Грани Эпохи

этико-философский журнал №87 / Осень 2021

Читателям Содержание Архив Выход

О встречах Н. К. Рериха с советскими дипломатическими представителями

Архив внешней политики СССР

 

 

По имеющимся в архиве внешней политики СССР данным, в 1924–1927 гг. известный русский путешественник, художник и исследователь-востоковед Н. К. Рерих неоднократно встречался и беседовал с советскими дипломатическими представителями. В ходе этих встреч Н. К. Рерих подробно рассказывал о своих путешествиях по Тибету, Монголии, Синьцзяну, о безжалостной колониальной политике англичан на севере Индии и в сопредельных районах, об отношении народов этих стран к Советской России, к В. И. Ленину, о взаимосвязи культур народов Центральной Азии с культурой народов Советского Союза.

Первые встречи Н. К. Рериха с советскими представителями состоялись в двадцатых числах декабря 1924 г. в Берлине. Находясь там проездом, Н. К. Рерих посетил советское представительство, где был тепло принят полпредом СССР в Германии Н. Н. Крестинским[1] и сотрудником полпредства Г. А. Астаховым[2]. В частности в беседе с Г. А. Астаховым он поделился своими впечатлениями о последней поездке и сообщил, что «Тибет насыщен пророчествами о грядущих в ближайшие годы великих событиях, обещающих произвести коренной перелом в его жизни». Он особо подчеркнул ту роль, которую, по его мнению, Советская Россия призвана сыграть в национально-освободительной борьбе народов Востока. При этом Н. К. Рерих выступил в поддержку идеи «о тождестве коммунизма с учением Будды». Отметив, что ламы в Тибете являются основными проводниками религиозного и экономического влияния, Н. К. Рерих охарактеризовал Далай-Ламу как «лицо, если не дружественное англичанам, то во всяком случае находящееся под их исключительном влиянием, в противоположность бежавшему Таши-Ламе, вокруг которого сосредотачиваются национально-освободительные элементы Тибета». Н. К. Рерих указал, что Далай-Лама находится в руках военного деятеля Ладенла[3], уроженца Сиккима, считающегося английским агентом. Влияние его на Далай-Ламу объяснялось, по словам Рериха, тем, что когда-то Далай-Лама был спасён Ладенлой от смерти. «Ладенла спас Далай-Ламу для Англии», – сказала Н. К. Рериху жена английского губернатора.

Говоря о британской колониальной политике, Н. К. Рерих подчеркнул, что оккупация Тибета англичанами продолжается непрерывно и систематически. Английские войска просачиваются небольшими кучками, отделяясь под каким-либо предлогом от проходящих вблизи границы частей, – например, от экспедиционных отрядов, идущих на Эверест. Весь процесс оккупации производится с максимальной тактичностью и при учёте настроения населения. В Тибете англичане ведут усиленную пропаганду против СССР, используя всевозможные нелепые слухи об антирелигиозной деятельности большевиков, «преследовании» ими нацменьшинств в Туркестане и т.п.

2 января 1925 г. Н. Н. Крестинский направил Наркому иностранных дел Г. В. Чичерину[4] письмо, в котором рассказал о своей встрече с Н. К. Рерихом. Он сообщил, что Н. К. Рерих почти весь 1924 г. прожил с семьёй на границе Индии и Тибета. Далее Н. Н. Крестинский писал: «Сейчас, пробыв недолго в Америке и Европе, Рерих снова на целый год уезжает на север Индии, уже в другое место. Настроен он совершенно [по-]советски и как-то буддийско-коммунистически. С индусами и особенно с тибетцами, с которыми объясняется с помощью сына, знающего 28 азиатских наречий, у него, по его словам, очень хорошие отношения».

Позже до Г. А. Астахова доходили сведения о новой экспедиции Н. К. Рериха по маршруту Лех – Хотан, о новых фактах его гуманной просветительской деятельности и искреннем желании возвысить престиж Советской России на Востоке.

В феврале 1926 г. Н. К. Рерих в течение некоторого времени находился в Кашгаре, где встречался с генконсулом СССР М. Ф. Думписом[5]. Н. К. Рерих сообщил, что хотя ему и удалось добиться поддержки англичан и получить таким образом от китайцев разрешение на поездку в Урумчи, в Кашгаре он был окружён «двойным шпионажем: с одной стороны – китайским, с другой стороны – английским».

