Р. Штейнер и его последователи (см. особенно С. Прокофьев "Духовные судьбы России и грядущие мистерии святого Грааля") раскрывают аспекты покаяния и прощения, которые интересно сравнить с Агни-Йогой (АЙ). Согласно Штейнеру, в структуре Высшего Я есть элемент, соответствующий принципу Христа (конечно, этот элемент можно назвать иначе, напр., Буддхи). Излияние энергии этого принципа в личность и его действие в сознании воспринимается нами как совесть. Подлинное покаяние наступает, когда энергия Высшего Я очищает и преобразует (хотя бы в некоторой степени) личность и делает невозможным (хотя бы на некоторое время) прежний образ действий.
Штейнер сообщает, что восточно-европейские народы, и особенно русский народ, имеют конфигурацию души, весьма способствующую контакту энергии Христа с личностью. Отсюда развитая совесть у русских, и т. д.
Конечно, оборотной стороной этой медали является то, что у других народов конфигурация души является иной и они могут не иметь совесть в таком же обьеме, как русские, но ничего плохого в этом нет: они зато имеют другие ценные качества. В частности, совесть как-то не в ходу среди восточных народов, в свете чего не удивительно, что в АЙ раскаяние не котируется. (Кажется, Штейнер делает более резкое заявление: он утверждает, что восточные народы оказались невосприимчивы к благотворным энергиям Христа.)
По-видимому, Штейнер упустил из виду другой замечательный народ - еврейский. Согласно эзотерической интерпретации еврейской истории, договор, заключенный между Богом и соборной душой еврейского народа на горе Синай, является краеугольным камнем, на котором зиждется мировой порядок. (Конечно, экзотерическая интерпретация состоит в том, что Бог даровал “избранному народу” так называемую обетованную землю, а народ в обмен обязался соблюдать данный Богом закон.) С тех пор, увы, в историии еврейского народа с удучающим постоянством повторялась одна и та же схема - отпадение от Бога, наказание, раскаяние, новый договор, и т. д. по новой. Но и русский "народ-богоносец", конечно, тоже отличился, нечего сказать (Солженицын указывает, что нельзя всю вину за происшедшее при Ленине и Сталине сваливать на большевиков: ведь кадры-то лагерных надзирателей и т. д. охотно поставлял тот самый Иван Стотысячный).
|