные качества как человека: безусловную преданность своему Учителю, прошедшую проверку всей труднейшей подвижнической жизнью. "Львиная преданность" - по словам Н. Д. Спириной, мужество и полное бесстрашие. А ещё - небывалая щедрость, бескорыстие и отзывчивость. П. Ф. всегда был готов помочь всем исследователям творчества Рериха и всегда бескорыстно делился материалами своего архива. Практически, все авторы публикаций исследований о Рерихе 70-х - начала 80-х годов использовали в своих работах материалы из архива П. Ф., но его в своих трудах не упоминали и не благодарили.

3. Мне, к сожалению, встречаться с П. Ф. не пришлось, а узнала я о нём от Н. Д. Спириной, которая много лет состояла с ним в переписке и встречалась с П. Ф. во время проведения Рериховских Чтений в Новосибирске. Тогда П. Ф. очень помогал в подготовке первых в стране Рериховских Чтений и участвовал в них с докладами.

4. Творческое наследие П. Ф. Беликова - это фундамент рериховедения, его основа. Ни одному современному исследователю-рериховеду не обойтись без трудов П. Ф. Беликова. И здесь важен не только фактический материал, важен подход к нему, важно глубинное духовное понимание Беликовым всей удивительной многогранной жизни Н. К. Рериха глубокое уважение, преданность этому уникальному художнику и философу.

Современным исследователям стоит ещё многому поучиться у Беликова и как учёного, и как человека. И что особенно актуально сегодня - как из собранных фактов не делать неверных, умаляющих выводов.

В учении Живой Этики говорится, что "можно убедить личным примером". П. Ф. Беликов относится к той блестящей плеяде учеников и сотрудников семьи Рерихов, включающих З. Г. Фосдик, Р. Я. Рудзитиса, Л. С. Митусову, Б. Н. Абрамова и Н. Д. Спирину, которые показали пример преданности, почитания и любви, неустанного труда и творчества, абсолютного бескорыстия, человеколюбия и сотрудничества, а в отношении друг к другу - уважения, сочувствия, взаимопомощи.

В 70-80-е годы, когда в России не было Рериховских Обществ, все рериховцы знали друг друга, переписывались, общались, передавали друг другу информацию о новых книгах, альбомах, открытках, посылали друг другу новые публикации (сужу по деятельности Н. Д. Спириной, с которой начала сотрудничать с 1982 года).

Хочется пожелать всем нам возродить эту дружную атмосферу истинного сотрудничества в современном Рериховском движении.

 

 

Наталья КАЛИНИНА (Бишкек, Кыргызско-Российский Славянский университет):

...К сожалению, с П. Ф. Беликовым при его жизни мне встретиться не удалось, так как узнала о существовании Рериховского движения только в 2000 г. С 2001 г. началось моё сотрудничество с МЦР через Тянь-Шаньское Общество Рерихов (участие в работе Педагогического семинара в Горках Ленинских в 2001 г., в научных конференциях, проводимых МЦР в 2003 и 2004 гг., в организации и проведении мероприятий к "Дню Земли" в Бишкеке). К сожалению, в 2005 г. наше сотрудничество оборвалось. Но я знакома с работами П. Ф. Беликова, с его эпистолярным наследием. Поэтому могу выразить своё мнение относительно его личности.

Считаю, что в настоящее время в Рериховском движении присутствует насущная потребность именно в таком человеке, каким был П. Ф. Судя по его переписке, он был мощным притягивающим центром для многих приверженцев Учения Живой Этики самого разного уровня. И он не жалел своего времени и здоровья на то, чтобы общение с ним было активным, двусторонним, чего трудно ожидать от нынешних руководителей (в принципе, не только в Рериховском движении - это уже определённая примета времени). Именно Колесо Сотрудничества является той силой, которая могла бы обеспечить целостность всего Рериховского движения. Наличие прямой и обратной связи является залогом функционирования любой целостной системы. Тогда притягивающий Центр одновременно становится и ведущим Центром. Лично мне, к сожалению, за 10 лет общения с сотрудниками МЦР и представителями рериховских организаций не удалось встретить среди них ни одного человека, способного на такое сотрудничество. Возможно, мне просто не повезло.

Ещё одна черта, которая, на мой взгляд, важна для личности такого масштаба, выражена в словах П. Ф.: "Я не признаю никаких запретов. Я противник различных группировок, основанных на подчинении "старшим" и на менторских замашках их руководителей".

Считаю, что снобизм, равнодушие, грубость, авторитаризм и нетерпимость к чужому мнению, нежелание даже выслушать и обсудить его, являются главными врагами тех обществ, которые хотят объединить вокруг себя людей на духовных основаниях.

В этой связи хочу привести одну цитату из письма П. Ф. Беликова (П. Ф. Беликов. Непрерывное восхождение, т. II, ч. 2, с. 288):

"Вы абсолютно правы, чувствуя ответственность как при восприятии чего-то нового, так и при отталкивании его, осуждении и принадлежности к тёмному стану. Однако, кроме меры нужного и неприемлемого для нас, светлого и тёмного, существует ещё мера необходимого в своё время и на своём месте. Как сказано: "Даже джинны помогают строить храм". Именно эту меру оценки не следует забывать. Она трудна и больше всего требует расширенного сознания, наиболее полного обозрения вечно живой мозаики разнообразия Жизни. Конечно, всегда имеются и агрессивные тёмные силы, так или иначе оказывающие на нас воздействие. Главный панцирь против них - безбоязненность и добротворчество. Тьма исчезает именно при внесении света. Наша ошибка часто заключается в том, что мы больше думаем о том, как себя защитить от тьмы, вместо того, чтобы больше внести в свою и окружающую нас жизнь Света. Когда человек начинает бояться чёрта больше, чем любить Бога, он обычно запутывается в расставленных им сами "защитных" сетях".

 

 

Юрий ШВЕЦ (Сайт «Каким вы видите будущее?»):

1. П. Ф. Беликов - писатель, философ, общественный деятель, исследователь жизни и творчества семьи Рерихов, автор полной биографии Н. К. Рериха, автор статей и очерков о жизни и творческой деятельности Н. К. Рериха. Также Павел Фёдорович сотрудничал со С. Н. Рерихом и был его помощником во время визита в СССР, сотрудничал с Ю. Н. Рерихом, был у истоков Рериховского движения в СССР.

2. П. Ф. Беликов собрал огромный архив из документов, фотографий, писем, отражающих деятельность семьи Рерихов. Я бы выделил писательскую, общественную деятельность, популяризацию наследия семьи Рерихов.

3. Встречаться не приходилось.

Узнал я о Павле Фёдоровиче, изучая материалы о жизни Н. К. Рериха. Информация была в основном в виде материалов, опубликованных в Интернете.

4. Я считаю, что творческое наследие П. Ф. Беликова - это бесценный клад для современных исследователей и просветителей, для Рериховских обществ и всех, кто считает себя причастным к Рериховскому движению.

5. Я думаю, что многие современники ещё не до конца осознали, какое значение несёт имя Рериха для России и не только для России. П. Ф. Беликов, собирая свой архив, хотел рассказать о Рерихе, о том, кого любил всем сердцем, так, чтобы люди осознали всё величие Н. К., его многоплановую, насыщенную жизнь и деятельность. Наследие П. Ф. Беликова - это посыл, прежде всего, молодому поколению учёных, исследователей.

Жизнь П. Ф. Беликова - это очередной пример жизни в преданности и любви к своему Учителю.

 

 

Наталья ШЛЕМОВА (Москва):

…По двум причинам не могу принять участие в опросе:

1. Больше не работаю в поле РД.

2. Не специалист по наследию П. Ф. Беликова. Читала только "Опыт духовной биографии Рерихов". Качественная, тёплая книга.

Как я понимаю, в Братстве нет привычки оценивать друг друга. Это дело - Кармы.

