С.Р.Аблеев,
доктор философских наук

 

Практические исследования психической энергии и энергетических центров человека: некоторые результаты программы Сириус

От редакции: Мы предлагаем вниманию читателей доклад С.Р.Аблеева на конференции «Живая Этика и наука будущего», состоявшейся в г.Ярославле 30 марта – 1 апреля 2001 года.

«Спросят – кто дал вам право дерзать?

Скажите – дерзаем по праву эволюции.

Право эволюции начертано пламенем

в сердцах наших».

Знаки Агни-Йоги, § 49.

«Сближение миров, – говорил Великий Учитель, – будет проходить под знаком науки. Следует усвоить, что многие подробности великого процесса проявляются как бы разрозненно и неожиданно… На самом деле, система явлений очень обстоятельна. Пусть самые различные учёные ведут свои наблюдения. Ясно, что никогда до сего времени не замечалось так много феноменов учёными. Пусть они пока воспринимаются хотя бы утилитарно. Главное, чтобы на научных страницах остались наблюдения. Со временем такие обрывки будут соединены в одну систему»1.

Одной из основных программ в рамках Российского междисциплинарного проекта комплексных исследований антропогенеза и психо-космических энергий (Проекта «Мистериум Магнум»)2 является программа «Сириус». Её цели: во-первых, теоретическое и экспериментальное изучение психической энергии (пси-энергии) и её практического применения в жизни человека; во-вторых, – исследование феномена Космического Сознания (КС). Мы полагаем, что эти две проблемы имеют тесную взаимосвязь и их разработка имеет большое научное, мировоззренческое и практическое значение.

Долгое время представители научного мира дружно игнорировали как одну, так и другую проблемы. Они изучались лишь отдельными энтузиастами, к которым ортодоксальная наука относилась весьма недружелюбно. Таких людей называли «чудаками», «псевдоучёными» или даже «шарлатанами». Поэтому не стоит удивляться, что на исходе ХХ столетия наука имела очень смутное представление о пси-энергии, законах её развития и действия. Говорить же с большой научной трибуны о Космическом Сознании до сих пор считается неприличным.

Тем не менее, отдельные, малоизвестные широким общественным кругам, исследователи3 значительно продвинулись в изучении указанных проблем. Все они так или иначе принадлежали другой, альтернативной, традиции познания, которую в последнее время стали обозначать как «Сокровенная Мудрость» или «Эзотерическая философия». Анализ даже общедоступных литературных источников, тяготеющих к этой традиции, свидетельствует, что Адепты Сокровенной Мудрости не просто изучали то, что мы именуем пси-энергией и Космическим Сознанием, но добились в их познании больших, более того, для многих ортодоксов – совершенно невероятных результатов. В истории человечества это знание проникало в различные мифологические, религиозные и философские учения (индуизм, зороастризм, буддизм, христианство, ислам, учения Махавиры, Пифагора, Платона, Патанджали, гностиков, неоплатоников, суфиев, Бёме, Парацельса, розенкрейцеров, масонов и т.д.).

В XIX и ХХ веках это знание проявилось в теософии, Учении Храма и Живой Этике (Агни-Йоге). Все эти учения, как известно, находятся в тесной мировоззренческой взаимосвязи и были разработаны под руководством и при непосредственном участии группы восточных мудрецов, именуемых Махатмами, Великими Учителями, Архатами, Адептами, Бодхисаттвами или Хранителями Сокровенной Мудрости. Реальное историческое существование этих людей в настоящее время доказано и не вызывает у специалистов никаких сомнений.

Квинтэссенцией Живой Этики является так называемый «огненный опыт» Елены Ивановны Рерих – ученицы Великих Учителей и одной из непосредственных основательниц этого Учения. Что есть данный «огненный опыт», в чём его смысл и значение? Из книг Живой Этики и переписки Е.И.Рерих можно сделать вывод, что таким образом обозначались определённые энергетические процессы, происходившие в её организме. Результатом этих неизвестных процессов явилось появление ряда необычных (паранормальных) способностей и возможностей Е.И.Рерих. Важнейшие из них, которым Учителя придавали наибольшее значение, следующие. Во-первых, обретение «пространственного Провода Братства» – т.е. способности мысленной (телепатической) связи с Учителями на расстояниях в сотни и тысячи километров. Во-вторых, развитие способности, называемой «делимость сознания (духа)», что позволяет человеку параллельно участвовать в жизни как земного («плотного»), так и надземных («тонких») миров. И, в-третьих, обретение возможности преобразования тонких космических энергий посредством «аппарата духа», что, по мнению Учителей, имело очень важное значение как для энергетического поля Земли, так и для дальнейшей эволюции человечества.

