Ольга Ерёмина

Абрамцево: духовное наследство

Феномен места

В нашей культуре существует такой феномен: места, где были созданы выдающиеся художественные произведения - литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, и в XX веке - и кино, приобретают в коллективном сознании особое значение, окружаются ореолом благодати, становятся местами паломничества. Мы приближаемся к таким местам с ощущением, что именно здесь водили хоровод Музы, именно сюда на людей, посвятивших жизнь искусству, нисходил таинственный дар вдохновения - и незримая сила словно продолжает витать в воздухе. И мы стремимся прикоснуться к первоисточнику.

Первостепенное значение среди таких мест в России занимает подмосковная усадьба Абрамцево, где после Октябрьской революции, девяносто лет назад, создан музей, именуемый сейчас Государственным историко-художественным и литературным музеем-заповедником.

От железнодорожной станции мы приближаемся к усадьбе по лесной тропе, ведущей меж высоких елей и стройных сосен, спускаемся с крутой горы, переходим по мостику речку Ворю, поднимаемся вверх, а взгляд нетерпеливо впитывает окружающее, словно выискивая, где они, эти заветные места? Может быть, вот здесь, у этой заводи, сто двадцать пять лет назад Васнецов писал свою знаменитую «Алёнушку»? Может быть, вот на этом поле остановил свой выбор Нестеров, когда вынашивал в душе картину «Видение отроку Варфоломею»?

 

Ёлки зелёные
Ель 
Смола 
Река Воря

Корни ели

 

Дар Радонежья

Нестеров недаром искал подходящий пейзаж именно в этих местах: более шести столетий назад на Радонежской земле, где находится Абрамцево, поселился отшельником Сергий, которого в миру звали Варфоломеем. Имя его превратилось спустя несколько десятилетий в символ святости Русской земли, а Радонеж, в названии которого слились радость и нега-нежность, стал, как и град Китеж, проводником духовного света.

Жители Радонежья много веков хранили древние обычаи и традиции, и природа вокруг - несмотря на близость Москвы - хранила дикость и первозданность.

Новый свет зажёгся на Радонежской земле, когда в 1843 году небольшую дворянскую усадьбу, стоящую на высоком холме над Ворей, приобрёл писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Было ему уже за пятьдесят, он осознавал глубину своего жизненного опыта и хотел записать всё самое важное, что было передумано и перечувствовано в жизни. Именно в Абрамцеве он создал свои лучшие произведения: автобиографические повести «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука». Прошло полтора столетия, и далеко не каждый читатель знаком с этими книгами. Но есть такая книга Аксакова, которую по сю пору знает каждый русский человек: это сказка «Аленький цветочек», написанная здесь, в Абрамцеве.

Проникаясь неповторимой атмосферой усадьбы, сыновья Аксакова Константин и Иван стали видными славянофилами, отстаивающими идею самобытности исторического пути России.

 

Удачная покупка Саввы Мамонтова

В 1870 году Абрамцево купил у дочери Аксакова Савва Иванович Мамонтов, молодой - было ему тогда 29 лет - энергичный купец, один из тех людей, кто превращал аграрную Россию в индустриальную страну. Практический ум, деловая сметка позволили ему вслед за отцом понять, насколько важны для России железные дороги. В развитие железных дорог он вложил свои деньги и силы, но душа требовала иной пищи, иного света. Человек, выросший в купеческой семье, создал свой собственный луч света в тёмном царстве: он романтически верил в то, что истина - в красоте. Технический прогресс изменяет ход жизни (это знание естественно для промышленника Мамонтова), но подлинное преобразование её может только нравственным, и основа такого преобразования - красота. И в этой мысли, в её мощном творческом воплощении - духовный подвиг человека, три десятилетия собиравшего вокруг себя лучших людей своего времени, создавая условия для раскрытия их творческих способностей.

Абрамцевым Мамонтов владел до конца свой богатой событиями жизни. В ней был и стремительный взлёт, и работа до седьмого пота, приведшая к богатству, и подлинно пиршество духа - общение с выдающимися людьми, и семейные радости, и путешествия по Европе, и создание Частной русской оперы, слава и почёт - и в 1899 году, в 58 лет - интриги конкурентов, обвинение в присвоении денег компании и страшное разорение, арест, позор, после которого Мамонтов уже не сможет заняться коммерческой деятельностью. Его покинут друзья, отвернутся даже некоторые из тех талантов, которых он открыл и выпестовал.

