Главная  Альфа и Омега  Библиотека  Тексты  Форум

  
Регистрация в портале  Логин:   Пароль:    

Агни Йога и Теософия. Форум журнала "Грани эпохи"
Правила конференции | Рекомендации для участников форума
Ссылки: Этико-философский журнал "Грани эпохи" | Орифламма | сайт Общества Агни Йоги (NY)
            старый форум (архив)
Вернуться к дереву соообщенийДерево сообщений  ПоискПоиск  Новая темаНовая тема  НастройкиНастройки 
Re: Гностицизм

15/09/2006 10:36

Сергей Мельников
Ответ на   Гностицизм

Roman,
тему Вы затрагивете необъятную :о). Говорить здесь можно много и долго :о).

Попробую всё же ответить кратко (и буду рад всем, кто меня дополнит).


Сначала позволю себе цитату из своей старой статьи (в какой-то степени - это ответ на 1)-й вопрос):

Гностицизм - необыкновенно яркое религиозное и философское явление первых веков христианства, особенно сильно проявившееся во II веке. Гностицизм не был чем-то единым, это было несколько мистических учений, корни которых отыскиваются ещё в последних веках перед Рождеством Христовым.
Как говорит о гностицизме Ю.Николаев: “Его корни были все в эллинизме, в буйном Богоискательстве эллинской мысли, одухотворённой восточной мистикой. Его традиции восходили к сокровенным учениям, к таинственным братствам <...>; его миросозерцание было в тесной связи с неопифагорейством, <...> с таинствами орфизма. То было чисто эллинское христианство, чуждое родства с иудейским духом. Откровение, сосредоточенное ярким лучом света на Личности Иисуса Христа, оно принимало как новое знамение мировой тайны, блеснувшее на пути религиозных откровений, на пути, уже знакомом древней мистике”. “<...> гностицизм был не случайным и временным явлением в истории христианства, а выражением глубоких и никогда не забытых вопросов христианского сознания”.
М.Э.Поснов: “<...> гностицизм представляет собой не просто христианскую ересь, а целое, сложенное движение тогдашнего мира и в сущности был явлением религиозного характера, даже его можно назвать прямо религией: он выражал собою самую сокровенную думу всего языческого мира последних столетий перед рождеством Христовым - как избавить человека от бедствий его земной жизни и спасти его”.
У гностиков была очень богатая литература. Некоторые представители гностицизма претендовали на самые высокие посты в Церкви.


2)-й вопрос ("некоторые столпы православия были столпами в силу того, что приблизились к этой самой непосредственности").

Скорее, это не так. Хоть в первые века и трудно было разделить ортодоксальное христианство (которое, кстати сказать, только вырабатывало свою ортодоксию, и вырабатывало, в частности, в острых спорах с гностицизмом) и гностицизм, но влияние на отцов Церкви гностицизма нужно рассматривать индивидуально. Но можно сказать, что мало кто из отцов Церкви первых веков не соприкоснулся с гностиками (что-то у них взяв - хоть используя те же неканонические тексты; или, наоборот, громя их - упоминаемый выше Ириней Лионский).

3)-й вопрос ("традиция гностицизма в его мистериальной части была "переоткрыта" (хотя, м. б. и заимствована??) в ряде православных монастырей, чем можно объяснить ту определенную (минимальную) возможность обретения истинного знания о человеке, которое еще можно было в монастырях почерпнуть до конца 19 в.; ").

Вряд ли это так. Тут нужно конкретные примеры рассматривать. Хотя многие вещи из житийной литратуры, Рождественские легендв и некоторые истории о Деве Марии имеют гностические корни.


4)-ый вопрос.
Гностицизм в РД - трудно сказать... Хотя д.Андрей Кураев (если, опять же, не ошибаюсь) тесно связывает теософию и Живую Этику с неогностицизмом.

Всё, IMHO, конечно.

Ответить   
  1. Re: Гностицизм - Сергей Мельников от 15/09/2006 10:36

Agni-Yoga Top Sites
Авторские права © 2003 "ГРАНИ ЭПОХИ". Все права защищены.