Куклик Н.В.,
сотрудница СПбГМИСР

 

Об учебном курсе СПбГМИСР
«Рерихи и мировая культура»

 

Доклад на Международной научной конференции «Живая Этика и Культура.

Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»,

Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств, 11-12 февраля 2011г.

 

Учебный курс «Рерихи и мировая культура», который представляет Музей-институт семьи Рерихов, разработан сотрудниками Музея-института для использования преподавателями и методистами школ, а также высших учебных заведений. Курс поможет расширить и углубить знания учащихся в области культуры в целом, а также в тех предметах, которые сегодня изучаются в образовательных учреждениях и посвящены культурологическим вопросам. Однако, предлагаемый курс не является повторением уроков по истории культуры, истории искусства или каких-либо других. Это самостоятельная программа, содержащая, в том числе, значительный материал по мировой культуре, основанная на особом учении о Культуре Николая Константиновича Рериха.

Знания о культуре, а главным образом знания, приложенные к жизни, поскольку необходимо «избегать всего отвлечённого»[1], способны развивать творческие способности, воспитывать личностей с культурными приоритетами в жизни. Николай Рерих отмечал, что твердить о насущности Культуры нужно «до рисунка на мозгу». «Твердить во всех возрастах, во всех положениях, во всех народах»[2]. Целью курса является ознакомление с частью мирового культурного наследия, развитие социальной активности, аналитического и ассоциативно-образного мышления.

Вклад в культурологию семьи Рерихов, воспитанной на лучших традициях Петербурга - города, которому принадлежит уникальное место в процессе усвоения и преображения различных культурных традиций - неоспорим. Для методиста-культуролога эта семья интересна, прежде всего, тем, что не осталось почти ни одной мировой культуры, оказывающей реальное влияние на формирование современного человеческого сознания, которая не была бы рассмотрена и осмыслена этой плеядой учёных, художников, мыслителей. Поэтому пройти «по следам» их опыта - задача, которая может помочь систематизации и нахождению общих корней в калейдоскопе культур, который, на первый взгляд, кажется противоречивым и бесконечным, но обнаруживает закономерности, определённые тенденции и общие базовые ценности под лучом сознания, способного к анализу и синтезу.

Академик Д.С.Лихачёв, Почётный гражданин Санкт-Петербурга, Почётный член Исполкома Международной Лиги Защиты Культуры сказал слова, которые как нельзя лучше отражают актуальность предлагаемого курса:

«Н.К.Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба. Он поднял над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования <…> Нашему народу сейчас особенно нужно обретение высших духовных ценностей и идеалов, без которых немыслимо творческое созидательное строительство будущего. Только в святынях культуры - источник животворных сил возрождения единого самосознания народа. Принадлежность к будущему миру не определяется причастностью к той или иной политической партии или способностью поддержать какую-либо экономическую систему, не ограничивается занимаемым постом, социальным положением или исповедуемой религией. Общезначимыми критериями деградации или расцвета должны стать качества сознания человека, степень восприимчивости им Знания и Красоты, способность сердца любить Культуру, защищать её достижения и трудиться во имя её на общее благо. Без этого невозможно распознать лучшие, спасительные пути преображения жизни. <…> Воистину, пророческими были слова Н.К.Рериха о том, что главным испытанием человечеству будет испытание восприятием культуры».

«Впервые в научной литературе некоторые идеи гуманистической культурологии Рериха были кратко сформулированы С.Н.Иконниковой (1996).

Интересен вывод А.Н.Сидорова о понимании Рерихом истории как истории культуры, и, прежде всего, культуры духовной. В этом ему вторят А.А.Никонова и А.Д.Столяр, когда пишут, что уже в молодости основой концепции Рериха «служит положение о духовной сущности человеческого феномена, сложившегося исторически»[3].

Собственная деятельность Н.К.Рериха на ниве русской и мировой культуры развивалась в нескольких направлениях. Она вполне может служить иллюстрацией его культурологических идей. Здесь можно выделить:

- просветительскую (педагогическую, организаторскую) деятельность в России, затем в Америке и в Азии;

- большую работу по сохранению культурных ценностей (поиск, изучение, реставрация, описание памятников старины). Сюда можно отнести художественную и фотографическую фиксацию; творческое воплощение лучших образцов прошлого в современном изобразительном искусстве и архитектуре;

- научное освоение наследия прошлого различных культур;

- деятельность, связанную с защитой культурных ценностей, приведшую, в последствии, к подписанию Договора о защите художественных и научных учреждений и исторический памятников (Пакт Рериха).

