(из выступления Л.В.Шапошниковой на международном общественно-научном симпозиуме «Рериховское движение: актуальные проблемы сохранения и защиты наследия Рерихов в историческом контексте», прошедшего в МЦР 21-22 июня 2002 г., г. Москва):
"Энтин как директор Музея Николая Рериха в Нью-Йорке также претендовал на наследие, которое было передано С.Н. Рерихом России в лице МЦР. Чтобы не быть голословной, я остановлюсь на нескольких примерах, которыми тем не менее не исчерпывается деятельность этого господина. В 1990 году, когда я работала в Бангалоре с наследием Н.К. и Е.И. Рерихов, туда пришло письмо Энтина, которое мне показал Святослав Николаевич. Письмо пестрело выдержками из посланий Д. Попова в нью-йоркский Музей. Попов, которого я тогда едва знала, сообщал обо мне подробности, которые не были известны даже мне. “Мне сейчас собираться в Москву или подождать до завтра?” – спросила я Рериха. Святослав Николаевич улыбнулся и сказал, что своих решений он не меняет. Что же касается самого письма, то он никогда не считал Энтина солидным человеком. На том мы и порешили. В 1991 году я приехала, по приглашению тогдашнего вице-президента Музея Кэтрин Кэмпбелл, в Женеву на конгресс “Короны Мунди”, известной вам всем организации, созданной Рерихами в Америке. На конгрессе присутствовал и Д. Энтин. На первом же заседании меня спросили в упор, почему Святослав Рерих передал свое наследие в Россию. Я объяснила. Все были удовлетворены. А Энтин молчал и отводил глаза в сторону."
Ниннику: Когда я прочитал этот отрывок..., то понял, что здесь перейдены все границы этичности. Человек передает свой ... разговор с другим человеком о третьем. Никто не может это ни подтвердить, ни опровергнуть. Но сказано плохо. Описана ситуация так, что тень бросается..., но суть конфликта или даже просто недоразумения не раскрывается. Приплетается СНР... Все сделано так, чтобы бросить тень. Умышленно сделано, рассчитано на читателя, который ни при каких обстоятельствах уже не может докопаться до истины.
Ниннику: И наконец, с детства меня мама учила: никогда не осуждай человека за глаза. Ему передадут. Никогда не передавай сам чужих разговоров о других - потеряешь доверие. Сочтут что ты трепло.
Ниннику: Как видно, у нас просто разное с [ЛВШ] воспитание. ... У нас разные взгляды на то, что явлется хорошим воспитанием.
Ниннику: Как бы там ни было, жутко противно от смакования этих слухов, сомнительных ситуаций. Уважение к тем, кто все это использует в своих аргументах тает на глазах.
Ниннику: Я обратил внимание на то, что человек совершил поступок недостойный. Так не могут поступать воспитанные и этичные люди. Но я ещё раз обратил внимание на ущербность самой информации, сделанной публичным достоянием. Очевидной её целью было бросить тень на другого человека, а сущность самого события могла быть и другой. Даже на этот конфликт, если это был конфликт, а не недоразумение, можно смотреть добрым взглядом.
Ниннику: НА ПЕРЕДАЧУ СЛОВ ДРУГИХ ЛИЦ, СКАЗАННЫХ В ЛИЧНОЙ БЕСЕДЕ ПО ДОВЕРИЮ, БЕЗ ИХ СОГЛАСИЯ, СМОТРЕТЬ ДОБРЫМ ВЗГЛЯДОМ НЕ ХОЧЕТСЯ.
Так или примерно так Ниннику мог бы оценить с точки зрения этичности публичное выступление Л.В.Шапошниковой, если бы сам умел следовать принципам, которые здесь проповедует. Мог бы, но ведь принципы ему нужны не для того, чтобы им следовать, а чтобы заткнуть рот оппонентам. Этика, однако ...
|