Не будем пока погружаться в детали, так как в данном случае основное значение представляют не отдельные следствия, а сам неизвестный энергетический процесс, приводящий к «фантастическим» результатам. Что это за процесс? Был ли он известен древним и сталкивался ли человек с ним когда-либо ранее? По нашему глубокому убеждению, этот процесс происходил с самых начальных моментов антропогенеза, и о нём знали, по крайней мере, древние Адепты Сокровенной Мудрости и Основатели некоторых духовных и философских учений. Этот процесс имел и имеет множество названий – «духовное развитие человека», «нисхождение Божественной Силы (Святого Духа) в тело человека», «обужение человека», «достижение человеком состояния Освобождения (мукти, мокша или нирвана)», «космическая эволюция человека». Тем не менее, все эти религиозные, философские и научные определения указывают на одно и то же – некое изменение (трансформацию) человека в иное, более совершенное Существо, приобретающее новые способности и возможности. Более того, теперь можно совершенно определённо утверждать, что главной целью подлинных религиозных и мистических учений являлось побуждение человека к указанным внутренним, духовным изменениям, а также направление его усилий на этом пути. Когда Сокровенная Мудрость говорила, что смертное, тщедушное разумное животное (т.е. то, что мы называем Homo Sapiens) может стать бессмертным, могущественным богом, – она указывала на совершенно реальный, естественный, природный, закономерный процесс космической эволюции человеческой духовной сущности (Атма-Буддхи-Манас).

Именно поэтому Живая Этика является, прежде всего, Учением о космической (духовной) эволюции человека и человечества. И этой великой цели подчинены все иные средства, предлагаемые Учителями, – укрепление этического фундамента личности и общества, сохранение и приумножение культурных ценностей, развитие научного познания, религиозной терпимости и межконфессионального диалога, социальное сотрудничество и кооперация, основанные на идеях Иерархии, Общего Блага и Общины.

Есть основания предполагать, что Учителя описывали процесс космической эволюции человека, опираясь не просто на теоретические выкладки, но на конкретный эмпирический (опытный) материал. Вот почему книги Живой Этики, а также записи Е.И. Рерих имеют основополагающее значение для исследователей космической эволюции земного разума.

Но какое отношение к этому всему имеет психическая энергия? Самое прямое и непосредственное. Дело в том, что если космическая эволюция человека существует, должен существовать и определённый чисто физический механизм реализации таких изменений в организме. Он связан с тем, что мы условно именуем «психическая энергия» и «энергетические центры» («центры высшего сознания» или «чакры» – «вращающиеся колёса»)4, расположенные в тонких телах человека. Следовательно, изучение космической эволюции человека неотъемлемо от исследования энергетических процессов, происходящих в его плотном и тонких телах. «Как мощно отражается космическая энергия в человеческом организме! – читаем в Живой Этике. –Каждый космический огонь встречает созвучие в человеческом организме… Только духовный подход откроет значение всех соответствий космических с человеческими отражениями. Можно рассматривать центры как собирателей космических энергий…Так понимание огненных центров есть самое существенное задание»5.

Теперь, после этих предварительных замечаний, обратимся непосредственно к результатам работ по программе «Сириус».

Все исследователи, участвующие в программе «Сириус», в большей или меньшей степени были знакомы с Живой Этикой и особенностями духовного пути Е.И.Рерих. Они имели теоретическое представление об ЭЦ, пси-энергии и некоторых закономерностях её развития. Все они не сомневались в достоверности фактов, излагаемых Махатмами, Е.И. Рерих и другими учениками Адептов Сокровенной Мудрости. Однако, чтобы сохранить научную чистоту исследований, теоретические и эмпирические положения Живой Этики не расценивались как абсолютно проверенные факты и принимались в качестве рабочих гипотез (допущений).