В каждом направлении, которое определил для себя художник и учёный, ставились конкретные, порой удивительные по своей сложности и многогранности, задачи.

«Так, одной из многих культурологических задач была поставлена задача проследить путь арийских племён на необъятных просторах Евразии. И близкая к ней задача, не уступающая по масштабности и актуальности и тесно с ней связанная: найти прародину человеческой культуры. К ней Рерих пришёл после многолетних исследований на родине. Археологическая практика навела его на мысль о закономерности сходства определяющих признаков разных культур таких, как художественное творчество, предания, традиции, священная символика и т.д.»[4].

Результаты исследований и наблюдений, проводимых Николаем Константиновичем, заслуживают серьёзного внимания и доверия тем глубоким подходом к поставленным вопросам, каким отличалась вся его деятельность. Не случайно однажды академик Б.А.Рыбаков сказал, что именно глазами Рериха мы увидели жизнь доисторической Руси. Что это, если не признание истины за результатами археологических исследований и историко-художественными мифопостроениями Рериха-учёного.

Благодаря научной практике и большой вышеупомянутой общественной, просветительской, художественной деятельности, Н.К.Рерихом была построена определённая этическая парадигма культуры. «Это, прежде всего, духовное восхождение как главное предназначение человека, освобождение общества от социальных и нравственных пороков, бережное отношение к природе, почитание Красоты и Света, пути возрождения России, проблемы мира и охраны культурных ценностей, объединение всех прогрессивных сил под Знаменем Культуры, проникновение в мудрость Востока»[5], и конечно, бесконечная любовь к Русской культуре.

 

В пояснительной записке к элективному курсу «Рерихи и мировая культура» указываются задачи данного курса, которые заключаются в том, чтобы дать представление о культуре и её роли в человеческой жизни, познакомить с культурами разных эпох и народов через призму творчества одной русской семьи, развить в учащихся желание самостоятельно участвовать в создании культурных ценностей, а так же в дальнейшем изучать разные культуры, участвовать в культурной жизни школы, города, а для этого объяснить, какими способами и методами и где они могли бы это сделать, ознакомить с организациями, которые могли бы им помочь, в то же время задача курса - помочь понять, что решение собственных жизненных проблем возможно через освоение культурного опыта предшественников.

Кроме того, учащиеся могли бы овладеть первоначальными исследовательскими навыками и навыками толерантного подхода при взаимодействии с явлениями и носителями других культур и цивилизаций.

Курс рассчитан на 20 часов (10 двухчасовых занятий) и предполагает лекционные, лекционно-семинарские занятия. Обращается внимание на ценности культуры того или иного региона, народа, периода, всей мировой культуры в целом сквозь призму творческого наследия семьи Рерихов.

Попутно раскрывается конкретный вклад Рерихов в науку (археология, история, востоковедение, лингвистика, этнография, агробиология, география, философия), искусство (литература, живопись, графика, сценография), образование и общественную жизнь тех стран, где они жили.

Для адекватного представления желательно техническое оснащение в виде медиапроектора, поскольку курс можно дополнять специально подобранным методическим материалом (фотографии, медиапрезентации).

 

В результате посещения курса «Рерихи и мировая культура» учащиеся должны:

1. Знать научную терминологию, связанную с проблемами изучения различных культур и культуры вообще.

2. Уметь разбираться в самом общем виде в характерных особенностях отдельных культур.

3. Уметь сопоставить явления одного порядка в различных культурах.

4. Освоить сведения по истории культуры.

5. Ориентироваться в творческом наследии Н.К.Рериха.

7. Знать основные имена и названия, знаковые для тех или иных культур.

8. Понимать роль духовной составляющей в историческом бытии.

 

Курс содержит десять тем, первая и последняя являются соответственно вводной и заключительной.

 

Тема 1. Понятие культуры. Культуры разных стран и народов. Рериховская концепция культуры.

