Петриченков М.В.

Материализм Учения Живой Этики

В истории человечества чётко прослеживаются два пути познания мира. Это путь Духа (или религии) и путь рассудка (материалистический). Есть и третий путь, путь искусства, но это отдельная тема.

Путь рассудка - это путь обычного познавания с помощью логики. Рассудок, как правило, признаёт наблюдаемое с помощью пяти чувств и то, что можно измерить приборами. Он стремится объяснять новые явления на основе уже известных ему. Это привычный для большинства из нас способ взаимодействия с миром.

Почему же можно говорить о религии как пути познания? Религия, в истинном значении слова, - это связь с Высшим, или, иначе говоря, с Высшей Основой сущего. О существовании чего-то за гранью зримого физического мира, о бессмертии задумывается каждый человек. Проблема в том, что для познания этих явлений требуется их допустить или, иными словами, поверить в них, в чём и заключается основное противоречие с путём рассудка, в своих крайних проявлениях ничего не принимающего на веру. Но даже формальная логика требует верных предпосылок, для того чтобы её выводы были верными и такие предпосылки иногда могут приходить только извне.

Человечество не может жить одним холодным рассудком, поэтому в переломные моменты его эволюции появляются Духовные Учения, они становятся основными мировыми религиями и философскими направлениями.

В силу медленности изменения сознания людей, в силу незримости и тонкости проявлений Духовного мира, и, самое главное, из-за соприкосновения с бытом и каждодневностью даже очень высокие Учения со временем искажались и превращались в свою противоположность. Вместе с тем, кажется, что путь рассудочного познавания даёт более чёткую картину мира, рассеивает нагромождения искажённых их последователями Духовных Учений, даёт защиту от природных стихий и многое другое, весьма ощутимое каждым в повседневной жизни. Поэтому, с определённого момента начала стремительно развиваться наука, как протест против мракобесия искажённых религий и как способ объективного познания сущего. Её знания проверяемы практикой, то есть экспериментом, и не зависят от так называемых субъективных факторов. (Но конечно, с точностью до известных науке законов природы) Эта кажущаяся устойчивость научных построений привела людей к материализму, то есть отрицанию проявлений духовной стороны мироздания как не существующей в реальности.

Последствия видим в начале XXI века. Отрицание нравственных основ жизни поставило человечество на грань самоуничтожения и, в любом случае, создало большие трудности для будущих поколений из-за загрязнения окружающей среды и других последствий непродуманного применения некоторых научных открытий. Поэтому возникает естественный вывод о непригодности научного и религиозного путей по отдельности. Требуется их как-то примирить между собою. Духовные явления необходимо перевести из субъективности-отвлечённости в объективность, т.е. в практику, в твёрдые прочные знания, свойственные науке, а саму науку одухотворить, т.е. привнести в неё нравственную компоненту и вывести в новые духовные сферы.

Нельзя сказать, что материализм как мировоззрение был и остается на уровне грубого материализма прошлых веков, он, конечно, сильно видоизменился. Следует особо отметить диалектический материализм.

Диалектический материализм включает в себя мышление как субъективную, но всё же действительность, в нём утверждается первичность материи и постулируются три основных закона её движения и развития, это:

Идея о взаимопроникновении и взаимопорождении противоположностей сильно перекликается с древнекитайской философской концепцией инь-ян. Можно найти и сходство идей Учения Живой Этики, о котором пойдёт речь дальше, и некоторых положений диалектического материализма, что говорит о приближении последнего к пониманию основных Законов Мироздания.

Приносимые на Землю Духовные Учения всегда соотносятся с уровнем сознания людей, которое (в XIX - XX веках) значительно изменилось благодаря достижениям науки. Поэтому в Учении Живой Этики впервые за многие века дан материальный аспект духовных явлений, ведь призывы к слепой вере уже неубедительны.

Очень красиво снимается основное противоречие между материализмом и идеализмом, т.е. вопрос о первичности сознания или материи. Говорится, что «… сознание и материя связаны тесно, ибо являются аспектами вещи … » единой. VI , 131

Мировоззрение ограниченного материализма часто не признаёт того, чего не знает, но вспомним, что « Америка существовала и до открытия её Колумбом, равно как существует и есть очень многое, о чём люди ещё не знают и даже не подозревают. Незнание не есть причина небытия того, что есть в действительности … » V , 454 Поэтому в Учении Живой Этики вводится понятие одухотворённого или просвещённого материализма, допускающего существование доселе неведомого и, вместе с тем, стоящего на твёрдой почве познания действительно сущего. Так, в книге «Община» говорится:

«Коллективизм и диалективизм - два пособия при мышлении о материализме. Существо материализма являет особую подвижность, не минуя ни одного явления жизни. Учитель являет лишь вехи нужные. Можно развивать положения, мысля указанными путями. Нужно до такой степени обосновать материализм, чтоб все научные достижения современности могли войти конструктивно в понятие материализма одухотворённого. …» Община, 123

Конечно, всё это невозможно без расширения самого понятия материи - всё сущее материально! В Гранях Агни Йоги читаем:

«Свет материален. Дух материален. Нематериально только ничто, то есть то, чего в природе не существует. Для своего проявления, на каком бы плане оно ни осуществлялось, дух нуждается в соответствующей степени материи. Материальны самые высочайшие проявления духа. И самые Высокие Духи на даже буддхическом плане облечены тончайшей материей. Для всех её видов на плане духовном Имеем особые наименования. Деление на дух и материю можно принять только в таком понимании. Слишком уж много искажений образовалось от неправильного представления как о духе, так и о материи, как о духовном мире, так и о материальном. Нельзя более противопоставлять материю и дух, ибо оба эти явления всего-навсего только противоположные полюса вещи единой, неотделимые друг от друга, как два конца одной палки. От одного полюса до другого идёт соединительная линия, представляющая собою различные градации материи от самых плотных до утончённейших, невидимых глазу земному и неизвестных ещё науке. Все видимые и Невидимые миры находятся в пределах этих двух полюсов, и говорить о нематериальных явлениях так же нелепо, как говорить о “ничто”. Итак, чудес нет и не было никогда: смерти нет и не было никогда — есть смены лишь формы, облекающей зерно жизни; и нет ничего, чего не облекла бы материя той или иной степени плотности или разрежения. …» III, 504

«… Дух без материи, хотя бы самой утончённейшей, ничто. Дух есть Огонь. Материя без Огня, без огненной основы своей тоже ничто … ». IV , 338 (Нояб. 5) «… Существует не то, что мы видим, но то, что за ним, и это — Огонь. Ультимативная форма материи — тоже Огонь …» III , 494

Что это, как не реализация принципа единства и борьбы противоположностей? Действительность такова, что в ней существуют двойственные в своих проявлениях, но единые в сущности вещи. Так даже физический электрон может вести себя как волна и частица.

Говоря об Учении Живой Этики, следует ещё раз напомнить о его дуализме. С одной стороны, говорится о новых энергиях и видах материи, с другой – о духовно нравственной основе Сущего, о качествах духа. Шкала этих качеств, как выясняется, вполне объективна, положительные наполняют человека энергией высокого качества, Светом-Огнём. Отрицательные качества являют собою так называемый чёрный огонь, пожирающий силы и приносящий страдания людям.

« Каждодневно, постоянно, непрерывно ведётся … борьба за овладение своими огнями. Постоянный суровый контроль над мыслями, чувствами и действиями и означает эту борьбу и служит ручательством победы. Не легко дается она, но зато выше этого ничего нет, чего может достичь человек на Земле и в Мирах». XIII , 397 – сказано в Гранях Агни Йоги.

Так духовно-нравственные категории становятся вполне реальными в жизни каждого дня.

Действительность, описанная в Учении, весьма непроста, но её объективное познание возможно. В книге «Надземное» говорится: « Нет таких высших понятий, которые бы не совмещались с научными подходами, если наука будет чиста и без предубеждений». Н, 402 Добавим, что объективное познание становится возможным только на основе признания Космических Законов, или Основ и более сознательного использования того, что принято называть интуицией или духоразумением. В этом отличие от современной науки, которая касается в основном физического мира и пока мало знает материю и процессы более высоких порядков, некоторые из которых могут серьёзно влиять на будущее человечества.

Учение Живой Этики дано к Сроку, когда подходит очередной эволюционный сдвиг в жизни планеты, связанный с приходом новых огненных энергий. Не принятые, они способны уничтожить планету. Бег времени спешен. Не потеряться помогут Основы; напомним: два мира незримый и зримый, карма, свободная воля, «…бессмертие духа … и Цепь Иерархии Света, путь к звёздам бессмертного духа … и Света победа над тьмою …”. I , 1960, Авг.30

Конечно, сознанию может быть очень сложно принять все сказанное, тем более что наука пока еще только приближается к новым для нее знаниям, а история указывает на опасность скатиться к бездумному следованию ритуалам, фанатизму и ограниченности свойственным слепой вере.

Но указан путь высшего знания Духа поверх очевидности плотной. Не знает мозг, но чувствует сердце. Недаром было сказано «блаженны не видевшие, но уверовавшие».

Впрочем, науке тоже не чужд аксиоматический подход, когда утверждаются несколько основных принципов и затем из них выводятся следствия. По непротиворечивости следствий можно сделать вывод о верности исходных принципов. То же возможно с Основами. В Гранях Агни Йоги говорится: “Принятие в сознание Основ означает установку отправной точки для мышления, следствия которого будут в созвучии с Космическими Законами. Незаметно, но прочно мышление это войдёт в самую сущность психической атмосферы духа и будет сопутствовать ему в странствии его по пути бесконечного восхождения. Сразу преобразить внутренний мир человека почти невозможно, но установить правильный угол или отправную точку мышления возможно, и тогда двигаться в правильном направлении будет уже много легче. ... Основы при этом помогут, ибо среди них нет места злым мыслям, или мыслям вражды, или мыслям негодным. … ”. III , 443

Утверждение Высших Основ бытия в сознании и в повседневной жизни поможет ассимилировать идущие новые энергии, защитит от фанатизма, ограниченности и прочих опасностей, угрожающих на Пути. Но это требует больших каждодневных упорных усилий, слишком уж далекими кажутся Основы. В этом проявляется особенность плотного мира, затемняющего Свет Высший. Сознание очень легко и незаметно катится вспять, это верно для всех воплощённых. И даже очень высоким Духам « … каждодневно приходилось укреплять себя в Свете …». IX , 492

Но суть в том и состоит, чтобы утверждать действительность сущего вопреки очевидности плотной и только тогда, когда собственные усилия велики и поддержаны ритмом, возможно приближение к тем сияющим Сферам пространства о материальности которых говорится в Учении.

Закончить хотелось бы словами Елены Ивановны Рерих: « Единое мерило, единый светоч, ведущий к цели, есть чистое горение сердца. Именно, чистое сердце и ясное сознание укажут верный путь». П1. 20.4.35

 

Ваши комментарии к этой статье

 

24 дата публикации: 11.12.2005