А. Д. АЛЁХИН,

учёный секретарь Научно-исследовательского института
художественного воспитания Академии педагогических наук СССР

 

ХУДОЖНИК, УЧЁНЫЙ, ПЕДАГОГ

Первая полная биография Николая Рериха

 

книги

 

Николай Константинович Рерих прожил долгую, полную самых разнообразных событий жизнь. Как художник - обращался ко многим видам и жанрам изобразительного искусства, как учёный работал в области археологии, истории, географии, кроме того писал, преподавал, путешествовал. Обо всём этом рассказывается в изданной «Молодой гвардией» книге П. Беликова и В. Князевой «Рерих» /серия «Жизнь замечательных людей»/ - первой полной биографии русского художника.

Рерих предстаёт перед читателем во всей широте своего таланта, разносторонности интересов, цельности натуры. Авторы книги прослеживают становление художника, соединившего в своём искусстве достижения прошлого с требованиями современности, справедливо указывают на национальные основы его творчества, которым он никогда не изменял. Знание родного искусства, горячая к нему любовь явилась основой уважения и понимания Рерихом - подлинным интернационалистом - искусства других стран.

Книга утверждает за Рерихом место в рядах прогрессивных деятелей культуры ХХ столетия. Она рассеивает мифы о Рерихе - богоискателе, теософе, буддисте, о его «эмигрантстве». Она рассказывает о патриотизме художника, верного своему народу. «Конечно, даже и среди здешних деревяшек можно прожить, - цитируют авторы письмо Рериха из Лондона вдове Л. Андреева, - найти свою публику и средства, но ведь без России-то как же? Ведь я русский художник, и могу путником пройти но миру, но ведь огонёк дома должен гореть в России» /стр. 146/.

Гордость за достижения Страны Советов, восхищение личностью В. И. Ленина, вера в счастливое будущее родины пронизывает все аспекты деятельности Рериха. Об этом же свидетельствуют его дневники и письма, выступления по радио, организация им сбора средств в фонд Красной Армии, участие в создания обществ, содействующих развитию культурных связей Индии, Америки и других стран с СССР. Он не стал подданным другой державы, не имел иностранного паспорта; только смерть - во время сборов в дорогу - помешала ему вернуться домой.

Полпредом Советской России прошёл Рерих неисследованными областями  Центральной Азии, бросая вызов колониализму и европоцентризму, служа делу мира.

Авторы книги рассказывают обо всём этом объективно, не обходя молчанием идеалистичности некоторых взглядов художника, например, его убеждённости в том, что искусство может стать основной движущей силой в развитии общества.

Рерих - убеждённый реалист. Его работы, включая «картины-символы», - не отвлечённые идеи, не известные только ему знаки; они созданы доступным для всех, колоритным, образным языком. Туманное, мистическое, говорится в книге, всегда было чуждо Рериху, верившему в могущество науки, способной объяснять любое «чудо», любой феномен человеческой психики.

Особо следует сказать о прекрасно отображённой в книге деятельности Рериха в области народного просвещения, о воспитательных задачах, которые он ставил перед своим искусством, Рерих - пример художника, для которого искусство призвано вторгаться в жизнь общества, содействовать его прогрессу, а не служить лишь объектом пассивного любования. Произведения Рериха нельзя анализировать без учёта этих задач, потребовавших от него использования соответствующих изобразительно-выразительных средств.

Если даже не иметь в виду многолетнюю педагогическую деятельность Рериха, успешное руководство им крупнейшей средней художественной школой России, в которой занималось свыше двух тысяч учащихся, главным образом рабочих и детей рабочих, то и тогда мы с полным правом можем назвать его выдающимся педагогом. Ведь и знаменитый Пакт Рериха прежде всего должен, по мнению художника, воспитывать у детей со школьной скамьи благоговейное отношение к памятникам культуры и искусства. Художник пробуждает патриотические чувства, прославляя подвиги Игоря, Невского, былинных богатырей, призывает приобщиться к сияющим вершинам красоты и нравственности, воспевая очарование горных пиков. Искусство, утверждает он, должно быть действенным, звать к строительству, к творчеству, к совершенству.

Написанная интересно, с привлечением богатейшего фактического материала, книга знакомит с многогранным наследием Н. К. Рериха, столетие со дня рождения которого мы будем отмечать в 1974году.

 

Опубликовано: «Книжное обозрение», 7 июля 1972 года.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

45 дата публикации: 16.04.2011