 

 

Пётр КРЫЛОВ (Санкт-Петербургский государственный Музей-институт семьи Рерихов):

С П. Ф. не встречался, с Кириллом Беликовым - «полтора раза», мельком… У П. Ф. меня больше всего поражает научность подхода, т.е. строгое следование фактам (хотя он как бы и не учёный). Да, создавая биографии (и Н. К. Р., и С. Н. Р.), автор сталкивается с белыми пятнами, где приходится делать "исторические реконструкции", в которых что-то потом подтверждается, а что-то - нет. Но это неизбежно. Да, у П. Ф. (как мы теперь знаем) есть фактические ошибки. Но ведь и информации у него было в тысячу раз меньше. И он же не мог утром отправить и-мейл в Нью-Йоркский музей, а к обеду получить ответ. Или залезть на их сайт и читать выложенные там документы. Он сидел в эстонской совхозной глуши и месяцами ждал писем, которые цензура то ли пропустит, то ли нет. Сейчас опубликован (на бумаге или в сети) миллион писем всех Рерихов, полные записи Учения и т.п., а у него же ничего этого не было. И, тем не менее, когда ко мне приходит очередная девочка, просящая "базовую литературу" по теме, я, конечно, начинаю с П. Ф. - и про Н. К. Р. (включая "Опыт духовной биографии", и про С. Н. Р.; ну, не Дубаева же им давать, право слово)). Видимо, определяющий фактор - правильный вектор, правильное устремление. То, что П. Ф. - герой, совершивший научно-культурно-духовный подвиг, для меня не подлежит сомнению…

 

 

Татьяна БОЙКОВА (Региональная общественная организация «Культурно-просветительный центр «Адамант»):

Спасибо за приглашение принять участие в опросе. Но мне кажется, что опрос лучше всего устраивать по вопросам, имеющим  некие расхождения во мнениях, чтобы выяснить, что думают в РД. В отношении П. Ф. Беликова, как мне видится, мнения вряд ли будут сильно разниться. Потому мне кажется, что такие, как я, например, вряд ли могут написать что-то новое и полезное. Ведь нам не довелось с ним встречаться, хотя бы немного общаться - слишком рано он ушёл из жизни. А потому писать что-то о П. Ф. Беликове - это значит писать общие слова, потому что все знают, как много он сделал для того, чтобы мы, пришедшие позже, могли увидеть Н. К. Рериха в более чётко сверкающих гранях. Много слышала о нём в доме Л. С. Митусовой, и от этого он становился нам ещё ближе. Если бы не это, то лучшее представление о П. Ф. Беликове я бы составила для себя много позднее.

Ведь первые книги «Непрерывное восхождение», хорошо и подробно рассказывающие о его жизни и творчестве, вышли только в 2001 году. А до этого мы читали только две книги, написанные им: «Рерих» (Опыт духовной биографии), вып.1994 года и ещё одна книга о Н. К. Рерихе, созданная вместе с В. П. Князевой. Вот, пожалуй, и вся литература, которой мы располагали до 2001 года. Возможно, были в разных журналах отдельные статьи, но это ведь слишком мало. А потому считаю, что лучше, если будут писать те, кто П. Ф. Беликова хоть немного знал, встречался с ним. И если Вами и теми, кто его знал, будут написаны определённые материалы, то и мы на своём сайте с радостью выложили бы их, дабы достойно коснуться памяти Павла Фёдоровича к его 100-летию со дня рождения…

 

 

Людмила АНДРОСОВА (Канада):

…Лучше всего я сказала, что значит для меня Павел Фёдорович в своей статье, которая так и называется " О П. Ф. Беликове".

А теперь по опросу.

1. Павел Фёдорович Беликов - один из Посланников, пришедших в нашу страну, чтоб разбудить сердца людей и открыть их навстречу свету, добру и совести. С его именем навсегда связано Рериховское движение в нашей стране, это с его помощью началось это движение, сначала в Сибири, среди учёных Сибирского отделения Академии наук, а затем дальше по всей нашей стране. И если Рериховское движение можно сравнить с огромным многоголосым хором, то Павел Фёдорович на много лет стал его дирижёром.

2. Из жизни и деятельности П. Ф. Беликова я бы выделила ПОСТОЯННУЮ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ.

4. Его творческое наследие является источником мудрости и знания

3. Впервые я встретилась с Павлом Фёдоровичем в 1974 г. на юбилее Н. К. Рериха. Он был главным помощником Святослава Рериха и это он устроил нам, сибирякам, встречу со С. Н. Рерихом. И с этого момента в мою жизнь вошло то новое, что дало направление всей моей жизни.

И по сей день я поверяю жизнь мою с Павлом Фёдоровичем, - что бы он сделал, как бы он поступил, что бы он сказал. Его облик, полный внутреннего понимания, спокойствия, доброты и участия - навсегда в моем сердце.

 

См. Л. А. Андросова. О Павле Фёдоровиче БЕЛИКОВЕ

 

 

Владимир КОНДЮРИН (Караганда, Казахстан):

…Особо-то рассказывать о П. Ф. Беликове нечего. Из публикаций слышал о нём, как о соратнике, очень много сделавшем для Учения.

Больше сказать ничего не могу. Личной встречи, к сожалению, не имел с ним.

 

 

Александр ХЕРСОНОВ (Москва):

 

Слово о Павле Фёдоровиче Беликове.

К столетию со дня рождения.

 

"Нужен Гений, чтобы понять Гения".

Елена Рерих, "Избранные письма", 28.06.1948 г. Кхандала.

 

С автором Павлом Беликовым я познакомился благодаря тому, что волей случая обратил внимание на книгу «Рерих (опыт духовной биографии)». Книга, изданная в 1994 году в Новосибирске, пришла ко мне десять лет спустя. Что это было за время, начало 90-х? Как известно, в России оно проявилось не только кровавым переделом собственности, криминальной войной, но и удивительной тягой населения к духовности, жаждой поиска истины, в том числе истины сокровенной, попыткой приобщения к тайному, непознанному в природе и обществе. В те годы я пришёл к познанию астрологии, к популяризации эзотерических наук. Но в те же годы в России произошла яростная схватка сил света и тьмы, зла и добра, сатанинского и божественного. В результате этой борьбы Зло в значительной мере отступило, Добро с большим трудом пробивало и поныне продолжает пробивает себе дорогу.

Примечательно, что именно в это смутное и тягостное для России время к окончательно не павшему духом читателю пришла великая книга Павла Беликова. Книга, которая безусловно была послана высшими силами, а автор явился «всего лишь» исполнителем воли высших сил. Жаль, конечно, что книга П. Ф. Беликова шла на встречу со мной долгие годы… И всё же мы встретились! И это было большим счастьем, поскольку книга явилась для меня откровением, новым взглядом на существо и развитие мира, на жизнь Духа, на миссию, которую возложили высшие силы на семью Рерихов. Книга явилась откровением, изменившим моё миропонимание, изменила сознание и помогла ответить на многие подспудно мучащие ранее вопросы. «Духовную биографию Рерихов» я проштудировал с карандашом в руке, выписывая наиболее важные места.

Замечу, что П. Ф. Беликов не пошёл по пути идеализации личности Рерихов (а соблазн был), не стал писать новые «иконы», плодить новых «святых», а показал трудную, полную борьбы и тревог жизнь без прикрас провозвестников Учения Живой Этики. Это так важно! И даже, опираясь на дневники, упомянул изъяны характера молодого, ещё не созревшего Николая Рериха (попробуй «заикнись» о таковых сегодня).

И не видел в том греха, рассчитывая не просто на образованного, но на мудрого читателя. Понимая, что великим Николай Рерих явился миру не в день рождения, а стал таковым благодаря неустанной духовной работе, титанической ежедневной напряжённой работе чувств и мыслей.

О чём книга Павла Беликова? О зарождении, становлении и развитии духовности Николая и Елены Рерих, их сыновей. О том, как семью Рерихов вели по жизни высшие силы, какую оказывали поддержку, от чего предостерегали, что советовали, как направляли, как защищали, как именно Рерихи сотрудничали с Учителями Шамбалы.

Павел Беликов писал о том, что Рерихи с ранних лет находились под наблюдением Владык, об «особом чутье высшего присутствия» Елены Рерих, о принятии во сне первых указов, о том, что зов Учителей был услышан, о первой встрече на физическом плане с Учителем, который открыл подробности Плана». О многом!

Каким же качествами должен обладать автор, не по службе, а по сердцу описывающий… нет, не бытовую жизнь замечательных людей, а нюансы духовного развития и становления Рерихов, стоически несущих бремя великого кармического задания и осознанно общающихся с высшими силами? Ответим так: совершить великий духовный посев может только духовно великий человек, каковым на самом деле и являлся П. Ф. Беликов. Человек космического сознания. И не важно, какой профессией такой человек зарабатывает себе на хлеб. Бухгалтер П. Ф. Беликов, учитель физики К. Э. Циолковский, учитель математики А. И. Солженицын…

Эти люди совершили поистине грандиозное: обратили внимание миллионов людей на тайную жизнь материи и духа, продвинули вперед коллективное  сознание, открыли миру новые пути развития… Совершили подвиг!

Гений П. Ф. БЕЛИКОВА создал гениальную духовную биографию Рерихов, и тем самым утвердил в уверенности, что ныне мы отмечаем юбилей одного из самых выдающихся сподвижников Учения Живой Этики. Равного среди равных.

 

 

Андрей ПУЗИКОВ (Калининградский региональный общественный культурный Фонд «Зов»):

Считаю для себя честью участвовать в этом опросе. К сожалению, так сложилась моя судьба и путь в РД, что с Павлом Фёдоровичем и его ближайшим окружением этот путь, практически, не пересекался. Он был мне известен как биограф Н. К., но мои интересы в основном были сосредоточены в русле Учения Живой Этики, а в этой части я о Павле Фёдоровиче ничего не знал.