В тюрьме Мамонтов лепит скульптуры охранников - так он справляется с душевным потрясением. На суде Мамонтов был полностью оправдан, зал рукоплескал ему. Однако для покрытия долгов почти всё имущество было распродано.

Но Абрамцево с его целительным духом не покинет Савву Мамонтова: в Третьяковке и других знаменитых галереях мира будут выставляться полотна, написанные здесь, а в само Абрамцево люди будут ехать со всех концов земли, чтобы посмотреть на церковь Спаса Нерукотворного, созданную по проекту В.М.Васнецова и В.Д.Поленова, на Васнецовскую же избушку на курьих ножках, на скамью, созданную М.А.Врубелем из майолики, на баню-теремок с кружевными изделиями столярной мастерской.

В тревожном 1918 году, возле храма, среди родных могил, успокоится мятежная душа крупного русского промышленника - и великого мецената.

Главный дом
Дуб черешчатый

 

Художественные открытия Абрамцева

Феномен, созданный силами Саввы Ивановича, исследовали многие искусствоведы и учёные. Он получил название Абрамцевского художественного кружка.

Важнейшая для формирования Абрамцевского кружка встреча случилась в Москве в 1878 году, когда вернувшийся из Парижа тридцатилетний художник Виктор Васнецов решил поселиться в Москве. Он познакомился с Саввой Мамонтовым и его семейством и стал одним из самых желанных гостей в его доме. Во многом благодаря Васнецову в Абрамцеве сложилась атмосфера творческой свободы и воодушевления, поиска национальных истоков русского искусства.

К Абрамцевскому кружку присоединились Илья Репин и Василий Поленов, тоже вернувшийся из Парижа. У Мамонтова возникла идея объединить усилия художников для создания храма в своей усадьбе. Васнецов и Поленов впервые проявили себя как архитекторы и спроектировали удивительный храм - церковь Спаса Нерукотворного, которая была построена в начале восьмидесятых годов. В ней - иконы работы Васнецова, Поленова и Репина.

Церковь Спаса Нерукотворного стала первым архитектурным произведением… модерна, неорусского стиля - направления, которое расцветёт в России в последующие десятилетия.

Обходя храм кругом, мы видим то строгий облик псковского храма с его особенной звонницей, то благородный очерк Владимирской земли, то причудливые элементы нарышкинского барокко. Удивительно то, что соединение разновремённых стилей храмовой архитектуры выглядит естественно и пластично, помогает нам погрузиться в историю русской земли, создаёт удивительную полифонию. Но перед нами не просто уникальный памятник архитектуры, а замечательное проявление сотворчества выдающихся художников.

Мамонтов в эти годы занимается строительством Донецкой железной дороги и для здания правления заказывает Васнецову три картины: «Ковёр-самолёт», «Бой скифов со славянами» и «Три царевны подземного царства». Работа со сказочными и историческими сюжетами помогает Васнецову осознать свою силу и зрелость, и в знаменательный для каждого человека возраст - в тридцать три года - Васнецов в Абрамцеве пишет одну из самых знаменитых - «Алёнушку». Успех «Алёнушки» придаёт художнику силы, и он задумывает картину, которая известна сейчас каждому русскому человеку, - Васнецов начинает писать «Богатырей». Работа над этой картиной продолжится 18 лет, но родиной её навсегда останется Абрамцево.

Савва Иванович Мамонтов был одним из первых людей в России, который осмелился утверждать, что искусство не должно делиться на низкое и высокое. Бытовые вещи тоже могут быть произведениями искусства. К этому времени русское образованное общество уже осознало значение русский былин и старинных песен, их собирали и изучали. В Абрамцеве произошло осознание ценности русских ремёсел, художественной оригинальности предметов русского быта. Жена Мамонтова Елизавета Григорьевна и сестра Василия Поленова, замечательная художница Елена Дмитриевна Поленова ходили по окрестным деревням, собирали предметы старинного быта: прялки, туеса, вышивки. Сейчас мы видим их в музеях и любуемся яркостью красок и красотой рисунка, часто не представляя, какой трудный путь пришлось проделать в общественном сознании идее ценности этих вещей.

