В.В.Уваров

 

ЗАПИСКИ ПУТНИКА

или возрастная болезнь в Рериховском движении

 

Одна из главных черт нашего времени - разъединение. Не миновала чаша сия и Рериховское движение. Словно ржа разъедает она не только Общества со стажем, но и только вновь созданные. Главными симптомами этой болезни являются господствующее стремление к лидерству и превалирующая самость. Внешне болезнь проявляется в заскорузлом сектантстве, когда вся видимая работа сводится к внутренним культурно-просветительным мероприятиям и распродаже литературы. Посидели, одни поговорили, другие послушали и ... разошлись, а единых общественно значащих действий - нет. Другими словами, желание потреблять преобладает над желание отдавать. В чём же причина этой болезни? И как её избежать? Давайте проанализируем.

Первая и, пожалуй, одна из основных причин - это низкий культурный и образовательный уровень приближающихся. Недостаток научного и философского образования приводит к полной сумятице в головах, а отсутствие навыка и потребности к умственной работе - к потребительской инфантильности.

Приближающихся к сокровенному Учению можно условно разделить на три группы: тех, кого влечёт любопытство, любознательность и очень редко - осознанная необходимость. К сожалению, подавляющее большинство людей, входящих в Рериховские общества, составляют первые две группы. При этом, как правило, доминирует первая группа - любопытствующих. Она же проявляет и наибольшую активность на первом этапе становления общества. Но активность эта иллюзорна, так как она вызвана неудержимой жаждой потребления. На этот раз не потребления материальных благ, а продуктов чужой умственной деятельности. Научно классифицировать такое потребление можно как интеллектуальный паразитизм. Именно расширением этой группы и объясняется феномен роста числа членов некоторых Рериховских обществ в начале их становления.

Конечно, было бы хорошо, если в самом начале заболевания можно было б пресечь его. Но, к сожалению, при стихийном возникновении Общества лидеры его ещё не обладают достаточной распознавательной способностью. Поэтому как следствие, в первую очередь жертвами интеллектуального паразитизма становятся именно они. При этом нужно учесть, что Майя мнимого "успеха" сильно кружит голову и заслоняет сверкающей пеленой действительность. Один неверный шаг - и ты в болоте синдрома учительства.

Легкомысленно думать, что такого шага просто избежать. Ибо не вкусивший - не разумеет. Но это не все трудности лидера на этом участке Пути. Когда, наконец, угодив в болото, он смутно начнёт осмысливать происшедшее, его ожидает ещё один удар. Подчас роковой. И наносит его, как это не покажется странным, вторая группа. Группа любознательных.

Всё дело в том, что эти люди, обладая способностью мыслить самостоятельно и не удовлетворяясь только разжеванными истинами, начинают мало-помалу вникать в происходящее. Но недостаток знания и навыка в различении заставляет их видеть весь корень зла в том или ином лидере. И сами не осознавая этого, ещё больше делают его зависимым от первой группы, где он, вполне естественно, находит самых преданных своих сторонников, которые, в конце концов, подавив его волю, возводят в ранг идола.

Таким образом, по прошествии некоторого времени, вновь образованное Рериховское Общество расслаивается и вступает в свой новый цикл всё той же болезни, но уже на более высоком уровне. Выделившаяся часть снова условно делится на три первоначальные группы. Здесь, как в первом круге, наибольшую активность проявляет первая группа. Но если в первом круге фактор активности основывался на низкой культуре образования, то во втором приоритетным становится - низкая культура воспитания. Интеллектуальный паразитизм уступает место паразитизму чувств. На этот раз не только лидер, но и все члены общества попадают в сладкую дымку всеобщего умиления и вселенской лубочной любви. В работе Общества преобладают салонские беседы и тонкие умствования.

В такой "тёплой" атмосфере очень быстро произрастает и распускается пышным цветом ядовитый цветок "избранности", аромат которого погружает приблизившихся к нему в галлюцинирующую дрёму. И нужно иметь развитую различительную способность и несгибаемую силу воли, чтобы пройти мимо этого пленительного цвета и не поддаться его очарованию. Но кто может с уверенность сказать, что обладает всеми этими качествами?

Главным оружием паразитирующих элементов является сомнение. Они вносят его во всё, что ведёт вовне ими так любимого мирка. А когда противоположенная сторона проявляет настойчивость, то из-за маски всепрощенческой любви и умиротворения проблескивают алые язычки раздражения.

Следующий круг болезни основан на низкой общей Культуре и условно его можно назвать сокровенным паразитизмом. Он входит в ту область, когда начинают уже проявляться сокровенные силы.

Для удобства первоначальное деление на три группы можно оставить, но различаться они будут уже отношением к продвижению по Пути: желание личного продвижения или продвижения во имя Общего Блага. Но этот круг предстоит ещё пройти.

 

Теперь, когда мы исследовали основные причины заболевания, можно попробовать сформулировать рекомендации по его лечению. Как всегда, самым лучшим лечением будет - профилактика, устранение условий для появления причин. Здесь возможны варианты, но есть и общее.

Прежде чем строить башню - необходимо заложить фундамент. И чем выше цели и задачи мы поставим, тем обширнее очертим площадь под него. Тогда несоизмеримость утлой башенки самости на столь могучем основании сразу же бросится в глаза.

Возводя башню, нужно исходить из дуальности Природы и постепенности погружения в плотную материю.

Начинать строительство следует малым числом Строителей. Не более двух-трёх человек, как рекомендует Е.И.Рерих. Так легче установиться Доверию между ними и тогда приблизятся и кооперация, и сотрудничество. Ибо Доверие - это как тот мёд, который, по словам известного героя популярного мультфильма, или есть, или нет.

Сначала возведём нашу башню в Духе, используя в качестве строительного материала свои мысли и желания. И убедившись в соизмеримости возводимой постройки, начнём облекать её плотной материей.

Когда уложим первые кирпичи, то подойдут приходящие. Позаботимся, чтобы они не толпились. Расформируем их в бригады и пусть сами возводят полюбившийся им участок. И не будем бояться: если в Духе башня была цельной, то не станут стены кривыми. А сами подумаем о ЕДИНОЙ кровле для ВСЕХ возводимых башен.

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

28 дата публикации: 08.12.2006