Менее всего, чем я интересовался в жизни, так это литературными биографиями известных личностей. Официоз этого жанра мне не был симпатичен. С одной стороны, я не верил литературным описаниям жизни людей, а с другой, прекрасно понимал, что то, что меня интересует в людях, в стандартных биографиях найти невозможно по определению. При этом, как ни странно, меня всегда интересовали судьбы людей, но реальных людей, там, где я мог получить какие-то непосредственные касания. Так что Рерихи стали для меня единственными людьми, с которыми я физически не сталкивался, но о биографиях которых я достаточно много знаю. Хотя всё это складывалось из несистематических отрывков и заметок в стиле В. М. Сидорова, но подкреплённое непосредственным восприятием их творчества. Даже одних, в то время опубликованных, статей и листков дневника Н. К. мне было уже достаточно, чтобы прочувствовать его жизненный путь. Когда-то в восьмидесятые сам рассказывал студентам о Рерихах и давал небольшие заметки в местную прессу. Может, поэтому, когда я слышал слова «биограф Рерихов», это мне ни о чём не говорило и проскальзывало по ауре, не задев её, как задевала информация о Хейдоке или Рудзитисе и его дочерях. То есть, это чисто моя проблема и особенность…

Единственным касанием было, когда в середине восьмидесятых мне в руки попала машинописная копия незаконченной рукописи Павла Фёдоровича «Опыт духовной биографии». Это, как я понял, был альтернативный вариант официальному изданию биографии Н. К. Рериха в серии ЖЗЛ. В рукописи говорилось об Учителях и иных духовных моментах, о которых не принято было писать в официальной атеистической литературе и прессе того времени.

К сожалению, эту рукопись я читал очень давно, и потом кто-то её «зачитал» и мне не вернул, так что в памяти уже трудно вычленить то, что содержалось именно в ней. Я тогда старался читать только фото и репринтные копии с оригиналов, и не признавал машинописных текстов, в которых могло быть множество ошибок, но это была неизданная рукопись, и потому я её прочёл, несмотря на ужасное качество. Помню только, что она была явно незакончена, и сюжет обрывался. К тому же, она попала ко мне не через рериховцев, а каким-то сомнительным путём, и потому я даже сомневался в её подлинности.

Я по своей сути не историк и не концентрировал никогда своё внимание на биографических нюансах, как самих Рерихов, так и их соратников. Мои знания в этих вопросах - скорее, запечатлённые памятью яркие моменты встреч, как физических, так и через творчество, с конкретными людьми. Так видно сложилось кармически, но Павел Фёдорович является для меня одним из немногих ярких деятелей РД, которые почему-то не попали в сферу моего непосредственного интереса в те, прошлые годы.

Надеюсь, найдётся достаточно достойных людей, могущих объёмно осветить личность и деятельность Павла Фёдоровича Беликова.

 

* * *

Посмотрел раздел. Некоторые материалы прочитал и пополнил свои знания в отношении Павла Фёдоровича. Получил несомненную пользу, так как нашёл в его лице здравомыслящего, свободного в своих суждениях человека и единомышленника (что не так часто бывает в современном РД). Ведь я о нём раньше знал очень мало. Я уважаю людей, способных прямо и открыто выражать свою точку зрения. Видимо, врагов у него было немало, но так оно и должно быть.

Кстати, "Заключение" к "Отзыву о "Калачакре", удачно расставляет по своим местам то, о чём бесконечно спорят на форумах и не только, а именно, о разного вида "продолжениях", "дополнениях" и "комментариях" к Живой Этике.

Что касается самого текста "Калачакры", то, если мне не изменяет память, А. П. Хейдок говорил, что это он сделал подборку из записей Уранова, которые ему удалось скопировать, и стал распространять их под этим названием. Но за достоверность этих, достаточно смутных воспоминаний, ручаться не могу. Хотя, примерно это же я слышал и в Калининграде от И. Н. Войкина, считавшего себя учеником Хейдока и часто общавшегося с М. Ц. Пурга.

Опрос удачно дополняет раздел и создаёт объёмность. Вызвала улыбку фраза: "Самый "весёлый город" - Калининград. Там было 3 (!!!) общества Рериха и представители этих обществ ездили ко мне за литературой, а между собой не ладили..." Сергея Мартынова. Это к нему ездили представители трёх обществ, а на самом деле их было целых пять! От нас, по крайней мере, к нему никто не ездил, так как недостатка в литературе не было. Но печально и грустно то, что подобная картина в те времена (да и сейчас не лучше), по сути, типична для любого крупного города.

Но по состоянию человечества оно так и должно быть, иначе жизнь вокруг была бы совсем другой. В этом есть и своя польза - есть с чем и над чем работать.

 

 

 

Николай ГЛАДЧЕНКО (Екатеринбург):

1. П. Ф. Беликов - … очень уважаемый мною человек. Один из немногих, кто принял Живую Этику всем сердцем и полностью. Свою жизнь П. Ф. Беликов строил на принципах Ж.Э. и защищал её чистоту от всевозможных толкований "учителей", коих хватает и сейчас.

2. Какую сторону жизни и деятельности П. Ф. Беликова Вы бы выделили? Став биографом семьи Рерихов, он сохранил для нас многие факты и эпизоды из жизни членов этой семьи, сопроводив их своими комментариями, помогающими понять мотивы тех или иных действий Рерихов.

3. Если Вам приходилось встречаться, расскажите…

Если нет, то как Вы узнали о П. Ф. Беликове? В 1994 г. по совету Е. К. Богомоловой, руководителя сети клубов по изучению Ж.Э., купил книгу П. Ф. Беликова "Рерих (Опыт духовной биографии)". Потом были книги:

П. Ф. Беликов и В. П. Князева "Рерих";

3-томник к юбилею П. Ф. Беликова "Непрерывное восхождение";

П. Ф. Беликов "Святослав Рерих. Жизнь и творчество".

4. Насколько востребованным является творческое наследие П. Ф. Беликова в наши дни?

Очень востребовано. С каждым годом всё меньше остаётся непосредственных сотрудников Рерихов и людей, которые неоднократно встречались или беседовали с Рерихами и получали от них импульсы, помогающие удержаться на пути истинного понимания Ж.Э.

С годами ценность наследия П. Ф. Беликова будет только возрастать, так как слишком много желающих "порулить". Наследие поможет думающим людям определиться - "кто есть кто".

5. Если Вы хотите сказать о П. Ф. Беликове помимо заданных вопросов, сделайте это…

Нет учителя без ученика. Потому было бы очень грустно и неестественно, если бы такой человек, как П. Ф. Беликов не оставил после себя ученика или учеников, преданных делу своего учителя. Одного я даже знаю - обращался к А. Н. Анненко по некоторым вопросам. Ответы были более чем добросовестными, и мне стало ясно, что ему есть что сказать. Мне кажется, он продолжает дело, которому П. Ф. посвятил свою жизнь. П. Ф., я так думаю, многое просто не успел поведать бумаге, но о чём, наверное, знает и помнит его ученик. К тому же и сам ученик уже давно стал уважаемым сотрудником Р.Д. и мог бы многое поведать, а заодно и высказать своё мнение, по поводу того, что происходило в Р.Д. после 1988 г. и происходит по настоящее время. Это тоже биография - Рериховского Движения.

 

 

Сергей МАРТЫНОВ (Санкт-Петербург):

1.    П. Ф. Беликов - это Сподвижник. В советские времена он сделал тихий и скромный подвиг. Человек который смог из маленького эстонского села достучаться до издательства “ЖЗЛ”, правда, с хитростью - взяв в соавторы сотрудника Русского Музея (на книге написано имя соавтора)… Он был по жизни человеком, который просто воплощал свои мысли и чувства (вопреки и несмотря). Пытался  сеять “разумное, доброе и вечное”.

В те времена это был Реальный Подвиг (и подвИг). Он расширял горизонты сознания. Скрупулезно собирал все материалы по ЖЭ. Историю жизни Н. К. и Е. И.

А это тогда стоило жизни (ГУЛАГ работал круглосуточно...). Павел Фёдорович был Человеком, который нашёл свой Смысл Жизни. И при всей “тихой и незаметной” жизни - он что-то изменил в сознании (хотя бы части думающего человечества).

2.    Какую сторону жизни и деятельности П. Ф. Беликова Вы бы выделили?

Я уже сказал - Сподвижник, реальный Писатель (отличный стиль, систематизация, историк, по-доброму наивный, верящий в светлое и доброе будущее и т.д.)

3.    Если Вам приходилось встречаться, расскажите…

Я не успел встретиться лично - я приехал уже позже, через??? полгода-год??? после смерти П. Ф. (сейчас не помню, извините).

Если нет, то как Вы узнали о П. Ф. Беликове?

“ЖЗЛ”, а потом после этой книги встретил на какой-то конференции в Питере Кирилла Беликова - но это другая история...