25 февраля 1926 г. Н. К. Рерих выехал в Урумчи, куда прибыл 10 апреля 1926 г. Во время своего нахождения в Урумчи он часто встречался с генконсулом А. Е. Быстровым[6], который подробно описал эти встречи в своём дневнике:

…11 апреля 1926 г. был у меня художник Рерих. Дудзюн[7] заверил Рериха, что ему нечего опасаться каких-либо репрессий здесь со стороны китайских властей, как было по дороге до Кашгара (в Хотане) и после Кашгара до Урумчи. Но одновременно с дачей этих заверений на квартире у Рерихов был произведён обыск, причём перерыли буквально всё имущество.

Рерих рассказал, что он с женой и сыном вот уже три года путешествует. Они объездили Индию, Тибет (Малый), часть Китая и сейчас хотят проехать через Советскую Россию. У Рериха имеется множество материалов, собранных во время путешествий, которые, как он полагает, будут весьма полезны для СССР. Рерих заявил также, что он везёт ларец с землёй с могил великих людей Индии на могилу В. И. Ленина. Это – подарок Махатм (Махатмы – учёные люди, достигшие нравственного совершенства и живущие в глубине Гималаев)… Во время общего разговора Рерих просил меня выяснить в НКИД[8] возможность получения для него разрешения проезда через СССР в Америку…

19 апреля 1926 г. приходил ко мне Рерих с женой и сыном. Рассказывали много интересного… Они изучают буддизм, связаны с Махатмами, очень часто получают от Махатм директивы… Между прочим, они заявили, что везут письма Махатм на имя тт. Чичерина и Сталина. Задачей Махатм, по словам Рерихов, является объединение буддизма с коммунизмом и создание великого восточного союза республик. Среди тибетцев и индусов-буддистов ходит поверье (пророчество) о том, что освобождение их от иностранного ига придёт именно из России от красных (Северная красная Шамбала).

Рерихи везут в Москву несколько подобных пророчеств, а также индусские и тибетские картины, написанные в этом же роде. Из слов Рерихов можно понять, что их поездки по Индии, Тибету и Западному Китаю – выполнение заданий Махатм. С этой же целью они должны направиться в СССР, а впоследствии – в Монголию.

21 апреля 1926 г. прибыл из Москвы заказанный на средства сотрудников Генконсульства СССР в Урумчи бюст В. И. Ленина. В это время у меня находился Рерих, и я просил его составить несколько эскизов для пьедестала. Рерих с удовольствием отозвался на это и пообещал к следующему дню изготовить несколько проектов…

22 апреля 1926 г. против здания Генконсульства была произведена закладка памятника В. И. Ленину. По проекту Рериха пьедесталом будет служить усечённая пирамида…

24 апреля 1926 года Рерих пришёл в Генконсульство за справками. По его словам, пришедший на днях в Урумчи монгольский лама рассказал, что при следовании из Тибета встретился ему в двух переходах от Сининга идущий по направлению к Тибету индусский революционер Протап Махандра[9] с конвоем в несколько человек. Протап Махандра, как сказал лама, шёл в Тибет. Вместе с тем, лама сообщил, что уже в предгорьях Тибета, на перевале, ему встретился большой отряд монголов, в котором было 3 русских. Позже он узнал, что в этом отряде умерло 2 русских и 20 монголов. Умерли будто бы от горячих ключей (гейзеров)…

30 апреля 1926 года, опасаясь обыска, Рерих принёс мне свой дневник с просьбой сохранить его до отъезда… Насколько мне известно, Кашгарские власти работают под дудочку английского консула. Да об этм же мне несколько раз говорил и Рерих, проживший в Кашгаре некоторое время…

6 мая 1926 года был Рерих. Вели беседы на разные темы. На днях Рерих в соответствии с указанием т. Чичерина получает транзитную визу и выезжает в Москву. Считаю, что ему необходимо быть в НКИД… Он имеет массу интересных материалов из своих путешествий по Индии и Малому Тибету. Главное – это его связь с Махатмами. Может быть, и я и ошибаюсь, но от названных людей он имеет директивы для разговоров в Москве.

Во время наших бесед Рерих неоднократно возвращался к мысли о том, как хорошо было бы объединить буддийский мир с Советской Россией, что этому помогут Махатмы и т.д.

Рерих выезжает в СССР 8 мая…

8 мая 1926 года выехал в Москву Рерих с женой, сыном, тибетским ламой и мальчиком-тибетцем…»

В первой половине июня 1926 г. Н. К. Рерих прибыл в Москву. Состоялась встреча его и беседа с Г. В. Чичериным. 11 июня 1926 г. Г. В. Чичерин в письме секретарю ЦК ВКП(б) В. М. Молотову сообщал:

«…Приехавший в Москву художник Рерих, большой знаток буддизма, только что объехал значительную часть Тибета и китайского Туркестана. Он проник также в некоторые области северной Индии. Там имеются буддийские общины, отвергающие официальный ламаизм и стоящие на точке зрения первоначального учения Будды с его примитивным потребительским коммунизмом. Это способствует их симпатии к коммунистической программе и к СССР. Это обстоятельство связывает их с борьбой против поддерживающих ламаизм официальных верхов буддийских государств.