Если выводы Живой Этики о пси-энергии истинны – к подобным выводам, в принципе, рано или поздно должен прийти любой объективный исследователь. Иначе говоря, его факты должны совпадать с фактами Учения. Таким образом, мы сознательно отказались от религиозного подхода, основанного на вере Авторитетам и догматам, и пошли по чисто научному пути, созвучному методологии Сокровенной Мудрости, – ученый (духовный ученик) должен на личном опыте убедиться в справедливости определённых положений. Тогда предположения становятся утверждениями, а Вера становится Знанием.

Более десяти лет мы наблюдали (и продолжаем наблюдать) несколько человек, включённых в процесс развития пси-энергии и ЭЦ. Следует заметить, что данные люди не являются медиумами, а также не имели склонности к «психизму». Среди них есть как мужчины, так и женщины. Они имеют различное семейное положение – некоторые находятся замужем или женаты, некоторые в брачных отношениях никогда не состояли. Образование – высшее. Все являются убеждёнными поклонниками Живой Этики и уже не один год следуют ей на практике. Никто из наблюдаемых не употребляет наркотических, алкогольных и табачных изделий, все они стараются избегать мясных, жирных, острых продуктов. Никто из них не использовал внешние, механические способы активизации ЭЦ – медитации, визуализации, пранаяму. Развитие пси-энергии у этих людей началось естественным образом, что явилось следствием стремления воплощать идеи и принципы духовного Учения в повседневную практическую жизнь. В настоящее время они проживают в центральном регионе России в городах средней величины. По определённым причинам, все эти люди пожелали остаться неизвестными и исследователи Проекта М.М. им это право гарантировали.

Некоторые последователи Учения Живой Этики полагают, что время практических исследований космической эволюции человека и, в частности, проблемы развития центров ещё не настало. Мы не разделяем эту точку зрения. Более того, считаем её ошибочной и противоречащей духу и букве Учения. Пустые, схоластические рассуждения об указанных проблемах, которые нередко наблюдаются среди интересующихся Живой Этикой, представляют собой религиозно-догматический метод познания. В то время как Махатмы настаивали: «Мы хотим, чтобы Надземное познавалось научным путём, путём исследований и наблюдений»6.

По этому пути и была направлена программа «Сириус». Теперь, опираясь на многолетние практические исследования, проводимые в тесном сотрудничестве с людьми, имеющими личный опыт естественного, эволюционного развития психической энергии, возможно сделать ряд совершенно определённых выводов. Некоторые из них излагаются ниже в этой статье. Но прежде – одна небольшая ремарка.

Мы не рассматриваем результаты наших исследований как открытие неких новых, никому не известных явлений и процессов. Для ортодоксальной науки – это новое. Но для науки эзотерической – это прописная истина, известная, в той или иной мере, после публикации Учения Живой Этики его последователям. Достижение «Сириуса» в другом – в эмпирическом подтверждении ряда важных, мировоззренческих положений Эзотерической философии. Такие подтверждения переводят Живую Этику в научную плоскость, в которой возможны наблюдения, исследования, доказательства и, наконец, практическое использование результатов. Чем большим объёмом подобных фактов будет располагать наука, тем больший вес в глазах массового сознания будет приобретать Живая Этика, тем ближе и понятнее для её последователей станут истины Сокровенной Мудрости.

Итак, обратимся теперь к выводам.

1. Начальные стадии развития ЭЦ и пси-энергии человека возможны в условиях города средней величины, имеющего относительно благоприятный экологический фон и не очень высокую численность населения. Результаты наших наблюдений подтверждают соответствующие утверждения Е.И. Рерих. «Конечно, процесс открытия центров, вернее, приоткрытия их, может происходить и в городе, но, конечно, при сравнительно хороших условиях жилища и известной дисциплине жизни»7.

Как известно, теория Живой Этики говорит о нескольких основных стадиях развития ЭЦ. Условно их обозначают как «приоткрытие», «привидение в движение», «возгорание», «трансмутация» центров. Е.И. Рерих, по свидетельству Учителей, были пройдены все эти стадии. Индивиды, находящиеся на стадии трансмутации центров, исследователям Проекта М.М. в настоящее время не известны. Все наблюдаемые субъекты находятся на более ранних стадиях развития ЭЦ. Мы предполагаем, что дальнейшее углубление процесса развития пси-энергии у них, кроме всех прочих обстоятельств, требует и более чистых в экологическом и психологическом смыслах условий.