4.    Насколько востребованным является творческое наследие П. Ф. Беликова в наши дни?

Вся беда - что народ ничего не знает про ЖЭ. ... А тем более, про П. Ф. и его огромную роль в распространении ЖЭ. И теперь эпоха поменялась - уходит Человеческое, а приходят - деньги, деньги, деньги... пришла иллюзия, а не Истинность...

...Сейчас уже не объясню, но когда Горбачёв пришёл - был Момент, когда он (Горбачёв) мог со своей “перестройкой” повернуть страну на Принципы ЖЭ... а он упёрся в свою “перестройку” и ничего не понял... И встреча с С. Н. была... токмо до Горбачёва не дошло. И теперь появились всякие “материалы” - как Рерихи были не правы...

Беда!!! ...И самая беда - что мы сами всё и закопали, пока выясняли - а кто боле продвинутый... беда... (... а “Братство”?... а “Община”??? и народ сам выбирает возможности... и свою карму...). Сложно всё... А П. Ф. был  мудрым и терпеливым.

И уходят из обиходной речи такие слова (и понятия в голове, и в сознании), как ЭТИКА и ЭСТЕТИКА... а из этого строится Культура... и осознание Красоты (которая спасёт мир)... Беда...

5.    Если Вы хотите сказать о П. Ф. Беликове помимо заданных вопросов, сделайте это…

В 1980 у меня был душевный кризис, кроме того, я разочаровался в нашей музыкальной индустрии после гастролей... Короче - полный кризис с потерей всякого смысла моего существования. И тогда я задумался - а в чём мой смысл, в чём Смысл Жизни...

Судьба мне подкинула экстрасенсов в Питере, а через них и экстрасенсов в Москве.

Всё было таинственно, загадочно и интересно. На фоне моих размышлений открывался новый мир. Через экстрасенсов я и получил книжку “Сердце” - тогда это было запрещённой сам-издатовской литературой, которую выдавали только доверенным людям...

И я получил машинописную копию книги “Сердце” на одну-две ночи для прочтения. И не знал, кто автор, что это за книга - просто “прочитай и верни”. И при моём душевном кризисе - вдруг готовые ответы на мои вопросы... меня потрясло, что оказывается я “изобретал велосипед”, а кто-то давно ответил на вопросы, над которыми я столько бился.

Потом я узнал, что это часть книг по ЖЭ (или АЙ). Захотел узнать ещё... Узнал, что это Рерихи. Далее - картины (иллюстрации в альбомах), поиски информации о Рерихе, нашёл ЖЗЛ (Автор П. Ф. Беликов).

Далее - поиски книг ЖЭ и очерков Н. К. И я для себя “открыл открытые двери”. Как-то вышел на “Рериховское движение”, тогда пытались возродить Извару, ездил и помогал восстанавливать дом Рериха (что-то бетонировал, прибивал какие-то доски, укреплял какие-то кладовки)... Потом началась “эпоха конференций”. В каком-то месте собирались какие-то люди... пытались обсудить “а как, а где... что делать?...” Ещё надо учесть, что в те времена это всё было полуподпольно, информации и литературы по Рерихам практически не было, всё таинственно, всё под запретом... И мне очень захотелось найти первоисточники, а не третью копию с печатной машинки. На какой-то очередной полузакрытой конференции в Питере, где опять строили очередные замки на песке, я увидел мужичка, который сидел в коридоре перед залом (где шла конференция) и спокойно показывал фотографии о семье Рерихов. Очень качественные фотографии, а не те, которые иногда пробегали среди “посвящённых”. И так же спокойно объяснял - кто на фотографии, где, когда... Среди атмосферы “особой важности, таинственности, посвящённости” этот мужичок был как свежий поток Реальности. Им оказался Кирилл Беликов. Так мы и познакомились. Мы съездили в Извару - там только открывался музей Рерихов (а я уже успел поработать с Барским - художником, который делал экспозицию в Изваре). А дальше - больше. Он мог остановиться у меня, пригласил к себе в Таллинн. И я попал в семью П. Ф.

И главное - я пытался достать литературу в Риге (но они оказались очень “хозяйственными”). Ничего мне в Риге не дали. В Москве всё было очень официально... и мне, непонятному частному лицу доступ к литературе был закрыт... А Кирилл сразу мне поверил и пустил в архив П. Ф. - “пустил козла в огород”... У меня была мечта сделать в Питере “Читальный зал Рериха” со всеми очерками Н. К., с ЖЭ, со всей сопутствовавшей литературой - упоминают Платона, а вот у меня и Платон. Упоминают Блаватскую - а вот вам и вся Блаватская... И только в архиве П. Ф. я смог двинуться к воплощению мечты. Галина Васильевна, Кирилл и Алла мне помогли и поддержали. (Галя тогда училась и во “взрослые” дела не вмешивалась) В Таллинне нашлись Серёжа (фамилия вылетела из головы) и Костя (Речкин), которые работали в копировальной конторе. (А в Питере ещё было запрещено копировать). В Питере нашлась типография, которая мне давала бумагу... Сперва я ездил на автобусе на выходные в Таллинн - туда бумагу, оттуда тираж. Потом мой сосед по дому катал меня на своей машине - туда багажник бумаги, сюда багажник тиража.

Мы с Кириллом договорились сделать хорошую копию с каждой книги, а потом, чтобы больше книги не тревожить, с первой копии делать уже тираж для моего будущего читального зала. И у меня скопилась вся литература по Рерихам. Каким-то образом народ узнал, что у меня можно получить литературу - и ко мне стали приезжать разные люди с разных городов. И я высылал АЙ через почту по разным городам. Вся АЙ весила 8 кг и 200 гр. Но почтовые тёти привыкли к моим еженедельным посылкам и пропускали перевес посылок.

Я очень хотел дать людям свободный доступ к наследию Рерихов. В нашем городском Комитете по культуре, куда я пришёл с просьбой помочь открыть “Читальный зал Рериха”, меня отфутболили далеко и надолго... Был период “моды на Рериха” и всякие кланы боролись за “первенство в рериховедении” (в результате - “собака на сене”).

А потом, когда я увидел, что стало прорастать, пока я пытался сеять “разумное, доброе, вечное” - мне стало как-то очень... обидно что ли... Зарождающиеся общества Н. К., получив литературу, начинали меряться “кто Самый Рериховец”.

Самый “весёлый город” - Калининград. Там было 3 (!!!) общества Рериха и представители этих обществ ездили ко мне за литературой, а между собой не ладили...

Было много глупости при рождении обществ...

Как не парадоксально - архив П. Ф. надо было защищать от зарождающихся обществ. А при системе, когда делается хорошая копия - а потом с неё тираж, архив П. Ф. оставался целым и книги не теребились от множества лишних прикосновений... А по тем временам - это было единственное место доступа к литературе. Москва, Рига, Новосибирск не хотели давать книги для копирования. И архив П. Ф, был самым открытым и самым доступным источником для жаждущих.

В результате - архив П. Ф. помог создать музей в Изваре, помог библиотекам многих обществ по всему СССР, помог нынешнему музею Рериха (МИСР), помог нашим немецким, швейцарским, американским друзьям (туда тоже высылал копии - им нужны были книги на русском).

Я отошёл от активной деятельности по рассылке литературы 16 лет назад. Отошёл, потому что началась “карусель” - а кто более рерихнутый...

...Я тогда работал на радио - были попытки сделать постоянные передачи о ЖЭ, о семье Рерихов, о всём наследии... после встреч со слушателями у меня было огромное разочарование... восторги, благодарности... эмоции, мишура. А сути - не услышали... и когда ко мне стали обращаться - Гуру... я понял, что пора опять в подполье…

Моё положение в рериховском движении сейчас - никакое. 16 лет назад я воспользовался рождением дочки - и это было понятным для всех аргументом, почему я вышел.

И сегодня у меня очень двойственное отношение к рериховцам. С одной стороны - Великое Учение (которое не понято до сих пор), а с другой - среди толпы рериховцев единицы реальных (!), тех, кто действительно несли Дух Учения (вся семья Беликовых в их числе). Я очень разочаровался в наших "Деятелях Культуры" - кто-то нёс себя, кто-то делал на Рерихе политический капитал...

И в 90% прикрывались ЖЭ, чтобы прикрыть свои эгоистические запросы. Внешне - хорошие люди говорят правильные вещи, а за этим амбиции на уровне элементарного социума.

На волне Рериха кто-то устроил детей на обучение в Америке... кто-то внедрился в лучшие друзья в индийские сообщества... кто-то стал делать бизнес на литературе, на репродукциях...

Я - скорее всего, циник. И очень хорошо, что меня практически забыли.

...Наш новый питерский музей Рериха сейчас делает своё дело - это ещё очень молодой музей. "Рериховский Век" - огромная работа, которую они сделали с нуля за четыре месяца. И все его музейные работники не делают фанатичного культа из семьи Рерихов. И, надеюсь, понимают, что это Живая (Живая!) Этика.

