Сультим Лодой
Тридцать тайных наставлений
из драгоценного ларца секретов Упадеши, особо тайной проповеди.
С пронизанного Мудростью неба Дхармового пространства, Из великого облака молитв Ниспадает поток нектара – Лучи сострадательной опеки.
Лелеющий всходы трех тел, Проросшие на ниве усмиряемых, Совершенство Трех Прибежищ – О Учитель-защитник, К ногам Твоим почтительно склоняюсь.
* * *
Хоть силой молений и приобщился К святой йогической традиции, Но коли сам не приложишь усердия, Тенью промелькнет бесполезная жизнь. Йогической практикой и размышлением Прозревший в себе помраченье и прочее, Ум свой отвратить от сансары желающий, Тридцать тайных наставлений тебе поведаю.
* * *
Э ХО!
Хоть вокруг себя так или иначе Собрал ты людей множество И живешь в монастырских землях Средь благоприятного окружения, Но это – лишь основа для склок, Лишь причина привязанностей, Пребывай же в уединении – Вот тайное наставление.
Хоть раздаешь ты милостыню, Находясь средь людей добродетельных, Что укрощают вампиров И демонов, жрущих падаль, Но, вожделея богатств, Лишь марой ума своего влеком. Мысль свою укроти – Вот тайное наставление.
Большие подати с бедных собрав, Возводишь огромные ступы, Угощения устраиваешь роскошные, Чтоб послужило опорой благу. Но этим лишь создаешь причину Для накопления новых грехов. Собственный ум и есть благо – Вот тайное наставление.
Чтобы потешить тщеславие, Дхарму другим проповедуешь, В лживости и лицемерии Святое поправ, сансару поддерживая. Самовлюбленная мысль – Причина рождения гордости. Ты поумерь притязания – Вот тайное наставление.
Хоть и подносишь богатства, Да добыты-то неправедно: Ростом, обманом, торговлею. Хоть и «благи» устремления, Служат они причиною Восьми мирских дхарм. Отвращение К ним созерцай глубокое – Вот тайное наставление.
Свидетельства и поручительства, Решенья суда и прочее – Хоть ты и мнишь, что спорщиков Они ведут к примирению, Но служат они причиною Гнева и упования. Пусть не будет надежды и страха – Вот тайное наставление.
Пускай весь Джамбу наполнится Молвою самою лестною: «Радеет о благе подданных... Известен благими заслугами...» Что толку с молвы – ни толики – Когда твоя смерть приблизится. Усердствуй же в практике – Вот мое тайное наставление.
Управляющий и послушники, Настоятель, иные прочие – Хоть основа они управления Монастырской жизнью размеренной, Только служат причиной выплаты Тяжкой подати мысли двойственной. Сократи мирские заботы – Вот тайное наставление.
Изображения, книги, жертвенник – Необходимое взяв, удалился В ритод. Но разлуки и встречи – Причина страданий, и распри С опорой на них возникают. От такого «необходимого» Не будь же зависим – Вот мое тайное наставление.
В этот тяжелый век, Калиюги время недоброе, Укоряешь людей за жесткость, Пусть желая им только блага. Но служит это причиною Для рождения клеш, так что речь твоя Пусть будет спокойной и мирною – Вот тайное наставление.
Желая помочь, не преследуя Какой бы то ни было корысти, Говоришь человеку близкому Обо всех его недостатках. И хоть говоришь ты искренне, Но ввергаешь сердце в мучения. Ты говори приятное – Вот тайное наставление.
Отстоять чтоб свою позицию, Опровергнуть чужое мнение, Тщательно суть исследуешь, Дни проводя в размышлениях, Об Учении дискутируя. Но только клеши от этого. Ты сохраняй молчание – Вот тайное наставление.
К каржуд ли себя причисляешь, К другой ли какой преемственности, Крепко держась традиции, Духовным лицам прислуживая. Но это причина принизить Другого, себя восхваляя, Для страсти и гнева. Оставь все – Вот тайное наставление.
Над сутью Учения услышанного Размышляя, считаешь за мудрость Знание недостатков Различных чужих систем. Но это служит причиною, Чтоб скверна опять накапливалась. Заботься о чистом виденье – Вот тайное наставление.
