Статья, которую я упоминал называется "Теософы и Ириней".
Она опубликована в издании Сферы в серии Белый Лотос под названием сборника "Гималайские братья". Среди опубликованных в инете статей ЕПБ я пока её не нашел. Но в этом сборнике есть несколько упоминаний о Иринее и 4-м Евангелии. Я помнил об этом, а вот найти нашел только ещё в одной статье "Трансмиграция жизненных атомов". Это один из ответов на несколько вопросов читателей журнала. В этой статье есть сноска про то, что Ириней если не написал это Евангелие сам, то скорее всего оно было написано по его поручению.
Вот эта повторяемость вопроса авторства 4-го Е она обращает на себя внимание. Насчет принадлежности автора к гностикам - это мой вывод. И видимо он ошибочный. В самой статье сказано лишь, что автор видимо не был иудеем вообще. И там же сказано, что в 4-м Е. отразился сплав разных философий, в том числе и платонизма христианского времени. Попробуйте найти книжку среди знакомых. У меня пока нет возможности сканировать статью. Там вот в конце дается вывод о художественном значении 4-го Е, в ущерб его исторической ценности. Упомянуто оно было впервые в конце 2-го века. Позиция теософов вытекает из этой статьи. 4-е Е. подделка, высокохудожественная, но все-таки подделка. Её не писал один из учеников Христа. Она появилась позже и впитала в себя многие направления христианской и эллинистической философской мысли. Подробный анализ этого Е. появился в западной научной публицистике как раз в период ЕПБ. Он был многообразен. Но практически все авторы-ученые сошлись вроде как на том, что это Евангелие стоит особняком, написано значительно позже других и, скорее всего, даже не иудеем.
|