К сожалению, всё Живое начинает умирать при фанатичном и бездумном отношении. Я не застал Павла Фёдоровича. А Галина Васильевна и Кирилл относились к ЖЭ не как к идолу, а как к жизни, как к задачам каждого дня. Павел Фёдорович оставил им огромный груз Простоты отношения к ЖЭ.

Не примитивное отношение, а именно ПРОСТОЕ!!!

А за этим - спокойное и мудрое реальное служение по мере возможностей. Это сложно объяснить на словах, но разница чувствовалась очень сильно на очередных конференциях. Там - сперва всякие регалии, выпячивания, какие-то иллюзорные планы (например, из Извары пытались сделать Нью-Васюки). И всё на полном серьёзе...

На этом фоне Галина Васильевна и Кирилл были Настоящими.

А все рериховцы опирались на архив П. Ф. (я уже говорил, что Москва, Новосибирск и Рига не очень-то спешили делиться). И все амбиции и проЖекты строились на знаниях, источником которых был П. Ф. Но!!! Но при этом его даже не упоминали. Его огромнейшую роль. И П. Ф. был Открытым. И архив его был Открытым. И вся семья П. Ф. - Открытой. ПРОСТОТА отличается Качеством перед примитивным...

...Эпоха поменялась. У людей теперь приоритеты - как выжить. Объяснять смысл подвига семьи Рерихов и семьи Беликова очень сложно, давая перспективу развития, чтобы был понятен смысл "Сердца", "Общины", "Братства".

Я сейчас не могу найти форму, наполненную ещё и содержанием, наполненную идеями ЖЭ. Теперь каждый может прочитать все книги, материалы открыты, - но мы не становимся от этого лучше, добрее...

Мне кажется, - с уходом П. Ф. нарушился баланс среди рериховцев.

С уходом С. Н. что-то оборвалось... какая-то Нить для страны...

 

* * *

"Рериховский Век" - выставка - показала огромное проникновение и влияние семьи Рерихов.

Но я не знаю, как показать, что Рериховский Век, Рериховская Эпоха ещё для нас не наступила - потому что мы не доросли до понимания.

И не знаю, как сдвинуть "наше болото" к движению в Будущее.

Когда меня спрашивают, - а зачем тебе ЖЭ? я отвечаю - вот иду я по жизни... и пока всё хорошо – то, вроде бы, и ЖЭ не требуется...

(Хотя по жизни никто простую вежливость, уважение и внутреннюю этику не отменял).

Но!!! если попал в "жизненное болото", в трудные ситуации, то тогда я "достаю из-за спины помогающий шест ЖЭ" и перехожу болото, а не вязну в нём...

(Поэтому я, возможно, "ненастоящий рериховец", что пользуюсь Учением не каждый день).

Извините, что так выложил мои несозревшие мысли, - просто пытаюсь объяснить себя.

 

 

Елена АЛЕКСЕЕВА (Санкт-Петербург):

…Беликов для меня появился-проявился как один из двух авторов - вместе с Князевой - книги "Рерих" в серии "ЖЗЛ". Потом читала самиздатовский неоконченный "Опыт духовной биографии". Конечно, историю продвижения рериховских идей в России трудно представить без П. Ф. Беликова, для своего времени он был первопроходцем - низкий ему поклон.

Но время безжалостно - или великодушно? - какие фантастические возможности имеем мы сегодня - альбомы, книги, архивы, сколько узнали нового, какие широкие горизонты открылись! 100-летие - дата замечательная, и очень хорошо, что вы решили её отметить.

 

 

Гунта РУДЗИТЕ (Рига, Латвия):

У меня уже имеется статья, опубликованная в сборнике, изданном МЦР. Также некоторые письма. Но охотно отвечу и на ваш опрос.

С П. Ф. Беликовым я познакомилась более 50 лет назад, он тогда жил ещё в Таллине.

В молодости он руководил небольшим кружком людей, изучающим восточную философию - Живую Этику. Среди посещающих кружок была и его супруга, учительница русского языка Галина Васильевна.

Он переписывался также с Н. К. Рерихом, имел от него 15 писем, знакомил с ними и меня. Уже тогда имел небольшой философский труд об Н. К. Рерихе. Как работающий в «Международной книге» он помогал Рерихам, главным образом Ю. Н. Рериху, с книгами. Сам он много читал, имел многие собрания сочинений русских писателей, писал и сам стихи.

Из-за здоровья он должен был перейти жить в небольшое селение Козе-Ууэмыйза, где работал главным бухгалтером.

В середине прошлого века ему доверили написать книгу о Н. К. Рерихе для серии книг ЖЗЛ. Так как он работал бухгалтером, попросили сотрудничать с молодым искусствоведом В. Князевой, - увы, всю книгу прекрасного качества написал он один.

Отчасти также из-за материалов для книги он уже в конце 50-тых годов приезжал к моему отцу Р. Я. Рудзитису. После помогала я, ездила не однажды и к нему, посылала ответы на многочисленные его письма.

Много материалов Беликов получал и от С. Н. Рериха, с которым переписывался и встречался на рериховских выставках. Также получал письма от Вл. Шибаева и др.

Должна отметить его скрупулёзную, объёмистую работу. Он предпринимал и поездки в Ленинград, Москву за материалами. Боролся с безжалостной цензурой того времени. И ему помогали Неведомые Силы. Книга не потеряла значение и сегодня.

Помню его заботу и обо мне: он показывал достопримечательности Таллина, окружности Козе-Ууэмыйзы, старинный парк и др.

Он помогал и В.Князевой написать альбомы о картинах Н. К. Рериха. Посещал с докладами не только Москву, Ленинград, но и Новосибирские Рериховские чтения. Он всегда кипел работой. Ещё мечтал многое создавать, огромный труд о всей жизни и деятельности Рерихов, но жизнь оборвалась.

 

См.: Гунта Рудзите. ПОЭТ И БОРЕЦ, БИОГРАФ НИКОЛАЯ РЕРИХА

 

 

Галина БЕЛИКОВА (Санкт-Петербург):

"Про дедушку сейчас писать не буду. Это надо серьёзно собраться, погрузиться в детские воспоминания. А так вот, мимоходом, среди командировок и конференций, не хочется, не получится..."

 

 

Наталья ТООТС (главный редактор журнала «Дельфис», Москва):

В конце 80-х и начале 90-х годов прошлого столетия жизнь привела меня в Эстонию в г. Тарту. Там в течение 5 лет я работала собственным корреспондентом ТАСС. Именно в эти годы произошло возрождение Эстонского общества Рерихов, и мне довелось войти в состав его учредителей. Возглавляла наш коллектив единомышленников Кира Алексеевна Молчанова - родственница Павла Фёдоровича Беликова. И тогда-то я впервые услышала о нём, познакомилась с его сыном Кириллом. Всё в ту пору воспринималось по-иному, чем сейчас. «Живую Этику», Письма Е. И. Рерих и произведения Н. К. Рериха мы читали в «ксероксах». На организуемых небольших выставках и вечерах, посвящённых деятельности Рерихов, мы чувствовали себя первопроходцами на новом возрождённом пути. А такие произведения (опять же в «ксероксах»), как «Духовная биография Н. К. Рериха», написанная Беликовым, служили одним из главных указателей на нём. Читали, давали и передавали доверительно другим. Уверенность в том, что сведения, приводимые в этой работе, достоверны, была непоколебимой. Ведь П. Ф. Беликов являлся человеком, положившим начало рериховедению - новому отделу духовной культуры не только нашей страны (тогда это был СССР), но и всего мира.

Это было время, когда мы, неофиты, только начинали осваиваться в «Державе Рерихов», и каждый человек, имеющий личную переписку или встречавшийся с членами этой легендарной семьи, представлялся недосягаемым и неординарным. На моём духовном пути подобной личностью был именно Беликов. Хотя его уже не было в живых, но близость к его родственникам и местожительству, его архивам в знаменитом Тартуском Университете, где я находила работы Павла Фёдоровича, делали его для меня почти ощущаемым и близким.

С тех пор прошло более 20 лет. Многое изучалось и узналось. Сегодня моё поколение рериховцев - уже старшее, а те отдельные люди, которым судьба позволила соприкоснуться с Рерихами, стали «раритетными». И на этом фоне фигура П. Ф. Беликова, как первопроходца и человека, не только провозглашавшего принципы, изложенные в «Живой Этике», но и жившего по ним, остаётся в своём величии. По таким, как он, равняют свои жизни. Поэтому его творческое наследие всегда будет востребованным.