Болтовней беспечною, праздною, Оскорбляя и Плод, и Причину, Хоть и думаешь, что без усилий Завершил обученье, но все же Несчастливою будет практика Отвергнувшего два собрания. Созерцай вхождение парное – Вот тайное наставление.
Выполняя практики тела, В третьей чакре тигле собирая, Хоть и думаешь ты, что это Все идет на пользу пути, Но путь скверны тебя в соблазн «Созерцаньем Великим» ввергает. Следуй путем свободы – Вот тайное наставление.
Бродя средь толпы с предметами Для церемонии нужными, Хоть и даешь посвящения Разным несчастным, но это ведь Только основа злословия, Причина обет нарушить. Благосклонность храни с достоинством – Вот тайное наставление.
В чем мать на свет родила, По людным местам слоняясь, Бесстыдное поведение И наглость считаешь за йогу. Но это причина того, Чтоб неверье в мирянах возникло. Контролируй свои поступки – Вот тайное наставление.
Желая в этой стране Быть самым лучшим из лучших, Даже если добьешься знатности, Большого ума, добродетели, Но, когда высоко забрался, Будет случай – на землю свалишься. Вверх не рвись, но и не расслабляйся – Вот тайное наставление.
В городе, в монастыре, В ритоде, в ином ли месте – Где б жить ни пришлось, но дружбы Не доискивайся особо. С кем ни сведет судьба, Не привязывайся, не ссорься. Держи себя независимо – Вот тайное наставление.
Хотя мужчина и женщина, Вместе живущие верующие, И притворяются, что Они уважают друг друга, Обманывая другого, Себе только вяжешь путы. Созерцай «подобие трупу» – Вот тайное наставление.
Много есть видов гадания, Много других премудростей, Много причин и способов, Чтобы достичь всезнания; Только вот страсти разные Дхьяну разрушат запросто. Брось гоняться за знаньями – Вот тайное наставление.
Хоть оставил родимый дом И хоть, с родственниками расставшись, В месте уединенном Обрел ты покой и счастье, Но это причина, чтоб жизнь Промелькнула без всякой пользы. Дел суету оставь – Вот тайное наставление.
Хоть старания прилагаешь, Чтобы стать ученым и праведным, В добродетели к совершенству (По оценке чужой, пристрастной) Хоть стремишься, но это только Причина свой ум запутать. Познай беспристрастность свободы – Вот тайное наставление.
Гневными ритуалами Дхьяну оберегая, Хоть и мнишь, что смиряешь тех, Кого должно вести к смирению,- Другому сжег ум, а себя К незавидной направил участи. Держи себя скромно, сдержанно – Вот тайное наставление.
Проповеди и наставления Тщательно законспектировав, Глубокомысленных книг Хоть и составил множество, В смертный твой час от книг Что толку, коль не было практики. В ум лучше всмотрись – Вот тайное наставление.
Можно исследовать опыт Периода созерцания И, приведя в систему, Стройный трактат составить. Много есть видов творчества, Да только растут сомнения. Брось понапрасну умствовать – Вот тайное наставление.
Если мысль возникла, то важно Наблюдать за ней неприкрыто; Если принял решенье – Важно его держаться; Если не созерцаешь – Важно войти в созерцанье. Внимательность сохраняй – Вот тайное наставление.
И когда познал, как причина Из шуньи плодом обернулась, И когда познал недеяние – Верен будь трем обетам, Будь полезен живым существам Непридуманным состраданием. Два собрания нераздельны – Вот тайное наставление.
Хоть и внимаешь глубокой проповеди, Устным наставлениям Мудрого Учителя, Хоть и смог сколь-нибудь глубоко проникнуть В смысл сокровенных сутр и тантр, Но какое несчастье – не практиковать В соответствии с понятным И самого себя обманывать.
Вот тридцать тайных наставлений В моих и сходных с моими методах.
* * *
Правдой моей мысли И благом от составления этого сочинения Все живые, из тюрьмы сансары высвободившись, В великом блаженстве да пребудут. Реализовав по примеру Победоносцев трех времен И их сынов, великих подвижников, Пусть станут сами себе господа.
* * *
Этот текст, что зовется «Тридцать тайных наставлений», был вдруг написан Сультимом Лодоем без всяких на то причин.
Благо!
Перевели с тибетского В.М.Монтлевич и В.Е.Ушаков
|