Вообще, развитие психической энергии, в том числе начальные стадии развития центров («приоткрытие», «привидение в движение»), по всей видимости, сейчас уже не является исключительно редким явлением. Причина указывалась в Живой Этике – нарастание интенсивности тонких («огненных») космических энергий. Показательна, например, следующая фраза из Учения: «Не только исключения, но большинство может достичь ощущения тончайших энергий. Нужно лишь мыслить о них»8.

2. Процессы развития пси-энергии и ЭЦ очень индивидуальны, но, вместе с тем, имеют ряд общих закономерностей и особенностей, которые наблюдаются во всех известных нам случаях.

Мы полагаем, что существуют определённые признаки, указывающие на то, что в организме человека начинается активизация пси-энергии и ЭЦ. Некоторые из таких признаков были нами установлены. Намёки, сделанные в книгах Живой Этики, соответствуют действительности. Например, мы не наблюдали ни одного случая развития ЭЦ, где бы отсутствовали некоторые энергетические явления в зрительно воспринимаемом участке электромагнитного спектра излучений. Однако в силу определённых причин, указанные признаки на данный момент не могут быть изложены на бумаге.

3. Процессы развития пси-энергии и ЭЦ имеют длительный характер, зависят от многих индивидуальных и внешних особенностей, имеют периоды повышенной и пониженной активности.

Периоды повышенной активности ЭЦ сопровождаются определёнными психическими и физиологическими реакциями организма. Многие из них описывались в письмах Е.И. Рерих. В исследованиях по программе «Сириус» у наблюдаемых субъектов непосредственно зафиксированы:

– внезапные носовые кровотечения (как днём, так и ночью) без определённых видимых причин;

– отклонения в работе вестибулярного аппарата без определённых видимых причин;

– тянущие ощущения в конечностях;

– перепады артериального давления;

– нарушения сердечного ритма;

– острые воспаления участков нервных плексусов без определённых видимых причин;

– головокружения и ощущения тошноты без определённых видимых причин;

– ощущения вращения тела вокруг оси солнечного сплетения;

– внезапные горловые воспаления в случаях, исключающих фактор переохлаждения;

– непереносимость запаха определённых видов пищи;

– периоды обострения зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой и осязательной чувствительности;

– резкие перепады физического тонуса организма без видимых причин;

– некоторые другие реакции.

Мы далеки от мысли рассматривать каждое недомогание как симптом развития пси-энергии. Выводы могут быть сделаны после длительных наблюдений и медицинского анализа, когда однозначно зафиксированы характерные реакции организма, на которые указывали Учителя и Е.И. Рерих. Следовательно, все ощущения, все недомогания должны фиксироваться. Отсечь лишнее – легко. Восполнить недостающее – невозможно. «Первая обязанность, – говорит Учитель практикам Агни-Йоги, – следить за своими ощущениями… Такое внимание… должно показывать уважение к высшему прообразу»9.

Установлено, что конкретные реакции организма отвечают активизации строго определённых ЭЦ. Например.

Активизация ЭЦ оплечий сопровождается ощущениями жгучей боли в области плечевых суставов, которая появляется исключительно по ночам. Днём человек не испытывает никаких неприятных ощущений. Такая ситуация может длиться от 1 до 7 дней. Спустя некоторое время (несколько месяцев или лет) может повторяться. При этом, медицинские обследования указывают на отсутствие каких-либо органических поражений в области плечевых суставов.

Активизация ЭЦ солнечного сплетения может вызывать тошноту, головокружение, неприятные ощущения в области солнечного сплетения, падение аппетита или его полное отсутствие на протяжении до двух суток, потерю координации при изменении положения тела, ощущение вращения тела вокруг солнечного сплетения. Подобное состояние может внезапно наступать без определённых видимых причин (органические поражения и заболевания отсутствуют), длиться от нескольких часов до нескольких суток и также внезапно проходить.

Обращаем внимание коллег исследователей тонких энергий: описываемые здесь реакции организма – не цитирование соответствующих фрагментов из писем Е.И.Рерих. Эти явления наблюдались исследователями Проекта М.М. у других людей – современников конца ХХ века.