В начале занятия преподавателю рекомендуется рассмотреть определение культуры, даваемое различными источниками, и провести сравнительный анализ.

Содержание занятия: основные цивилизации и типы культур, существовавшие и существующие на Земле. Различие между цивилизацией и культурой. Рериховское определение культуры. Анализ статей Н.К.Рериха о культуре («Твердыня Пламенная», «Культура - почитание Света», «Культура - сотрудничество», «Град Светлый» и др.). Следует объяснить, в чём Н.К.Рерих видел смысл культуры и какое место он отводил культуре в жизни отдельного человека и человеческого сообщества. Духовная составляющая культуры. Соотношение культуры и эволюции человека как вида.

 

Тема 2. Вводное занятие о семье Рерихов, их истоках и результатах жизни и творчества.

Цель занятия - дать общее представление о жизненном пути, творческих и научных интересах семьи Рерихов, прежде всего, Н.К.Рериха, ставшего символом деятеля культуры и знаменем борьбы в защиту культурных достижений.

Содержание занятия: дореволюционный период жизни и творчества; странствия семьи по миру; общественная деятельность. Творческое и научное наследие Н.К.Рериха, Е.И.Рерих, Ю.Н.Рериха, С.Н.Рериха. Каждый из членов семьи внёс свой вклад в достижение целей, поставленных Н.К.Рерихом.

Новые понятия: Сотворчество. Учение Живой Этики.

 

Тема 3. Семья Рерихов и Санкт-Петербург. Два века культурных накоплений.

Цель занятия - показать культурный контекст жизни Санкт-Петербурга эпохи «Серебряного века». Н.К.Рерих - активный участник художественной и общественной жизни нашего города конца XIX - начала ХХ века.

Содержание занятия:

Константин Фёдорович Рерих - петербургский нотариус. Два века династии Рерихов в Санкт-Петербурге.

Н.К. ерих и антрополог, археолог коллекционер князь П.А.Путятин. Семьи Путятиных - Голенищевых - Кутузовых - Шапошниковых - Митусовых.

Годы учёбы Николая Рериха в Петербургском университете. Круг преподавателей.

Н.К.Рерих в Академии художеств. А.И.Куинджи. Соученики Рериха по группе Куинджи.

Н.К.Рерих и старейшее художественное объединение России Общество поощрения художеств (ИОПХ). Рерих - директор Рисовальной школы ИОПХ.

Н.К.Рерих - театральный декоратор (оперные, балетные, драматические спектакли для петербургских театров).

Рерих и семья Римских-Корсаковых (в т.ч. постановки опер Н.А.Римского Корсакова «Снегурочки», «Сказки о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже»). Рерих и Стравинский.

Н.К.Рерих и «Русские сезоны» С.П.Дягилева в Париже и Лондоне.

Н.К.Рерих - председатель объединения «Мир искусства» (1913).

Н.К.Рерих - основатель или один из создателей более 10 обществ, музеев, образовательных учреждений в Петербурге (в т.ч. Музей истории Петербурга).

 

Тема 4. Культура Руси-России и творчество Н.К.Рериха. Русь славянская. Историко-художественная поездка Рерихов «за стариной» в 1903-1904 гг. по древнейшим городам Российской империи. Вклад Н.К.Рериха в храмостроительство.

Цель занятия - продемонстрировать, что Рерих явился одним их тех представителей русской образованной элиты, художественной интеллигенции конца XIX века, кто первыми поднял вопрос об идущем процессе утери национальных корней, традиций, образов - а, следовательно - национального самосознания. Найти общечеловеческое в своём, национальном, проникнуться образами народной красоты и от них подняться до понимания красоты всемирной - сверхзадача «русской темы» в творчестве художника.

Содержание занятия: появление темы Руси славянской, языческой в творчестве Рериха (дипломная работа «Гонец. Восста род на род»). Восхищение архитектурным наследием русской старины и непрестанные усилия по возбуждению общественного внимания к проблемам его сохранения, борьба с забвением собственного эстетического прошлого. Возникновение темы «Святой Руси» в творчестве Рериха, которая накануне и во время Первой Мировой, а затем и Второй Мировой войн сливается с темой апокалипсической, пророческой. Работы Рериха по созданию эскизов для храмовых росписей и мозаик. Проекты храмов. Образы русских святых в творчестве Н.К.Рериха. Серия “Sancta” (1922). Образ Града Небесного.

