Главная  Альфа и Омега  Библиотека  Тексты  Форум

  
Регистрация в портале  Логин:   Пароль:    

Агни Йога и Теософия. Форум журнала "Грани эпохи"
Правила конференции | Рекомендации для участников форума
Ссылки: Этико-философский журнал "Грани эпохи" | Орифламма | сайт Общества Агни Йоги (NY)
            старый форум (архив)
Вернуться к дереву соообщенийДерево сообщений  ПоискПоиск  Новая темаНовая тема  НастройкиНастройки 
Каждый судит по своим способностям.

25/04/2005 11:04

ninniku
Ответ на   "Законы" Платона - детально разработанный тоталитарный бред

Читать и понимать разные вещи. Диалектика. Я сам за внеисторичность, но тут предлагаю смотреть на статью Лосева в конкретно-историческом плане. Это человек, ушедший от нас в возрасте 95 лет и последние 30 лет писавший в стол, не имел возможности сказать в полной мере то, что видел у Платона. Его комментарии к изданию Платона были жесткими именно по теме Законы и Государство. Плюс Политик - это последние диалоги.
Платон ведь подвергся уничтожению советской философией именно как выразитель интересов рабовладельческого класса. Темнов называет это "всепроникающей радиацией классовой борьбы". Лосев писал в советское время. И он не мог сказать иного. Иначе Платон с его коментариями не увидел бы свет.
Я вам предлагаю просто для равновесия почитать упомянутое мной предисловие Е.И. Темнова к изданию Платона "Государство. Законы. Политик". Там уже другой взгляд на то же, что оценивал Лосев.
Он свободен от "классовой борьбы". Он чисто философский.
Так вот при философском ключе прочтения Платона все его идеи, касающиеся государства видятся иными. Не конкретно-историческими, а вневременными принципами.
Давайте так. Маленький разбор одной цитаты. Его делал я, поэтому не судите строго.

"Вот что писал Платон в диалоге «Политик» о правителе или о правителях: «Если где-нибудь есть нужда в одном правителе, надо избрать такого распорядителя, чтобы он имел оба указанных качества (отвагу и благоразумие): там же где требуется много правителей, надо смешивать их между собой в равных количествах, ведь в высшей степени мягкому, справедливому и спасительному нраву благоразумных правителей недостает резкости, своего рода острой и действительной дерзновенности».
Эта цитата из окончания диалога «Политик» содержит пищи для размышления гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Какие выводы можно сделать из этого отрывка? Первый и основной – правитель или правители (не важно) есть лишь определенная сумма качеств, необходимая для равновесия во власти, целью которой, как мы помним, является созидание «ткани государства» - некоего духовно-нравственного и вместе с тем совершенно материального субстрата, выраженного в здоровом и сильном государстве, государстве счастья для всех. Если есть лидер, синтезирующий в себе эти свойства, то его достаточно для управления и создания этой «ткани». Если же лидера такого нет, то нужно подобрать коллектив лидеров, которые в своей совокупности будут обладать искомыми качествами равновесия. Сама форма государственного устройства – республика, монархия, олигархия – это суть не важно. Но не менее важна и вторая мысль - момент ИЗБРАНИЯ. Монархия, как некое династийное наследование власти не отвечает требованиям, если кандидат на престол не отвечает качествам синтеза свойств. Но если существует возможность избрания лучшего монарха, то почему нет? В этом случае и монархия может быть хороша. Платон в своем идеальном государстве заложил столько могучих основ, что легко покрывает все современные идеи и концепции. Причем эти основы тщательно сбалансированы."

Это я за одну только идею зацепился. Его идея ПОЛИТИКА - она безличностна в сущности, как и все его идеи. Но дальше мне много пришлось анализировать идею сословий. Замечательная идея в принципе и мы к ней вернемся на новых витках эволюции. Сущность идеи сословий состоит в отборе по способностям и талантам и проницаемость слоев. В советское время, хотя Платон и уничтожался за эту идею, были заложены основы таких легко проницаемых слоев и отбор по способностям. Идеологизация навредила. Но к этому не привыкать. Идеи Платона не поняты были и остаются. Это дело будущих поколений.
Когда-то я тоже читал Апокалипсис и агрессивно его не принял. Жалко было человечество. Кажется, Рыков, был такой революционер, писал, что после прочтения этой книги возненавидел Христианство. Не имея ключа многие откровения трудно воспринимать.
В основе учения Платона - учение об ИДЕЯХ. Не о понятиях, а об идеях. Гегель сказал, что философия не изучает понятия, которые ложны, а изучает именно ИДЕИ. Понятие - лишь материализация ИДЕИ.
Я ещё пример приведу. Сократ, когда ему сняли кандалы, стал чесать затекшие ноги и сказал: Было больно, теперь вот приятно. Почему-то боль и удовольствия всегда следуют одно за другим и всегда связаны.
Вот вам образец идеи ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ противоположностей. Прсотыми словами, так сказать.
Если идеи проецировать на их извращенное воплощение, они теряют свой смысл. Идея сословного государства Платона - идеальна и никто лучшего не придумал. И не придумает. А тихонько, почти ползком мы будем их воплощать из века в век, пока не приблизимся.

Ответить   
  1. Каждый судит по своим способностям. - ninniku от 25/04/2005 11:04
    1. "Идея сословного государства Платона - идеальна" - Anonymous от 25/04/2005 16:19
      1. Re: "Идея сословного государства Платона - идеальна" - Александр от 26/04/2005 17:51

Agni-Yoga Top Sites
Авторские права © 2003 "ГРАНИ ЭПОХИ". Все права защищены.