Тут необходима ещё одна ремарка. Когда мы говорим, что имеем факты развития пси-энергии, отвечающие аутонаблюдениям Е.И.Рерих, то совершенно не подразумеваем, что наблюдаемые индивиды по своему духовному опыту и степени активности пси-энергии тождественны Е.И. Рерих. Мы имеем в виду только то, что развитие центров возможно и у других людей – в меру их духовных накоплений, устремлений и кармических возможностей. Это есть совершенно достоверный факт, который не может умалить чьё-либо сомнение или отрицание.

Замечено, что активизация ЭЦ происходит волнами и затрагивает самые различные системы и участки организма. Развитие пси-энергии происходит постепенно. Поэтому достоверные выводы об особенностях развития ЭЦ у конкретного человека невозможны (затруднительны) без длительных, многолетних наблюдений.

4. На определённой стадии развития пси-энергии каждый из наблюдаемых субъектов начал сталкиваться с энергетическими явлениями, описанными в Учении Живой Этики. В частности, это касается так называемых световых «звёздочек»10, которые, как это установлено на практике, в подавляющем большинстве случаев несут конкретную смысловую нагрузку, т.е. являются своеобразными Знаками. «Ваши звёздочки, – писала Е.И. Рерих своим ученикам, –прекрасный знак, и советую вам со всею устремлённостью сердца и внимательностью относиться к их появлению. Отмечайте их и записывайте, когда и при каких обстоятельствах Вы видите их. Кроме лиловых, синих и серебряных, могут быть и чёрные со светлым ободком, и просто чёрные, также жёлтые и красные. Всё имеет своё значение. Так, мы привыкли принимать совсем чёрные и чёрные с ободком света как знаки грозные, часто угрожающие здоровью и означающие вражеское присутствие. Жёлтые, как предупреждающие и указывающие на осторожность; красные указывают на напряжение в атмосфере, и можно ожидать землетрясений и ураганов. Остальные цвета все благие»11. По нашим наблюдениям, время свечения звёздочек, как правило, очень короткое – доли секунды. Но бывает, что звёздочка может держаться (т.е. гореть) до 4-5 секунд (например, сопровождая написание целой фразы). Они вспыхивают по одной, реже можно заметить две рядом (одна из них чуть крупнее, другая – меньше) либо подряд. Звёздочки можно заметить как по центру (направлению) взгляда, так и боковым зрением. Они проявляются на человеке (лице, шее, сердце), в пространстве комнаты либо на предметах, например, на странице книги или тетради, на которой человек пишет. По виду звёздочка представляет собой светящуюся точку – от очень маленькой до крупной. Такие Знаки, как правило, чёткие и хорошо заметные. Звёздочки невозможно с чем-либо спутать, их отличает особенная светимость, внутреннее сияние. Иногда появление такого Знака сопровождается жжением в глазу, как будто искорка «кольнула» в глаз или «капнула» из глаза (если искорка вспыхивает на странице тетради). Их появление наблюдалось в любое время суток, при различных погодных условиях, в различных помещениях (жилых, рабочих) и под открытым небом. К настоящему моменту нами зафиксировано более сотни случаев появления Знаков подобного рода.

Они бывают трёх основных цветов – фиолетового, золотистого и жёлтого.

Искры фиолетового (фиолетово-серебристого, синего, голубоватого) и золотистого цвета, как свидетельствуют наблюдения, являются Знаками подтверждения, одобрения, поддержки или указания на важность какой-либо мысли (слова, фразы, положения, действия и т.д.).

Искры жёлтого (жёлто-чёрного) цвета являются Знаками предупреждения о какой-либо опасности или нежелательности каких-либо действий. Искры жёлтого и золотистого цвета иногда трудноотличимы. Нам известны случаи, когда наблюдаемые люди попадали в затруднительные ситуации вследствие ошибочной трактовки цвета, а значит, и смысла Знака. Вместо жёлтого предупреждающего они следовали золотистому одобряющему, что имело негативные последствия.

Е.И. Рерих отмечала, что искры-звёздочки могут иметь и красный цвет. Однако такие Знаки никто из наблюдаемых пока не видел.