 

 

Евгения ВЕЛИЧКО (член редколлегии журнала «Дельфис», Москва):

П. Ф. Беликова считаю одним из объективных, независимых исследователей значимости семьи Рерихов в области культуры, искусства и науки. Его книга о жизни и творчестве Святослава Рериха потрясает глубиной искусствоведческого анализа картин, мало известными биографическими подробности семьи и написана прекрасным русским языком. Творческое наследие П. Ф. Беликова всегда будет востребовано. Лично с П. Ф. Беликовым не встречалась (встречалась с Ю. Н. Рерихом). За его творческой деятельностью всегда следила, изучаю и восхищаюсь с 60-х годов.

 

 

Владимир НАДЁЖИН (Президент Благотворительного Фонда «Дельфис», Москва):

Моя первая книга о Н. К. Рерихе, которая произвела неизгладимое впечатление на всю мою жизнь - «Рерих» из серии «Жизнь замечательных людей», написанная П. Ф. Беликовым совместно с В. П. Князевой. Так состоялось моё знакомство с писателем Беликовым - библиографом и исследователем наследия семьи Рерихов.

В 1981 году по приглашению ЦК ВЛКСМ я приехал в Новосибирский Академгородок, где мне предстояло познакомиться с созданным под руководством академика А. П. Окладникова новым уникальным этнографическим центром. С ним был связан и Павел Фёдорович Беликов. Приведу выдержку из письма Беликова к С. Н. Рериху 1972 года: «Об Окладникове, чьё предисловие было опубликовано в «Вокруг света», я Вам уже писал. Он очень серьёзно относится к научной работе Н. К. и Ю. Н. Сейчас продвигает публикацию работ Ю. Н. Он охотно написал предисловие, хотя в подготовке текста и не участвовал. Он очень заметный учёный, путешествовал по тем местам, где проходила экспедиция Н. К. В конце прошлого года я составил довольно большую работу «Н. К. Рерих. Жизнь и деятельность. Справки и характеристики».

Окладников знакомился с ней и одобрил, подтвердив основные её выводы в своей публикации. Он безусловно примет участие в подготовке к юбилею» ( вероятно 1974 г.).

У П. Ф. Беликова в соавторстве с А. П. Окладниковым и Е. П. Маточкиным есть публикации в прессе тех лет, рассказывающих об их совместных трудах. Увы, моя поездка в Академический городок совпала со днями смерти и похорон Алексея Павловича Окладникова. В воспоминаниях 1986 года Евгений Паладьевич Маточкин пишет: «Третьи Рериховские чтения проходили в Улан-Удэ в 1982 году. Все присутствующие минутой молчания почтили светлую память А. И. Окладникова и П. Ф. Беликова».

Конечно, моё полное представление о громадном вкладе в исследование Рериховского наследия сложилось значительно позже, после публикации эпистолярного наследия П. Ф. Беликова, уже в 2000-х годах, в Третьем тысячелетии. Подкупает его честный и объективный подход, человеческий и писательский, посвящённый наследию великой семьи Рерихов… Будущее исследование архива жизни и деятельности Павла Фёдоровича поможет нашим детям и внукам принять и оценить значение семьи Рерихов.

 

 

Сергей МЕЛЬНИКОВ (электронный журнал «Грани эпохи»):

Сказать что-то новое, особенное, уже не сказанное другими о Павле Фёдоровиче Беликове, будучи знакомым только с его работами и письмами, наверное, вряд ли возможно. Хотя, конечно, можно говорить о своём восприятии и своём отношении, как говорим же мы и пишем о Пушкине, Толстом, Достоевском...

Мне думается, что сейчас очень важно собрать свидетельства, воспоминания и рассказы о нём людей, которые встречались с ним, работали вместе с ним, переписывались.

На архиве, собранном Павлом Фёдоровичем, и его работах, по сути, базируется всё советское и постсоветское рериховедение; и его работы о Рерихах до сих пор являются фундаментом и эталоном научности, доступности и образности одновременно.

Читая его письма, поражаешься, как же трудно было в его время вести ту работу, которую он вёл. Когда копии книг приходилось перепечатывать на машинке. Когда создание хоть каких-то копий картин и открыток вызывало реальные технические трудности. Когда приходилось месяцами ждать возврата ценной книги, имеющейся в единственном экземпляре. И как много при этом было сделано! И сравнить, какими техническими возможностями обладаем сейчас мы и что при этом делаем. П. Ф. Беликов - это высоко поднятая планка. И при этом необыкновенная простота в жизни.

 

 

Ольга РЕЗАНОВА (Новосибирск):

Знакома с П. Ф. Беликовым только по книгам и изданным письмам. Уже по самым ранним из них видно: Павел Фёдорович Беликов - глубокий мыслитель. Мне кажется, это качество и устремлённость к познанию и совершенствованию и привели его в Державу Рериха.

В Учении Живой Этики много говорится о необходимости овладеть искусством мышления. Читая письма П. Ф. Беликова, можно найти множество примеров самых широких светлых мыслей, возникающих иногда по поводу обычных жизненных ситуаций. Мыслитель видит разные стороны явления, в т.ч. негативные, но он всегда находит светлую сторону и показывает светлую перспективу. Этому нужно учиться.

П. Ф. Беликов глубоко изучал и понимал Учение Живой Этики. Он понимал его настолько, что мог говорить об идеях Учения свободно, своими словами, передавая очень тонкое понимание. Без использования незнакомых советскому читателю терминов П. Ф. давал пример живого самостоятельного мышления в русле Учения Живой Этики. И сейчас нам, прочитавшим многое из ставшей доступной литературы, нисколько не менее полезно читать размышления П. Ф., написанные понятным языком, и всегда зовущие размышлять самим.

Книга П. Ф. Беликова «Рерих. Опыт духовной биографии» - совершенно особая среди биографических книг. Как правило, биография - это, прежде всего, документальное исследование. Говорить, как важен труд П. Ф. Беликова в традиционном смысле, наверное, излишне. Опыт духовной биографии - это уникальная попытка понять и показать связь и взаимодействие внешних событий и внутреннего духовного мира человека, высветить реализацию высоких стремлений в реальных условиях. П. Ф., опираясь на знание фактов биографии и дат написания тех или иных текстов, которые говорят об этапах внутреннего пути, находит соответствие между мыслями самого Н. К. Рериха и происходящими событиями. Действуя таким путём, исследователь может, по разным причинам, ошибаться; верность выводов, в каком-то смысле, невозможно доказать документами, потому что обо всём происходящем во внутреннем мире человека нет и не может быть никаких документов. Однако, когда читаю исследование П. Ф. Беликова, - верю. Вспоминается высказывание Анастасии Цветаевой о том, что понимать поэта может тот, кто его любит. Любящему открывается понимание о любимом ещё и каким-то непосредственным, интуитивным, а не только рационально-логическим образом. Мне кажется, отношение П. Ф. Беликова к семье Рерихов, вместе с личным опытом изучения и применения Учения Живой Этики, помогало ему проникнуть, понять многое такое, что нельзя понять из одних только документов.

Есть противоположные точки зрения: «Бытие определяет сознание» и «Сознание определяет бытие». По всей видимости, в жизни реализуется некий сплав того и другого. Книга «Рерих. Опыт духовной биографии» прекрасно показывает, как строит жизнь Н. К. Рерих. Хотя жизнь накладывает ограничения, духовные устремления находят пути реализации.

Огромное значение имеют мысли П. Ф. о Высшей Помощи, Высшем Руководстве. Иногда возникает соблазн думать, что Высшее Руководство - это некое пошаговое и буквальное «ведение». П. Ф. очень тонко раскрывает этот процесс, показывает и роль Ведущего, и творческое восприятие и самостоятельное воплощение Указов теми, кого Ведут.

Даже не зная П. Ф. Беликова лично, по его письмам невозможно не почувствовать, какой это тонкий, внимательный человек, скольким людям он передавал душевное тепло и помогал мудрыми советами. П. Ф. Беликов понимал, как важно каждому идти своим индивидуальным путём, и что каждый самостоятельный путь ценен. Такой подход позволял П. Ф. разумно сотрудничать с самыми разными людьми, не добиваясь обязательного приведения мнений к общему знаменателю. Этого умения - видеть точки соприкосновения и сотрудничать, где это возможно, в лучших начинаниях - сильно не хватает многим из нас.

 

 

Сергей ДЖУРА (Донецк):

Для нас ("Институт Культуры ДонНТУ" http://www.roerich.com/n_m_.htm и вестник "Орифламма" http://roerich.com/) очень важны слова П. Ф. Беликова о том, что: "Решающими моментами эволюции никогда не были и не будут мировая политика или мировая экономика. Ведь целью эволюции не является создание политически правильно мыслящего человека, а человека, способного мыслить Космическими категориями. Политика, экономика, все созданные ими общественные формации лишь на более мелких и временных примерах учат человека разбираться в сущем. Было бы нелепо думать, что «справедливость» или «несправедливость» этих недолговечных форм общественной жизни человека являются присущими Космическому Разуму мерками".

