Песенная традиция в Эстонии
«Мы при всех трудах находим время вдохновлять разнообразное творчество. Не только художники, посвятившие себя искусству, но весь народ должен послать свои думы о творчестве. Пусть обиход творится руками семьи. Пусть досуг наполняется творчеством, и пусть народ поёт. В хорах заключается великая сила гармонии». Братство. Надземное, 53 |
Живя в Эстонии, каждый год имею возможность убеждаться в силе этих слов Учения. А когда ко мне приезжают гости, стараюсь показать им все достопримечательности северо-востока Эстонии, в числе которых и парк купца Елисеева в маленьком рыбацком посёлке Тойла, что находится на пути из Нарвы в Таллинн. В этом красиво расположенном парке на певческом поле проводятся ежегодные певческие праздники – зрелище, впечатляющее по своей красоте и звучанию. Собираются хоровые коллективы со всего уезда и поют старинные эстонские народные и современные песни. Но это только часть, своего рода прелюдия к большому событию, которое происходит раз в четыре года – всеэстонский праздник песни и танца.
Конечно, в жизни многих народов песня играет особую роль. Будучи тесно связанной с жизнью и бытом, песня практически неотделима от человеческой природы. Так, по крайней мере, можно смело утверждать об Эстонии, где испокон веков с песней работали в поле и дома, где песня была непременной спутницей всех семейных событий и праздничных дат практически в каждой семье. Однако о хоровом пении, столь широко распространённом здесь, стоит рассказать подробнее.
Нелегко складывалась история эстонского народа. Иноземцы, чьи вторжения активно начались с XIII в., помимо прочего, имели целью утвердить среди эстонских крестьян свою веру, свои традиции и обряды. Однако душа народа научилась сохранять себя во многих проявлениях и наиболее ярко продолжала жить в мелодиях и напевах. Собранное в XVIII веке, одно из крупнейших в мире собраний музыкального фольклора, как раз и свидетельствует об этой удивительной жизнестойкости народного творчества.
История становления, развития и совершенствования хорового пения неразрывно связана с этапами народной жизни. Постепенно среди эстонских крестьян нашли распространение так называемые общинные песни, пропагандируемые гернгутерами или братскими общинами и проповедниками из среды ремесленников. Мало помалу, на смену пению в унисон стал приходить многоголосный хор.
На рубеже XVIII-XIX вв. стараниями наиболее прогрессивно мыслящих жителей этой провинции Российской империи, хоровое пение оказалось на достаточно высоком уровне в приходских школах. А в некоторых местах стали даже проводить совместные праздники песни для нескольких хоров.
Во второй половине XIX в., когда подъём национального движения в Эстонии стал набирать силу, было положено начало эстонской национальной литературе. Огромное значение в этом становлении сыграл Фр.Крейцвальд – составитель эстонского народного эпоса «Калевипоэг» (1857-1861). Его современник, И.Яннсен основал первую газету на эстонском языке (1857), а дочь Яннсена Лидия Койдула воспела отчизну прекрасными стихами. Лидии Койдула суждено было стать и основоположницей эстонского национального театра. Конечно же, в обстановке общенародной тяги к культуре, благоприятную почву нашла идея всеэстонского певческого праздника.
История певческих праздников
«Силы, действующие против друг друга, взаимно уничтожаются. Силы, действующие параллельно, в том же направлении, являют сумму этих энергий, и силы, действующие врозь, теряют в зависимости от угла расхождения. Как люди не могут принять, что этот основной закон физики так же есть основной закон сотрудничества!» Беспредельность, 833 |
Для того, чтобы понять чувство, рождаемое звучанием тысячеголосого хора, нужно хотя бы раз в жизни услышать его пение. Но даже услышав такой мощный инструмент, загадкой остаётся природа этого магического действа, не оставляющего равнодушным никого и завораживающего слушателей с первых же аккордов. Магия ли, волшебная ли сила искусства или же акустические законы физики лежат в основе такого эффекта, но к хоровому творчеству отношение в Эстонии особое.