Елена Дмитриевна создала более ста эскизов для специально организованной в Абрамцеве столярной мастерской, где возрождалось искусство резьбы по дереву, много лет отдала обучению детей резьбе по дереву. Сейчас коллекция изделий столярной мастерской выставлена в сказочной избушке, стоящей слева от главного усадебного дома, которая носит название «Баня-теремок».

Елена Дмитриевна была первой, кто стал утверждать, что для издания русский сказок нужны соответствующее оформление и иллюстрации, которые передавали бы своеобразие русской народной культуры. Сейчас мы воспринимаем эту идею как само собой разумеющееся, но тогда приходилось доказывать это не только словом, но и делом. И Елена Дмитриевна сама замечательно проиллюстрировала русские сказки «Белая уточка», «Война грибов», «Иванушка дурачок» и «Дед Мороз», создав, по сути, образец, в направлении которого пошли многие другие оформители сказок.

У Мамонтова гостили И.С.Остроухов, К.А.Коровин, М.В.Нестеров, В.А.Серов писал здесь свою знаменитую «Девочку с персиками». Не просто гостем, но жителем надолго стал Михаил Врубель, пленённый поэзией национального духа, которую ощутил он в Абрамцеве. Не было дела в Абрамцеве, к которому не подключился бы Врубель: он играет в домашнем театре, пишет декорации для спектаклей, рисует эскизы каминов и печей. Мамонтов ставит Врубеля во главе гончарной мастерской, здание которой находится справа от главного усадебного дома.

Врубель глубоко постиг особенности работы с керамикой и создал культуру сказочной майолики и монументальной керамической живописи. Суть открытия Врубеля в том, что глина, обогащённая окисями металлов, приобретает особый блеск и переливы. Врубель создал оригинальные художественные произведения - майоликовые камины, мозаики, статуи. На краю обрыва, рядом с мастерской, стоит под стеклянным колпаком переливающаяся на солнце «Скамья Врубеля» - с неё хорошо было смотреть на ту самую долину, где Нестеров писал отрока Варфоломея.

Спас Нерукотворный

  Спас Нерукотворный  

 

Гончарная мастерская  Баня-теремок 
Крыльцо бани-теремка Избушка на курьих ножках
Скамья Врубеля Поле богатырей

 

Пламя творчества

Искусствоведы заметят, что я не написала и сотой доли всего, что можно было бы рассказать об Абрамцеве. Но самым главным из всех достижений Абрамцевского художественного кружка мне представляется следующее.

В сознание обывателей издавна внедряется идея, что талантливые люди, яркие личности трудно уживаются с окружающими и уж тем более - друг с другом. Что талант эгоистичен и сконцентрирован на себе. Что неординарный человек обязательно тянет одеяло на себя. Эта инфернальная точка зрения доминирует в нашем обществе.

Опыт, проведённый Саввой Мамонтовым, говорит об ином: яркие, талантливые люди могут жить вместе. И не просто жить - творить. Энергия чистого, бескорыстного творчества, порождаемая одним человеком, зажигает сердца и чувства других художников, побуждает их творить и создавать в ощущении творческого соперничества подлинные шедевры. Подтверждение этому - качество идей, рождённых в Абрамцеве, количество произведений, созданных здесь, и их значение для русского и мирового искусства.

Опыт Саввы Мамонтова оказался исключительно важным, но не единичным. Мы знаем о доме Василия Дмитриевича Поленова, построенном на берегу Оки (ныне Тульская область), ставшем своеобразной Меккой для художников. Мы восхищаемся как феноменом домом Максимилиана Волошина в Коктебеле, двери которого были открыты для мастеров кисти и слова. Пока очаги подобной культуры единичны, но к ним стремятся люди со всех концов земли.

И если заглянуть в глубину души каждого подлинного художника, то там вы обязательно найдёте мечту о светлом Доме, где каждый сможет в гармонии с природой и людьми в полной мере раскрыть свои творческие способности.

 

Фотографии Николая Смирнова и Нины Грицай.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

42 дата публикации: 01.06.2010