Как современно они звучат и какой дают импульс к развитию и поиску верного эволюционного пути для всех… Счастья и радости на Пути!

 

 

Сергей ЗОРИН (Москва):

Шлю Вам свою статью о П. Ф. Беликове, которую опубликовали с некоторыми сокращениями в сборнике "Непрерывное восхождение", изданном 10 лет назад. Сейчас я пару штрихов добавил. Если решите сделать из этой статьи выжимку, ничего не имею против, только пришлите мне и покажите, что останется... В 1996 году я сделал доклад "Левша в конце Кали Юги" на конференции в Политехническом музее. Этот доклад опубликован в журнале «Мир Огненный» за 1997 год и в сборнике МЦР. Там речь о том же. О рериховцах...

См.: Сергей Зорин. Свидетельствовал собой... (Воспоминания о П. Ф. Беликове)

 

 

О. АНТОНИЙ (TEOFOR) (Абакан):

Всем тем, кто отважился жить так,

как я решился лишь мыслить.

В то время как многие не решаются и мыслить.

 

Есть люди и понятия совершенно не нуждающиеся в моём личном и нашем человеческом свидетельстве. Истины Высшего Порядка, вообще, не терпят и не поддаются вербальному изъяснению. Перефразирую поговорку: «Чем больше слов, тем гуще лес». И всё-таки, пока мы не у Бога, и наше человеческое слово должно иметь своё звучание и свой вес. Это как часовой на посту: люди-то спят… а он на посту! Вот так и высокое слово и мысль, должны быть на посту вне зависимости слышат тебя или не слышат, готовы окружающие или не готовы к Вести, звучащей через тебя, но если ты чувствуешь Призыв, то: говори! Тем более, когда от тебя требуется всего лишь слово благодарности. (А не какого-то Высокого открытия Истины).

Меня всегда смущает, когда люди духовного служения вдруг начинают делить друг друга на «тех» и на «этих». Мне просто становится стыдно и… скучно в таковой среде. Словно доносится запах серы… Надо иметь мужество и духовную высоту признавать если не истину взглядов друг друга, то ХОТЯ БЫ ПОПЫТКУ ВИДЕТЬ СВЕТ И ДОНЕСЕНИЯ ЕГО ДО ЛЮДЕЙ. Не от ума своего, а по сути души и духа своего, я всегда, не смущаясь своей наивности, преклонялся перед такими людьми. Да и не наивность это вовсе, а чистота. Чистота помысла, мысли, сознания, чётко призывающая меня к Оправданию и Признанию, а не бросанию камней и умолчанию. Всё, что сделал в жизни своей Павел Фёдорович Беликов, лучше меня говорит об устремлении его души. (А Бог судит о человеке, прежде всего по устремлению его души!). А к тому, что написали и как восстановили, раскрыли вехи его пути, - мне добавить нечего. Не от неимения этого, а от полноты сделанного…

 

 

Владимир МЕЛЬНИКОВ (Музей-институт семьи Рерихов, Санкт-Петербург):

1. П. Ф. Беликов - …

Павел Фёдорович Беликов - это Маяк. Это островок здравомыслия и одновременно смелости мышления, способного поднимать ввысь людское сознание парадоксами, апориями.

 

2. Какую сторону жизни и деятельности П. Ф. Беликова Вы бы выделили?

Его стиль мышления. Подобный стиль мышления мне довелось встретить только в Людмиле Степановне Митусовой. Именно её рассказы о Павле Фёдоровиче и его близких заставили сначала механически, а затем и творчески следовать за ним.

 

3. Если Вам приходилось встречаться, расскажите…
Если нет, то как Вы узнали о П. Ф. Беликове?

О П. Ф. Беликове я узнал по книге из серии ЖЗЛ ещё до знакомства с Л. С. Митусовой в 1992 г. В дальнейшем мне довелось пересмотреть весь его архив, значительная часть которого в копиях и меньшая - в оригинале - была привезена в Петербург Л. С. Митусовой и мной в 1998 г. Затем большая часть возвратилась в Таллинн и в Козе-Ууэмыйза. После обработки и осмысления именно собрание П. Ф. Беликова, дополненное его сыном К. П. Беликовым и его близкими, стало большим подспорьем в формировании научного архива Музея-института семьи Рерихов. После некоторого промежутка по решению Беликовых некоторые документы Рерихов и П. Ф. Беликова поступили в фонды Музея-института семьи Рерихов. Эти перемещения в пространстве и во времени туда - сюда дают большой импульс научному освоению наследия семьи Рерихов.

 

4. Насколько востребованным является творческое наследие П. Ф. Беликова в наши дни?

П. Ф. Беликов и его наследие дают нам пример учёного-рериховеда во всех отношениях образцового. Если существует некий эталон учёного-рериховеда, то это Павел Фёдорович. И к нему нужно тянуться ещё много лет, чтобы приучиться работать над Рериховским наследием научно и культурно.

 

5. Если Вы хотите сказать о П. Ф. Беликове помимо заданных вопросов, сделайте это…

П. Ф. Беликов - был Воин. И он погиб в борьбе - защищая Учение. Жертва. И преодоление. Он показал нам, как можно преодолевать пороки (пьянство), как можно расти мысленно вопреки господствовавшей идеологии (застой), как можно гармонично организовывать из эстонской усадебки всё Рериховское движение (водительство духа). Именно после его ухода началось расслоение и разделение Рериховского движения, чего он никогда бы не допустил, ибо умел сочетать не сочетаемых.

 

 

Владимир Ничипорук, заслуженный врач Украины (Киев):

 

Встреча с П. Ф. Беликовым утвердила меня в жизни

 

С Павлом Фёдоровичем Беликовым меня познакомил Николай Константинович Рерих, точнее, его творчество, в 1974 году. Нужно сказать, что в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого столетия литературы о творчестве Н. К. Рериха было очень мало.

Впервые я познакомился с творчеством Н. К. Рериха по его альбому 1970 года издания. Репродукции работ Николая Константиновича меня притянули как магнитом, и с того времени я почувствовал, что начинаю воспринимать его творчество как-то необычно, особенно. Однажды, в 1972 году мне посчастливилось побывать в Москве в музее Восточного искусства, где была небольшая экспозиция работ Николая Константинович Рериха. Я остановился  у картины, где на  скале была изображена тень человека. Она меня как-то очень привлекла. Я подошёл ближе к картине, чтобы прочитать название её. «Тень Учителя» - так называлось это полотно. Я отступил на несколько шагов назад и «улетел» в это пространство Учителя. Я исчез, а тело стояло в зале как истукан. Это продолжалось минут 20-30. После чего я возвратился в своё тело с чувством какого-то большого внутреннего наполнения. Больше «наполняться» я не мог и вышел из музея. После встречи с «Тенью Учителя» я ещё более активно начал искать информацию о Рерихе и его творчестве. Вскоре мне попалась книга «Рерих» из серии «ЖЗЛ» Князевой и Беликова. Книгу я прочитал запоем, так как получил её на очень короткое время. Содержание книги ещё больше наполнило меня, а фамилии авторов как-то не запомнились.

Вскоре я узнаю, что в Москве по линии ЮНЕСКО будут праздновать юбилей 100-летия со дня рождения Николая Константиновича и 70-летие со дня рождения Святослава Николаевича Рерихов. Я начал всячески искать возможность получить приглашение на это торжество. И московские друзья достали пригласительный, который давал право посещения выставки Николая Константиновича и Святослава Николаевича и побывать вечером  на торжественном собрании в Большом театре, послушать выступления гостей, имена которых для меня были совсем неизвестные.

После окончания торжественного собрания все приглашенные смотрели балет «Князь Игорь», где меня особенно поразила сцена «Половецкие пляски».

Конечно же, когда я ехал в Москву, у меня было сильное желание познакомиться со Святославом Николаевичем Рерихом и надежда через него выйти на людей, которые изучают Агни-Йогу.

Лично со Святославом Николаевичем в этот раз познакомиться не удалось, ибо он был очень-очень занят. Но мне посчастливилось познакомиться с Павлом Фёдоровичем Беликовым и оказалось, что это как раз и есть тот Беликов, который является одним из авторов книги о Рерихе.

В начале нашего знакомства я представился Павлу Фёдоровичу как молодой киевский врач (мне тогда был 31 год), очень интересующийся творчеством Николая Константиновича и Агни-Йогой.

Павел Фёдорович с первой минуты нашего знакомства был очень дружелюбен и доброжелателен. На мою просьбу обменяться адресами, и, может быть, переписываться Павел Фёдорович охотно согласился и дал свой адрес, в котором для меня странно звучало место жительства Беликова - Козе-Ууэмыйза, что с первого раза и не выговоришь. Тогда же Павел Фёдорович предупредил, что у себя дома он будет не скоро, не раньше конца февраля - начала марта следующего (1975) года.

