№76 / Зима 2018-2019
Грани Эпохи

 

 

С малых лет человек на собственном опыте познаёт антитезы этого мира. Однако, для понимания более глубокой сути происходящего (как в жизни одного человека, так и человечества в целом) подчас требуется обратить пристальное внимание на оба противопоставления. В качестве примера обратимся к духовному развитию человека и попытаемся понять его значение с помощью противоположного ему стремления к исключительно материальному господству. Заодно разберёмся с природой последнего.

Дух и материя, хотя и являются полюсами мироздания, но последняя из этой пары антитез больше и чаще привлекала внимание учёных. Мало кто из исследователей брался за рассмотрение вопросов духовной природы, и, как следствие, даже накопленные результаты исследования материи редко применялись для понимания противопоставляемых им явлений духа. Возможно по этой причине в Америке, в 1908 году прозвучали следующие слова:

 

«Вглядитесь в корень всех внешних причин, выдвигаемых теми, кто вступил в противоборство друг с другом в этой мировой битве за будущее существование на этой планете, и вы увидите там то, что иногда называют религиозным инстинктом, – врожденное устремление еще дремлющей или уже пробужденной души к осознанию своего «Я». Когда в результате постоянного, из воплощения в воплощение, потворства чувственной, эгоистичной низшей природе человека, это устремление ослабевает, то душа изгоняется из тела и стремление к духовному главенству – взывание твари к своему Творцу – сменяется стремлением к господству материальному. Тогда-то и начинается духовная деградация, соответствующая материальному подъёму. /Учение Храма т.1/

 

Спустя полвека, в 60-70-е годы, американским же ученым-этологом Джоном Кэлхун и его коллегой доктором Х. Марден были проведены ряд экспериментов на мышах, позднее известных под названием "Вселенная 25". Споры вокруг заявленных исследователями выводов не утихают до сих пор, но нас интересуют не споры. Гораздо интереснее, установленный в результате эксперимента факт, который можно кратко описать следующим образом: изолированная среда, - даже будучи наполненной всеми материальными благами мышиной жизни, - способствует появлению у подопытных животных саморазрушительного поведения. В результате которого, в условиях избытка жизненно необходимых ресурсов, мыши стремительно деградируют и полностью вымирают, не прожив и 5-ти лет после начала экспериментального «мышиного рая».

Какая связь, - спросите Вы, - между экспериментом на мышах и людьми?..

Если результат изоляции от естественной среды обитания и скученность у животных сопоставить с последствиями стремительной урбанизацией и ослаблением духовных устремлений у людей, то наличие параллелей окажется вполне очевидный. Да, у большинства людей нет избытка в жизненно необходимых ресурсах, но от этого практика гомосексуализма, агрессивное поведение, каннибализм и отказ от детей или их убийство не стали явлениями исключительно экспериментального «мышиного рая».

Всегда ли духовная деградация на прямую связана с материальным подъёмом?..

Напрямую - нет, но только до тех пор, пока поиск высшего смысла жизни не покинул разум человека, а врождённое стремление души к своему Творцу не утрачено полностью.

Закончим словами Будды: «Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями. Можно иметь вещи и не быть собственником». Будда постоянно советовал иметь возможно меньше вещей, чтобы не отдавать им слишком много времени.

 

Медлить нельзя!

 

С уважением ко всем нашим авторам, читателям и участникам форума,
редакция этико-философского журнала Грани эпохи

 


 

 

Ваши комментарии к этой статье

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru
Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом