Юрий Федосов

Для тех, кто учится и учит

Знайте больше!
Е.И.Рерих

 

Каждый человек, который хотя бы однажды пытался чему-то научиться сам или передать свои знания другому, неизбежно сталкивался с методическими проблемами и, вероятно, искал и находил свои способы их решения. Нужно ли говорить о том, насколько полезным может оказаться своевременный совет начинающему, а, тем более, насколько полезна будет готовая методика, которая к тому же была неоднократно проверена на практике? Если всё же Вы сомневаетесь в справедливости и пользе такого начинания журнала Грани эпохи , то попробуйте самостоятельно приступить к изучению какой-либо новой для Вас отрасли знания.

В случае, если у Вас уже есть какой-то опыт, приглашаем всех желающих принять участие в создании методического пособия для тех, кто в свободное от основного занятия время решил заняться самообразованием. Каким будет такое пособие, пока трудно представить, но краткие статьи и рекомендации непременно найдут своего читателя. Для начала позвольте предложить несколько методических приёмов, которые помогли не только мне.

 

Запоминание

Для скорейшего и более эффективного запоминания учебного материала, которым может быть любая информация (от новых слов иностранного языка до формул и т.п.), в качестве фона для неё используйте три цвета:

красный,
жёлтый,
и зелёный.

Запоминание происходит постепенно при повторении материала минимум два раза в день. Изучая иностранный язык, к уже имеющимся словам каждый день добавляйте новую порцию . Однако увлекаться объёмом не следует. Вполне достаточно прибавлять ежедневно от 3-х до 5-ти новых слов. Не удивляйтесь, это не мало: ведь если Вы рассчитываете заниматься достаточно долго, то объём новых слов быстро вырастет до сотен, а ежедневно повторять придётся все слова (по крайней мере, до тех пор, пока они не будут усвоены достаточно прочно).

 

Зачем нужны именно эти три цвета?

Начинать следует с красного. Красный цвет, если, конечно, Вы не дальтоник, через зрительный нерв помогает передать памяти дополнительный раздражающий импульс. Правда, есть одно но - насколько быстро запоминается информация, прочитанная с красного фона, настолько же быстро она забывается без повторения. Вот когда по-настоящему ощущаешь, что повторение - мать учения!

Однако не всякий материал запоминается с одинаковой скоростью. Нет смысла перечислять здесь все причины, так как они чаще всего индивидуальны. Но как бы то ни было, а информацию, требующую для запоминания больше времени, следует перенести на жёлтый фон. Различие длин световых волн жёлтого и красного цветов непременно сыграет свою положительную роль. И, несмотря на то, что усвоение информации с жёлтого фона потребует чуть больше времени, всё же память удержит её крепче .

И уж если есть нечто такое, что не запоминается (или запоминается с трудом) с жёлтого фона, тогда следует перенести такой материал на фон зелёного цвета.

 

Режим занятий

Не всё то хорошо, что делается с применением чрезмерных усилий. Конечно, напряжение помогает развивать выносливость, но существует два вида рабочих нагрузок: тоническая и титаническая. Для того, чтобы более ярко проиллюстрировать существующую между ними разницу, сравните мышечные нагрузки двух спортсменов - бегуна-марафонца и поднимающего тяжести штангиста. В работе ума и работе мышц есть немало схожего и, как мне кажется, больший интерес для учёбы представляет возможность развития выносливости к длительным монотонным нагрузкам, без которых трудно представить продолжительные сосредоточенные и плодотворные занятия.

У меня нет рекомендаций на все возрастные группы, однако, предлагаемая система поможет построить режим занятий с учётом индивидуальных особенностей любого человека, будь то взрослый или ребёнок.

Возьмём за основу 15 минут - время, которое практически любой взрослый человек, не отвлекаясь на посторонние мысли, может посвятить изучению интересующего его предмета. Для развития концентрации этого вполне достаточно. То есть, приступив к занятиям, следует сосредоточенно работать на протяжении 15-ти минут, после чего ровно столько же отдыхать. Что считать отдыхом, зависит от индивидуальных особенностей человека. Кому-то нравятся физические упражнения, другому больше по вкусу музыка во время перерывов, третьему ещё что-то, но, как бы ни были разнообразны вкусы, всё сводится к простому чередованию работы и отдыха. Коэффициент полезного действия от таких занятий значительно выше, чем если бы Вы пытались несколько часов изнурять себя зубрёжкой.

Со временем, когда вы почувствуете, что 15-ти минутные перерывы можно сократить, попробуйте сами определить, сколько времени Вам достаточно для отдыха. Время занятий, поначалу, удлинять не следует. Таким образом, недалёк тот день, когда между N-минутными интервалами занятий для отдыха Вам достаточно будет просто на пару минут отвлечься от предмета изучения.

Дерзайте!

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

11 осень 2002 г дата публикации: 1.09.2002