Техника установления смысла Знака требует внимательности, чёткости мышления, опыта и развитой интуиции. «Советую наблюдать, – говорил Учитель, –при каких действиях и мыслях являются звёзды, их окраску и величину. Эти указания как благость миров. Пространственный огонь как бы металлизируется, и жизнь наполняется сиянием праны действительности. Лишь остаётся следить за знаками без предубеждения и замечать, к которой мысли они относятся»12. На начальных этапах все наблюдаемые сталкиваются с трудностями в определении смысла Знака. Сначала им удаётся только зрительно зафиксировать появление искры. А это тоже не всегда просто, так как время свечения в среднем составляет примерно долю секунды. Позже, с годами, приходит навык соотносить определённую мысль (ментальную картину, слово, часть текста) с конкретным Знаком. В среднем, опытные субъекты достаточно точно устанавливают смысл Знака примерно в 70-80 % случаев.

Мы убеждены, что подобные световые Знаки имеют искусственную природу, т.е. не являются естественными, спонтанными явлениями природы, как, например, дождь или удар молнии. Почему? Дело в том, что большинство таких искр несут определённую, как бы зашифрованную информацию (смысл). Следовательно, должен существовать Некто, посылающий её человеку, идущему по духовному пути. Живая Этика говорит: этот Некто – Духовный Учитель – Индивидуальность, стоящая на более высокой, по отношению к земному человеку, ступени космической эволюции. «Сказавший, что вспышки Света не что иное, как мысли направленные, не был очень далёк от истины. Конечно, мысли пространственные, как электрические разряды, и могут производить немалые световые явления. Цветные искры также зависят от качества энергии, вызвавшей эти разряды. Мы может посылать мысли, которые могут создавать не только световые знаки, но могут давать телесные ощущения»13.

Объективно говоря, исследователи Проекта М.М. не имеют определённых фактов, указывающих на то, кто именно посылает подобные Знаки. Утверждение Живой Этики о связи световых Знаков и Великих Учителей принимается как рабочая гипотеза, к которой, скажем так, относятся с большим доверием. Однако для нас несомненно следующее: Существо (Существа), посылающие такие Знаки, является весьма разумным, мудрым, дальновидным и сострадательным. Более того, Оно способно предвидеть будущее. Наши многолетние исследования указывают на это совершенно определённо.

Мы придаём очень большое значение наблюдениям над световыми Знаками. Причин тому много. Но среди них есть две наиважнейшие. Во-первых, посредством таких Знаков осуществляется один из видов взаимодействия (сотрудничества) сознания человека и Космического Сознания. Во-вторых, подобные Знаки имеют чисто практическую значимость, – они помогают принять правильное решение в затруднительной ситуации. Неслучайно в Тибете их называли «пророческими Огнями». Мы призываем людей, имеющих опыт восприятия световых явлений подобного рода, вести регулярные наблюдения. «Каждая запись о них [звёздочках]сослужит большую службу в будущем»14.

5. Некоторые из наблюдаемых на определённом этапе развития пси-энергии сталкиваются с явлениями, которые исследователи Проекта М.М. склонны трактовать как увеличение активности тонкого тела. В Живой Этике отмечается, что развитие ЭЦ приводит к разделению плотного и тонких (энергетических) тел человека. Тонкие тела становятся более автономными по отношению к плотному. Как это ощущается?

Для начальных стадий процесса характерны следующие явления.

а) Временные, спонтанные нарушения в работе вестибулярного аппарата. Например, во время ходьбы человек может терять равновесие. Внутренний «гироскоп» плотного тела как бы не справляется с поддержанием вертикального положения тела. Человека немного пошатывает из стороны в сторону. Хочу напомнить, что наблюдаемые нами люди являются убеждёнными противниками алкоголя. Поэтому действие этой причины совершенно исключается.

Во всех зафиксированных случаях нарушения равновесия не являлись столь значительными, чтобы помешать человеку передвигаться. Исключения составляют лишь периоды активизации центров. Но это совершенно иная проблема.

б) Возникновение субъективных ощущений вытягивания конечностей или всего тела. Например, человек может сидеть за столом и писать. Объективно его глаза находятся от поверхности стола на расстоянии не более 0,5 метра. Однако ему кажется, что он смотрит на текст с высоты 2-х метров – из-под потолка. Он чувствует вытягивание своего тела в высоту и как бы его раздвоение.

Мы полагаем, что врйменные потери равновесия и ощущения вытягивания (раздвоения) тела вызываются непроизвольными движениями тонкого тела «внутри» плотного. Этому способствует развитие пси-энергии и ЭЦ человека.

