
Владимир Молчанов
Мой Екклесиаст
Не единожды на наших семинарах много лет назад кто-то из "знатоков" навязывал дискуссию о том, что знание - это не сила, знание это - ЗЛО! При этом часто ссылались на Библию и какого-то Екклесиаста. Библию тогда было трудно достать и все эти ссылки ходили "на слуху". Но я всем своим девственным нутром чуял, что-то тут не так... Ну, неужели библейский мудрец может абсолютизировать такое утверждение?! Пришло время и я получил возможность, с карандашиком в руках, поработать над Первоисточником.
СПРАВКА. Как известно, Библия состоит из "Ветхого" и "Нового" Заветов. Славянская и Русская Библия насчитывают пятьдесят книг Ветхого Завета и двадцать семь книг Нового Завета.
Тридцать девять книг Ветхого Завета считаются каноническими, т.е. признанными ВСЕЮ Церковью в качестве б о г о д у х н о в е н н ы х, то есть заключающими в себе высшую Божественную истину, правила и образцы веры, в отличие от одиннадцати остальных "неканонических", то есть только назидательных и полезных. Все двадцать семь новозаветных книг полностью считаются каноническими. И ВСЁ это - Библия. Нельзя, скажем, быть верующим и чтить не всю Библию, а только Новый Завет, или какую-то одну книгу из Него. Тем более, когда речь идёт о книгах богодухновенных!
Книга Екклесиаста, также как и Притчи Соломона, и Песнь Песней - являются книгами каноническими (богодухновенными). Екклесиаст, сын Давидов, царь над Израилем в Иерусалиме, человек проживший большую и интересную жизнь, делится с читателями своим опытом и своими мыслями о возможности земного счастья и какой путь человеку следует избрать, "чтобы избежать несчастий и разочарований и достичь на земле состояния душевной уравновешенности и нравственного покоя".
"Суета сует, - сказал Екклесиаст, - суета сует, -
всё суета!
Еккл. 1,2
Так начинается повествование. И далее, действительно:
"И предал я сердце моё тому, чтобы познать
мудрость и познать безумие, и глупость; узнал,
что и это - томление духа; потому что ВО МНОГОЙ
МУДРОСТИ МНОГО ПЕЧАЛИ; и КТО УМНОЖАЕТ
ПОЗНАНИЯ, УМНОЖАЕТ СКОРБЬ." [Выделено мною, - В.М.]
Еккл. 1,17-18
Вот Он, милые знатоки, оригинал из Первоисточника. Нет и не было здесь термина "зло"! А в остальных понятиях давайте, хотя бы немного, разберёмся...
СПРАВКА. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова "Толковый словарь русского языка", Москва. "Азъ", 1994:
"томиться"... мучиться, испытывать тягость от чего-н., с.790;
"мудрость"... глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт,с.790;
"мудрый" ... 1.обладающий большим умом... 2.Основанный на больших знаниях, опыте., с.790;
"скорбь" ... крайняя печаль, горесть, страдание., с.714;
"страдание" ... физическая или нравственная боль, мучение., с.760;
"страдалец" ... человек, который много страдал, страдает., с.760.
Разве можно страдания Иисуса Христа или Святых мучеников отнести во зло? Разве можно говорить о мудрости, не подразумевая накопление знаний и знания вообще? Ну, а скорбь и страдания... человек может страдать от всего - "всё суета!" И Екклесиаст, исходя из своего жизненного опыта показывает нам это. Да, действительно: величие и богатство, веселье, даже труд - суета!
"Потому что все дни его - скорби, и его труды -
беспокойство; даже и ночью сердце его не
знает покоя. И это - суета!"
...Не во власти человека и то благо, чтобы
есть и пить и услаждать душу свою от труда
своего. Я увидел. что и это - от руки Божьей..."
Еккл. 2,23-24
"Всему своё время, и время всякой вещи под небом:
время рождаться, и время умирать; время насаждать
и время вырывать посаженное; время убивать, и
время врачевать; время разрушать, и время
строить;
...время плакать, и время смеяться; время
сетовать, и время плясать; время разбрасывать
камни, и время собирать камни; время обнимать,
и время уклоняться от объятий; время искать и
время терять; время сберегать, и время бросать;
время раздирать, и время сшивать; время молчать,
и время говорить; время любить, и время
ненавидеть; время войне, и время миру."
Еккл. 3,1-8
Заметьте, однако, что не смотря на то, что труды наши человеческие - беспокойство и тоже суета, Екклесиаст, всё же, именно в этом видит альтернативу:
"Итак увидел я, что нет ничего лучше, как
наслаждаться человеку делами своими: потому что
это доля его; ибо кто приведёт его посмотреть
на то, что будет после него?"
Еккл. 3,22
"Двоим лучше нежели одному, потому что у них есть
доброе вознаграждение в труде их: ибо если
упадёт один, то другой поднимет товарища своего.
Но горе одному, когда упадёт, а другого нет,
который поднял бы его."
Еккл. 4,9-10
Но, труд сам по себе, для Екклесиаста не самоценен, потому что есть зло! И только добрые дела и наслаждение добром, доброе имя человека - "лучше дорогой масти", ибо:
"Все труды человека - для рта его, а душа его не
насыщается."
Еккл. 6,7
И, всё же, не всё так просто с добром и злом...
"Нет человека праведного на земле, который ДЕЛАЛ
БЫ ДОБРО И НЕ ГРЕШИЛ бы..." [Выделено мною, - В.М.]
Еккл. 7,20
Вот ведь, какая диалектика получается! Куда не ткнись - кругом сплошные томление, печаль и скорбь! Где же истинный Путь? И в чём смысл нашей грешной жизни?
И вот здесь Екклесиаст делает удивительный реверс - несмотря на такое грустное начало своего повествования: "... во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь..." - он УТВЕРЖДАЕТ:
"Кто как мудрый, и кто понимает значение вещей?
Мудрость человека просветляет лице его, и
суровость лица его изменяется."
Еккл. 8,1
"И сказал я: "Мудрость лучше силы, и однако же
мудрость бедняка пренебрегается, а слов его не
слушают". Слова мудрых, (высказанные) спокойно
выслушиваются (лучше), нежели крик властелина
между глупыми. Мудрость лучше воинских орудий;
но один погрешивший погубит много доброго."
Еккл. 9,16-18
Вот и подошли мы в своих исследованиях к заключению. Дорогие братья и сёстры! Не отвергает Екклесиаст знания и не видит в них зло! Наоборот, несмотря на все наши печали, грехи и скорби, "суету сует", именно через знания, опыт, труд во благо и добрые дела мы необходимо должны приходить к мудрости...
"Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил ещё
народ знанию. Он (всё) испытывал, исследовал, (и)
составил много притчей. Старался Екклесиаст
приискивать изящные изречения, и слова истины
написаны (им) верно. Слова мудрых - как иглы и
как вбитые гвозди, и составители их - от единого
пастыря."
Еккл. 12,9-11
Ваши комментарии к этой статье
№47 дата публикации: 16.09.2011