Идея проведения певческого праздника была заимствована у музыкальных празднеств в Швейцарии и Германии, а также, немецких хоровых праздников, которые проходили в Таллинне в 1857 г. и Риге в 1861 г. В 1865 году Яннсен выступил инициатором обращения певческого общества «Ванемуйне[i]» к генерал-губернатору Прибалтики за разрешением ознаменовать в 1869 г. песенным праздником 50-летие «дарования свободы эстонскому народу»[ii]. Разрешение было получено и на первый общенациональный праздник в июле 1869 года в городе Тарту собралось 46 мужских хоров общей численностью 789 певцов и пять духовых оркестров – всего 56 музыкантов. Главными дирижёрами праздника стали Янсен и Кунилейд-Зебельман. Этот праздник мог быть ещё более представительным, если бы не одно обстоятельство – спор между двумя группами интеллигенции возглавляемыми И.Яннсеном и К.Якобсоном. Суть спора касалась того, следует ли разрешить к исполнению на празднике эстонские народные песни? Кроме того, Якобсон ратовал не только за народную песню, но и за то, чтобы допустить к участию в празднике женщин, т.е. те смешанные хоры, в которых принимали участие и женщины. Участие женщин в первом празднике песни отстоять не удалось, но зато накануне праздника на свои деньги Якобсон издаёт сборник народных песен и рассылает его хорам. Всё же его стараниями удалось включить в программу праздника две песни современных авторов на слова Лидии Койдула, музыка Кунилейда-Зебельмана. Споры вокруг репертуара продолжались потом ещё многие годы... Но - вернёмся к первому празднику.
Участники и гости стали собираться за несколько дней до начала долгожданного мероприятия. В крестьянских телегах и пешком, по дорогам ведущим в город Тарту, люди шли издалека, неся вместе с дорожным запасом еды пищу духовную - ноты. Через сто лет после начала в одной из брошюр, посвящённых вековому юбилею, тот первый всеэстонский певческий праздник описывается так:
«Об открытии первого всеэстонского праздника песни возвестили с колокольни звуки рожков. Вслед затем началось праздничное шествие. Три дня длился праздник. В репертуаре, исполняемом крестьянами, бывшими в недавнем прошлом ещё крепостными, имелись также произведения Бетховена и Моцарта. К удивлению городских господ крестьяне, одетые в домотканую одежду, превосходно справились с мировой классикой. Настоящий восторг вызвали песни первого местного композитора А.Кунилейда-Зебельмана, в которых впервые перед широкими народными массами прозвучала одухотворённая отечественная лирика Лидии Койдула. Лидия Койдула для эстонцев - это то же, что Пушкин, Байрон, Гёте, Петёфи, Мицкевич для своих народов. Уже с первого певческого праздника песня Л.Койдула «О родина, любовь моя» заняла особое место в репертуаре певческих праздников и исполняется неизменно до сих пор. В программе были также две финские и одна чешская песня. Это предвещало, что на следующих праздниках песня перешагнёт узкие национальные границы. Первыми зарубежными гостями на певческом празднике были представители финского и венгерского народов. 15 тысяч зрителей слушали концерт с истинным восторгом».
Через четыре года (в 1873 г.) примеру Эстонии последовали латыши, а в 1884 году традиция проведения певческих праздников была положена в Финляндии. Таким образом «эхо» эстонского хорового пения прозвучало за пределами самой Эстонии.
Спустя сто лет после начала на певческом празднике в Таллинне в 1969 году в составе смешанного хора на открытии пело 7 тысяч 200[iii] человек. Всего же в празднике приняло участие 26480 исполнителей. В Таллинне праздники проводятся с 1880 года. А в 1960 году была построена певческая эстрада уникальной конструкции[iv].
Досуг, как и прежде, наполняется творчеством и народ поёт в хоре, ибо в единении заключена великая сила и гармония. Эта прекрасная традиция продолжает жить вместе со своим народом и поныне.
--------------------------------------------------------------------------------
[i] В названии общества использовано имя одного из богов эстонской мифологии – старика-песенника Ванемуйне, который своим пением и игрой на каннели пробуждал цветы , шелест листвы на деревьях и пение птиц
[ii] Отмена крепостного права в Эстонии произошла раньше чем на основной территории Российской империи.
[iii] Самый большой смешанный хор (15430 мужчин, женщин и детей) одновременно пел в Таллинне в 1933 году.
[iv] Архитекторы А.Котли, Х.Сепман и Э.Паальманн. По их проекту, точно такие же эстрада была построена в столице Литвы - Вильнюсе
Ваши комментарии к этой статье
№8 дата публикации: 5.12.2001