Новые понятия: Неорусский стиль, неонациональный стиль, Пречистый град (Белый град, Святой град).

 

Тема 5. Север в творчестве Н.К.Рериха (звериный стиль, Финляндия, Карелия, скандинавская культура).

Цель занятия - показать особую роль и исключительную разработанность этой темы в творчестве художника. Если бы Н.К.Рерих не поехал на Восток и не получил известность как «певец Гималаев», он остался бы в истории русской живописи как «певец Севера».

Содержание занятия: происхождение рода Рерихов, раннее зарождение интереса к «варяжской» теме. С 1906 по 1910 г. Н.К.Рерих пишет ряд картин, посвящённых теме походов и быта викингов. Археология - основа знаний Рериха о культуре Севера. Рерих-археолог. Статьи Рериха об искусстве Каменного века («интернациональность камня»). Путешествия по Финляндии, статья «Древнейшие финские храмы», общение с деятелями финской культуры. Отражение северной мифологии в творчестве Рериха. Жизнь в Карелии в 1916-1918 гг. (карельский цикл картин). Отражение северной темы в театрально-декорационном искусстве Рериха («Пер Гюнт»).

Новые понятия: Звериный стиль.

 

Тема 6. Н.К.Рерих и Европа (поездки в Германию, Италию, Францию, Швейцарию, Бельгию и др. страны, мотивы европейского искусства в творчестве Н.К.Рериха).

Цель занятия - показать обширные знания Н.К.Рериха в области европейской культуры, продемонстрировать, что он сам был наследником лучших европейских традиций. Учащиеся должны понять, что художник одинаково глубоко усвоил как европейскую культуру, так затем и восточную, что позволило ему со знанием дела проводить художественные и духовные параллели, делать выводы об общих корнях и устремлениях, применять методы синтеза в искусствоведческом и философском анализе.

Содержание занятия: вводная часть, Н.К.Рерих и Италия (изучение памятников культуры, образ св. Франциска Ассизского в творчестве Рериха), Н.К.Рерих и Франция (учёба в Париже у Фернана Кормона (1900); образ святой Женевьевы; образ Жанны д'Арк), Бельгия (рериховские эскизы декораций к пьесам М.Метерлинка, образ старого Брюгге, Комитет Пакта Рериха в Брюгге), Германия (общение с немецкими учёными-археологами, лечение на водах в Нейенаре (1911), поездки по немецким городам; эскизы к опере Р.Вагнера «Тристан и Изольда»), Англия (участие в выставках и дягилевских постановках; Рерихи в Лондоне в 1919-1920 гг., первая встреча с Великими Учителями).

Новые понятия: Гуманизм. Европейское Возрождение.

 

Тема 7. Н.К.Рерих в Америке. О вкладе в культуру США (в т.ч. культура североамериканских индейцев и художественное творчество Н.К.Рериха).

Цель занятия: показать, как русская семья, носительница лучших петербургских традиций и петербургского опыта диалога и взаимодействия культур смогла не только занять свою нишу в американском обществе, но и значительно повлиять на духовную жизнь США. «Войдя в культурную жизнь Америки, Н.К.Рерих осветил прекрасным светом её новые чаяния. Здесь каждый человек, несущий в своём сердце огонь устремления к благу человечества, следует за его знаменем. Во всём мире пожинают плоды от посеянных Рерихом семян». (М.М.Лихтман, американский пианист, сотрудник Музея им. Николая Рериха в Нью-Йорке).

Содержание занятия:

Нью-Йорк. 1920-1923. Создание Музея им. Николая Рериха; основание Института объединённых искусств; создание Международного художественного центра «Corona Mundi» («Венец мира») и союза творческих работников «Сor Ardens» («Пылающее сердце»); организация издательств Roerich museum Press и «Алатас». Разработка программы Международной Лиги культуры.

Путешествие к берегам Атлантического океана (о-в Мичиган) и в район Большого каньона (Санта-Фе). Общение с северо-американскими индейцами, изучение их культуры (серия рисунков и статьи).