в) Со временем, когда подвижность тонкого тела значительно возрастает, человек сталкивается с ещё более интересными явлениями. Эти явления, по нашему глубокому убеждению, однозначно свидетельствуют в пользу эзотерического тезиса об автономности сознания человека от его плотного тела и способности сознания (по крайней мере, у некоторых индивидов) существовать и активно действовать вне зависимости и вне пределов биологического организма (тела).

«Учитель радуется, когда явление ощущения тонкого тела в оболочке земной становится явным. Справедливо при утончении сознания чувствовать, как наша сущность заключена в плотную оболочку… Ощущение постоянной отделимости тонкого тела от земного неизбежно, когда Мир Тонкий становится естественным продолжением земного. Для врачей могла бы сложиться серьёзная задача отличить боли, происходящие не от заболевания, но от движения тонкого тела в плотной оболочке. Так можно и этим медицинским путём подходить к ощущениям тонкого тела. Так можно связать две задачи: духовную и физическую»15.

Процессы развития пси-энергии и ЭЦ человека сопровождаются и другими неизученными явлениями, которые также являются предметом исследований в рамках программы «Сириус». Однако там, где не имеется ещё полной определённости, мы не хотели бы торопиться с выводами.

В заключение необходимо заметить, что целью «Сириуса» является не просто теоретическое осмысление ряда новых антропологических проблем. Эта программа имеет, прежде всего, чисто практическое, можно добавить – жизненно важное для некоторых людей значение. Количество индивидов, включённых в процессы развития пси-энергии, постепенно возрастает – это обусловлено ритмом космической эволюции Земли. Новая наука обязана научиться диагностировать и контролировать так называемые «огненные явления», сопровождающие духовный рост сознания человека. Лечить огненные болезни обычными терапевтическими методами не только бессмысленно, но и опасно. Новые средства должны быть установлены, испытаны и внедрены в массовую профилактическую и терапевтическую практику.

Кроме того, новая одухотворённая наука призвана научиться объяснять человеку, идущему по духовному пути, то, что с ним происходит и может произойти. Она призвана помочь ему избежать многих опасностей и ошибок. Мы убеждены, что эти задачи предполагают тесное сотрудничество современной науки и эзотерической философии. Особое значение здесь имеет Учение Живой Этики и духовный опыт Е.И. Рерих.

И последнее. Иногда спрашивают: как и какие приборы подтверждают ваши выводы? Мы говорим: главный прибор – это «аппарат человеческого духа». Тот, кто сумеет раскрыть, привести в действие и соответствующим образом настроить его скрытые возможности, – познает всё на личном опыте. Для нас это не догма, не предположение и не домысел. Это установленный эмпирический факт.

Учёные Проекта М.М. не отвергают технические методы исследования. Там, где возможно, они должны быть использованы. Однако на практике тонкие энергетические процессы, по крайней мере, пока, чрезвычайно затруднительно изучать с помощью приборов. А иногда это просто невозможно. Но главное даже не в этом. Мы разделяем убеждение Великих Учителей, что методология технического исследования ограничена по самой своей сути. Более перспективна как в познавательном, так и практическом смыслах методология духовной эволюции.

То, что сознание (дух) автономно от тела, что существуют Тонкие миры и Высшие Духовные Силы, что возможно качественное преображение человека – т.е. его космическая эволюция, – каждый Homo Sapiens потенциально способен познать на личном опыте. Результаты исследований по программе «Сириус» Российского междисциплинарного проекта «Мистериум Магнум» заставляют нас всё более убеждённо придерживаться данной точки зрения.

 

Примечания.

[1] Живая Этика. Братство, § 526.

2 Далее по тексту он будет сокращённо именоваться как Проект М.М.

3 Мы имеем в виду духовную Общину, именуемую Шамбалой, и её руководителей – Махатм. По всей видимости, географически и идейно центр так называемой «Школы Адептов» Сокровенной Мудрости самым непосредственным образом связан с Шамбалой.

4 Далее по тексту «энергетические центры» сокращенно будут обозначаться «ЭЦ».

5 Живая Этика. Иерархия, § 238.

6 Живая Этика. Надземное, § 592.

7 Рерих Е.И. Письма в Америку. М.: Сфера, 1996. Т. 3. С. 65.

8 Живая Этика. Братство, § 415.

9 Живая Этика. Сердце, § 432.

10 Они именуются также «искрами Фохата» или «пророческими Огнями».

11 Письма Е.И. Рерих. Минск, 1992., т. 1, с. 382-383.

12 Живая Этика. Знаки Агни-Йоги, § 466.

13 Живая Этика. Мир Огненный, ч. 1, § 401.

14 Живая Этика. Мир Огненный, ч. 1, § 282.

15 Живая Этика. Сердце, § 297.

Литература

1. Учение Живой Этики. В 16-ти книгах. М.: Международный Центр Рерихов, 1994-1996.

2. Грани Агни-Йоги. 1960-1972 гг. – Новосибирск: ППК “Полиграфист”, Алгим, 1994-1998.

3. Письма Елены Рерих. (1929-1938). В 2-х т. – Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.

4. Письма Елены Рерих. 1932-1955. – Новосибирск: Вико, Алгим, 1993.

5. Рерих Е.И. Письма в Америку. В 4-х т. (1923-1952). – М.: Сфера, 1996-1999.

6. Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев А.М. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. Сборник. М.: Сфера, 1996.

7. Рерих Е.И. Огонь Неопаляющий. – М.: МЦР, 1992.

8. Рерих Е.И. Основы буддизма. (Жизнь и учение Будды). – С-Пб.: Сердце, 1992.

9. Рерих Е.И. У порога Нового Мира. – М.: МЦР, 1993.

10. Блаватская Е.П. В поисках оккультизма. Сборник. (Пер. с англ.) – М.: Сфера, 1996.

11. Блаватская Е.П. Гималайские Братья. Сборник. (Пер. с англ.) – М.: Сфера, 1998.

12. Блаватская Е.П. Ключ к Теософии. – М.: “Сфера” РТО, 1993.

13. Блаватская Е.П. Наука жизни. Сборник. (Пер. с англ.) – М.: Сфера, 1999.

14. Блаватская Е.П. Новый Панарион. – Пер. с англ. – М.: МЦФ, “Диана”, 1994.

15. Блаватская Е.П. Письма. – М.: Золотой век, 1995.

16. Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. В 2-х т. – М.: Российское теософское общество, 1992.

17. Блаватская Е.П. Скрижали Кармы. – Пер. с англ. – М.: МЦФ, 1995.

18. Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. Сборник. (Пер. с англ.) – М.: Сфера, 1998.

19. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2-х томах.– М.: Прогресс-Культура, 1992.

20. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 3. – Новосибирск, ИЧП “Лазарев и О”, 1993.

21. Блаватская Е.П. Теософский словарь. – М.: Золотой век, 1994.

22. Блаватская Е.П. Терра инкогнита. Сборник. (Пер. с англ.) – М.: Сфера, 1996.

23. Блаватская Е.П. Что есть Истина? Сборник. (Пер. с англ.) – М.: Сфера, 1999.

24. Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. – Минск: Мога-Н-Виеда, 1995.

25. Агни Йога – исследователям. Ч. 1-3. Сост. Яковлева Е.Г. М.: «Белый луч», 1999.

26. Агни Йога о новых путях лечения. Киев: Содружество «Сердце», 1998.

27. Яковлева Е.Г. Проблема духовного развития человека в контексте нового научного мировоззрения. // Человек в социальном мире. Выпуск 1/1999.– Тула: ЮК МПА, 1999.

28. Аблеев С.Р. Перспективы антропологической эволюции в философском Учении Живой Этики. // Известия ТулГу. Гуманитарные науки. Тула: ТулГу, 1999.

29. Аблеев С.Р. Антропогенез с точки зрения эзотерической науки: исходные положения и следствия. // Сознание и физическая реальность. – М.: Фолиум, 1999. – Том 4. № 3, 1999.

30. Аблеев С.Р. Скрытые силы социального прогресса и проблема «метаисторического фактора». // Человек в социальном мире: проблемы исследования, перспективы. Выпуск 1. 1999 г. – Тула: ЮК МПА, 1999 г.

31. Аблеев С.Р. Фундаментальные философские основания концепции космической эволюции человека: сущность, зарождение и историческое развитие. // Диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук в форме научного доклада. – Тула: ЮК РС МПА, 2000.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

6 дата публикации: лето 2001 года