Эти буддийские общины поручили Рериху возложить на гробницу Владимира Ильича небольшой ящик с землёй с того места, откуда происходил Будда. Рерих привёз этот ящик и спрашивает, что с ним делать. Он предлагает передать его в Институт Ленина. Кроме того, эти буддийские общины прислали письма с приветствием Советскому государству. В этих приветствиях они выдвигают мысль о всемирном союзе между буддизмом и коммунизмом. Рерих предлагает передать эти письма также в Институт Ленина. Если бы, с нашей точки зрения, было бы признано целесообразным их опубликование, то следовало бы ещё выяснить у Рериха, возможно ли это ввиду крайне деспотических методов английских властей в этих местах…»

Август 1926 г. Н. К. Рерих провёл на Алтае, а 9 сентября выехал из Улан-Удэ в Улан-Батор.

Прибыв в Монголию, Н. К. Рерих принялся энергично готовиться к новой экспедиции. Самую деятельную и разнообразную помощь в этом ему оказывали советские учреждения.

4 марта 1927 г. первый секретарь полпредства СССР в Монголии Л. Е. Берлин[10] сообщал в НКИД:

«Академик Рерих обратился ко мне с просьбой оказать содействие в срочной выдаче ему через монгольские органы охранной грамоты на беспрепятственный и беспошлинный проезд его экспедиции через Юм-Бейсе. Он ожидает присылки из Москвы необходимого для экспедиции снаряжения. Ходатайство Рериха я выполнил. Нами послана в Мининдел нота».

Нота, о которой упоминал Л. Е. Берлин, была направлена в МИД Монголии 28 февраля 1927 г. В ней содержалась просьба выдать Н. К. Рериху, его жене и сыну соответствующие документы на право беспрепятственного перехода границы Монгольской Народной Республики в пограничном пункте Юм-Бейсе и провоза без досмотра всего имущества художественно-археологической экспедиции Н. К. Рериха, в том числе экспедиционного оружия и валюты в размере 25 000 мексиканских долларов, необходимых для продолжения работы за пределами Монгольской Народной Республики.

 

АРХИВ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СССР

 

Публикуется по материалам Музея Рерихов (Филиала Государственного Музея Востока)

 

Примечания:

[1] Крестинский Николай Николаевич (1883–1938) – советский политический и государственный деятель, революционер-большевик. В 1921–1930 гг. – полномочный представитель РСФСР и СССР в Германии. Расстрелян в 1938 г., реабилитирован в 1963 г.

[2] Астахов Георгий Александрович (1896–1942) – советский дипломат. В 1924–1925 гг. референт советского полпредства в Германии; в 1938 – 1939 гг. временный поверенный в делах СССР в Германии. Арестован в 1940 г., умер в лагере в 1942 г., реабилитирован в 1957 г.

[3] Ладенла (Ладен-Ла) – тибетский генерал, состоявший на службе в британской армии.

[4] Чичерин Георгий Васильевич (1872–1936) – советский политик, народный комиссар иностранных дел РСФСР и СССР в 1918–1930 гг.

[5] Думпис Макс Францевич (1893–1938) – советский военачальник, востоковед, дипломат, разведчик и геофизик. Генеральный консул СССР в Кашгаре в 1925–1928 гг. Расстрелян в 1938 г., реабилитирован в 1956 г.

[6] Быстров-Запольский Александр Ефимович (1885–1979) – в 1925–1927 гг. генеральный консул СССР в Урумчи, Синьцзян.

[7] Дудзюн – генерал-губернатор административной области в Китае.

[8] НКИД – Народный комиссариат иностранных дел СССР.

[9] Протап Махандра, Пратап Махандра Сингх (1886 – 1979) – индийский борец за свободу страны от Великобритании, журналист, писатель, революционер, президент Временного правительства Индии – правительства в изгнании во время Первой мировой войны. Приезжал в Россию, встречался с Л. Троцким и В. И. Лениным.

[10] Берлин Лев Ефимович (1897 – 1974) – советский партийный деятель, дипломат, профессор. В 1926 – 1927 гг. поверенный в делах СССР в Монголии.

 

 


№87 дата публикации: 01.09.2021

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020