Подписание Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников во время вооруженных конфликтов (Пакта Рериха) 15 апреля 1935 г. в Белом доме под председательством президента США Ф.Рузвельта. Общение с политическими кругами Америки (переписка Е.И.Рерих с президентом Рузвельтом, поддержка министром сельского хозяйства Уоллесом второй Центрально-азиатской (Маньчжурской) экспедиции).

Высказывания Н.К.Рериха об Америке.

 

Тема 8. Рерихи и Индия.

Цель занятия - раскрыть одну из наиболее важных тем в творчестве и биографии художника - тему Индии, т.к. для многих людей имя Рериха ассоциируется именно с этой страной.

Содержание занятия:

Появление темы Востока в творчестве Н.К.Рериха. Интерес к духовному наследию Востока в русском образованном обществе.

Индийская философия и поэзия Рериха.

1923 год. Путешествие по Индии.

1924-1925 гг. Рерихи в Дарджилинге, Сиккиме, Ладаке.

После возвращения из экспедиции. Кулу. Институт «Урусвати».

С.Н.Рерих и Индия.

Новые понятия: Брахман, Атман - ключевые понятия индийской философии. Йога. Карма.

 

Тема 9. Монголия и Тибет в научной и художественной деятельности Рерихов.

Цель занятия - рассказать об уникальной экспедиции, организованной академиком Н.К.Рерихом через труднодоступные регионы Срединной Азии (Рерихи были первыми европейцами, прошедшими по некоторым районам Тибета), о её научных задачах, о духовном единстве огромного региона, связанного общим учением, данным Буддой, о своеобразии культур Монголии и Тибета.

Содержание занятия: Н.К.Рерих - член комитета по строительству буддийского храма в Санкт-Петербурге (1912); Центрально-Азиатская экспедиция академика Н.К.Рериха (1925-1928 гг., цели и результаты; исследования в Монголии, в Тибете); буддизм; вклад Ю.Н.Рериха в востоковедение.

Новые понятия: Шамбала, Майтрейя.

 

Тема 10. Итоговое занятие. «Лучшие розы Востока и Запада одинаково благоухают». Н.К.Рерих о мире через культуру.

Предыстория и содержание Пакта Рериха. Идеи Пакта на современном этапе (Гаагская конвенция 1954 года, Декларация прав культуры Д.С.Лихачева).

О знаке Триединства (Знак Знамени Мира). Универсальный символ, объединяющий различные культуры.

Художественный цикл «Знамена Востока» - живописное выражение идеи общечеловеческих основ разных религий, являвшихся главным вдохновителем и заказчиком произведений искусства.

Культурные достижения - универсальная основа дружеского диалога и взаимопонимания разных наций, религий, стран.

Просмотр слайд-шоу «Лучшие розы Востока и Запада одинаково благоухают (Н.К.Рерих)».

Просмотр фильма о Н.К.Рерихе.

 

В основу содержания элективного курса был положен этический взгляд Н.К.Рериха, девиз которого «Мир через Культуру». Художественный образ культуры как «почитания Света», «любви к человеку», «сочетания жизни и красоты», «синтеза возвышенных и утончённых достижений»[6], отражается в насыщенной и разнообразной жизни исследователя, художника, общественного деятеля Николая Константиновича Рериха. Освящая жизнь и творчество семьи Рерихов, данный курс даёт возможность отразить богатство культурного наследия человечества.

 

____________________

Примечания:

[1] Н.К.Рерих. Культура и цивилизация. М., 1997. - С. 105.

[2] Там же. С. - 103.

[3] В.Л.Мельников. О культурологических идеях Н.К.Рериха (По материалам Императорской Археологической комиссии). // Петербургский Рериховский сборник: Вып. II-III. - Самара, 1999. - С. 745-752.

[4] Там же. С. 746.

[5] Иконникова С.Н. Н.К.Рерих о мире через культуру. // Петербургский Рериховский сборник: Вып. IV. - СПб, 2001. - С. 16.

[6] Н.К.Рерих. Культура и цивилизация. М., 1997. - С. 42.

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

48 дата публикации: 04.12.2011