Эта встреча принесла мне глубокое внутреннее равновесие, спокойствие и удовлетворение, как будто это и есть тот человек, который мне нужен. Я поблагодарил Павла Фёдоровича за адрес и ушёл к картинам, возле которых Святослав Николаевич доброжелательно и очень охотно отвечал на многочисленные вопросы зрителей.

Через три дня я вернулся в Киев, точнее, моё тело вернулось в Киев, но душа осталась в том пространстве - Пространстве творчества Рерихов. От этих встреч я почувствовал духовный подъём, прилив сил и мои знакомые, коллеги по работе, ничего не зная о моём путешествии и встречах, заметили, что со мной что-то произошло необычное и донимали вопросами. Я тогда ещё не осознавал, что попал в Державу Рерихов. И вскоре это Духовное Пространство мне начало помогать и направлять в жизни.

Под Новый 1975 год я получаю подарок Пространства - путёвку в Ленинград на курсы усовершенствования врачей, начинающихся с первых чисел января. Так я оказался впервые в прекрасном городе Ленинграде. Там у меня были друзья, которым я рассказывал о моих встречах, о посещении выставок Николая Константиновича и Святослава Николаевича. В последних числах января месяца 1975 года в новостях по Ленинградскому телевидению сообщили, что в Эрмитаже открылась выставка Святослава Николаевича Рериха. Естественно, я сразу же сообщил своим друзьям, что нужно идти на выставку в первые дни - позже будет огромная очередь.

На второй день после открытия выставки я пригласил своих коллег врачей из разных городов Советского Союза на эту выставку. И где-то после 15.00 дня мы уже находились в Эрмитаже. Экспозиция была размещена в Большом зале, где когда-то проходили балы - много пространства, света, и я, имея какую-то информацию о картинах, полученную в Москве, провёл моим коллегам экскурсию.

Зал практически был пустой, не считая смотрителей. Мы постепенно прошли от картины к картине в конец зала. Заканчивая рассказ моим коллегам о содержании картин, я поблагодарил их за внимание, стоя лицом к входной двери, и вижу - открывается входная дверь выставочного зала и заходят Святослав Николаевич, Дэвика Рани и сопровождающие их лица. Естественно, я предложил коллегам познакомиться ближе с художником и послушать его. Сам же отошёл к окну немножко отдохнуть и придти в себя. На выставку начали прибывать люди и, плотно окружив Святослава Николаевича, задавали ему вопросы. Меня вдруг потянуло к собравшимся и я пошёл к ним, обходя вокруг. Таким образом, я оказался за каким-то мужчиной. Моя правая рука невольно потянулась к этому человеку и коснулась его спины. Мужчина оглянулся, и оказалось, что это был П. Ф. Беликов. Мы обрадовались встрече, как давние  знакомые.

Естественно, я сообщил Павлу Фёдоровичу, что нахожусь на курсах и буду в Ленинграде ещё два месяца. Павел Фёдорович постоянно сопровождал Святослава Николаевича, но, тем не менее, мы с ним достаточно часто встречались.

Помнится, как будучи на почтамте, покупая конверты, я заметил марку, посвящённую 100-летию Н. К. Рериха, на которой были изображены «Заморские гости». Я купил несколько штук, в том числе, и на долю Павла Фёдоровича. А когда при встрече я показал марки, то оказалось, что этих несколько штук ему недостаточно для рассылки иностранным адресатам. Поэтому он попросил купить ему ещё десятка два марок. Я с удовольствием выполнил его просьбу. Через некоторое время Павел Фёдорович предложил мне пойти в гости к двоюродным сёстрам Святослава Николаевича - Митусовым, племянницам Елены Ивановны. Придя в гости, оказалось, что я их видел в Москве на выставке. У нас была прекрасная встреча, прекрасный вечер. Мы пили чай, много интересного говорилось о Елене Ивановне, Николае Константиновиче. У Митусовых были ещё некоторые вещи Елены Ивановны и что-то из мебели. У меня там было чувство, как будто опять нахожусь в Духовном пространстве Рерихов.

Расставаясь с Павлом Фёдоровичем в Ленинграде, я получил приглашение приехать к нему в Эстонию. По возвращении в Киев, я написал Павлу Фёдоровичу письмо, получил ответ, и так у нас завязалась живая переписка.

Так начиналось наше знакомство с Павлом Фёдоровичем Беликовым - сотрудничество и творческая дружба старшего и младшего. Опытного и начинающего. Знающего и ищущего.

Однажды, во время моего пребывания у Павла Фёдоровича, Галина Васильевна, жена Павла Фёдоровича, уехала в Таллинн, а мы, мужчины, остались на хозяйстве одни. И после наших утренних разговоров, делая перерыв, П. Ф. мне сказал, что к нашему обеду он должен испечь булочки. Он приготовил муку и всё необходимое, быстро замесил тесто, скатал из него не очень большие шарики и поставил в духовку. И мы продолжали разговор об Агни-Йоге, о творчестве Н. К. Через некоторое время П. Ф. сказал: «Похоже, нужно доставать булочки». Открыл духовку и, действительно, булочки были уже готовы: симпатичные на вид и с приятным вкусным запахом. Так П. Ф. в жизни как бы невзначай, как бы между прочим делился щедро обычной и духовной пищей. К нему приезжало много людей со всего Советского Союза. И со всеми он был щедр.

Когда я приезжал к Беликовым, то обязательно привозил что-то с Украины вкусненькое. И когда приходилось это вкусненькое (гостинцы) выкладывать на стол, то Павел Фёдорович веселился, будто ожидая какого-то действа. И, как оказалось, он знал, что Галина Васильевна всегда возмущалась, когда привозили гостинцы. Павел Фёдорович, наблюдая, как жена возмущается, а гость находится в смущении, радостно смеялся и говорил смущённому гостю, что Галина Васильевна всегда так возмущается, но это недолго. И действительно, Галина Васильевна вскоре затихала и принимала дары.

Если говорить о деятельности Павла Фёдоровича, то она была многоплановой и очень значимой. Он своей деятельностью объединял иногда мало совместимых по своему характеру или видению людей, изучающих творчество Рерихов. Особенно был внимателен к молодым людям, выслушивал их точку зрения с большим интересом и уважением. А если с чем-то был не согласен, то очень корректно и доброжелательно высказывал свои мысли по данному вопросу.

И, конечно же, тот кладезь, который был им собран и приумножен его творчеством: его многочисленными статьями и письмами, выступлениями - имел огромное значение для пропаганды творчества Рерихов и развития рериховского движения во многих странах мира.

На сегодняшний день творчество Павла Фёдоровича Беликова до конца не изучено. Ещё не всё опубликовано. А некоторые опубликованные материалы публиковались в региональных изданиях небольшим тиражом и мало известны широкому кругу читателей.

С другой стороны, творческий труд Павла Фёдоровича Беликова всегда носил объединяющий и созидающий характер, чего нам всем сегодня так не хватает. Сегодня, как никогда ранее, очень важен принцип единения, единства, йоги, и, конечно же, Павел Фёдорович, на наш взгляд, был образцом такого единения: единения в творчестве, в просвещении, в духовном развитии. Это всегда актуально.

И было бы правильно, если бы мы - действующие ныне - продолжили в нашей повседневности творческие принципы жизни и деятельности Павла Федоровича Беликова.

 

25 июля 2011 года

 

 

Даниэл Энтин, директор Музея Николая Рериха в Нью-Йорке

Dear Alexey,

As you know, I never met Pavel Belikov, so I would not feel honest writing about him. Whatever I know, I heard from others or read in books or articles. I wish I had known Pavel Belikov -- he was a man of great courage. Nowadays, young people have no idea how much resilience and dedication were needed to be a follower of the Teaching and of the Roerichs. They do not know about the dangers, the suppressions, the imprisonments. That is an important part of the history of the Roerich movement, and I wish that some people who really lived through those days, who suffered in that time, would write about their experiences before all is lost and forgotten. For me, the courage of all those people was inspiring.

Best wishes, Daniel

Дорогой Алексей,

Как Вы знаете, я никогда не встречался с Павлом Беликовым, поэтому будет не очень правильно мне о нём писать. Всё, что я знаю о нём, я слышал от других людей или где-то читал. Я хотел бы быть знакомым с Павлом Беликовым, он был очень мужественным человеком. В наше время молодые люди даже представления не имеют о том, сколько тогда нужно было твёрдости и преданности, чтобы быть последователем Учения и Рерихов. Они не знают об опасностях, цензуре и уголовных преследованиях в то время. Но это важная часть истории Рериховского движения, и я бы хотел, чтобы люди, которые пережили то время, которые пострадали тогда, написали бы о тех событиях, прежде чем всё это будет потеряно и забыто. Для меня мужество всех тех людей всегда было вдохновляющим.

Всего наилучшего, Даниэл

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

45 дата публикации: 24.03.2011