AL писал:
"Александр писал: «Выводы безапелляционные и по существу своему ложные. Ложные по двум моментам. Первый я уже назвал - воля Ю.Н.Рериха не была жестко привязана к Ленинграду. Шел выбор между Москвой и Ленинградом, между двумя приблизительно равными вариантами. »
Выбор не шёл между Москвой и Ленинградом! Если внимательно и непрдвзято рассмотреть все последние письма Ю.Н.Рериха, написанные им в СССР, то можно понять, что он хотел создать МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ в Ленинграде и Алтае."
Вы, Андрей, поступили именно предвзято. Вы выкинули из своей подборки все упоминания о Москве. Привожу ниже более полную подборку, отражающую хронологически путь принятия Юрием Николаевичем решения - где быть Музею. Подборка сделана по книге Р.Рудзитеса "Встречи с Юрием Рерихом". Это как бы дневник Рихарда Яковлевича, в который он заносил самое сокровенное и важное после личных встреч с Юрием Николаевичем, или после встреч с ним других членов Рижского Общества.
28 августа 1957 года. Первая встреча с Юрием Николаевичем. "Музей будет здесь (в Москве) или на Алтае. Имя Алтая упоминал несколько раз."
13 апреля 1958 года. "Когда думали о новом музее Рериха, упоминали Архангельское в окрестностях Москвы. Другое предложение - устроить филиал в Сибири. Новый центр - на Алтае. Тогда и он сам согласен переехать туда."
29 апреля 1958 года. "В принципе решено, что будет постоянный музей. Неизвестно еще - где. Думается, в пригороде Москвы, в Архангельском, а филиал - в Сибири."
18 мая 1958 года. Из письма Юрия Николаевича: "И вот хочется поделиться с Вами и со всеми Вашими нашей радостью. Говорили о Музее (Москва или Ленинград) с отделом-филиалом в Сибири, на Алтае."
02 сентября 1958 года. "(Ю.Н.) спрашивал, слышал ли я по радио, что Правительство решило создать музей Рериха в Москве или Ленинграде, филиал в Сибири, наверное, в Барнауле ..."
15 декабря 1958 года. "Постоянную экспозицию Рериха решено делать в Ленинграде при Русском музее. Он все же хотел, чтобы для музея отвели отдельные помещения, но затем подумал, что это вызовет большую зависть и ненависть противников. ... Второй музей будет в Сибири, в Барнауле или Новосибирске."
Из письма Ю.Н.Рериха от 24 декабря 1958 года: "Выставка в Киеве продлится до начала января. Затем поедет в Тбилиси, после чего предстоит организация мемориального музея - Ленинград и Сибирь (Алтай)."
25 марта 1959 года. "Из Тбилиси картины вернуться в Москву, больше выставок не будет. Решено: автономная экспозиция при Русском музее в Ленинграде и музей в Новосибирске."
24 мая 1959 года. "В мае-июне состоится совещание относительно фондов картин. В Ленинграде будет постоянная экспозиция картин Н.К. в виде филиала при Русском музее или в отдельном здании ("на Мойке"), где жил Н.К. Ещё не решено."
12 августа 1959 года. "Юрий добивается, чтобы Музей был обязательно автономным, чтобы там были выставлены и книги, фотоснимки, письма и т.д. Сетует, что нет работников. Снова идет война между Москвой и Ленинградом из-за Музея. Москва готова даже построить отдельное здание. Разумеется, в Москве пока нельзя, ибо другие художники завидовали бы такому исключительному отношению."
Из этой подборки очень хорошо видно одно из положений Учения - о подвижности Планов. Место - не имеет значения, оно может меняться. Главное - сохранить сущность Плана. А сущность этого Плана была - создание Музея. Как вариант - автономная экспозиция. Например, при Русском музее.
Последние новости по созданию Музея датируются августом 1959 года. И даже в этой последней новости все еще остается выбор - Москва или Ленинград, плюс филиал в Сибири.
Так в чем же была "последняя воля" Юрия Николаевича, зафиксированная юридически?
1. Часть картин (около 120) и архивы оставить у себя на квартире.
2. Большую часть картин передать для автономной экспозиции при Русском музее.
3. Небольшую часть картин передать в Новосибирский музей, для создания филиала.
Я говорю "последняя воля", хотя это была равнодействующая воль Юрия Николаевича и чиновников от культуры. Тот вариант, который в сложившихся ситуациях был приемлемым для обеих сторон. Это хорошо видно из приведенной выше подборки.
Далее последовал приказ Министра культуры Михайлова от 5 мая 1960 года - еще при жизни Юрия Николаевича - о передаче «в постоянное пользование Государственному Русскому музею и Новосибирской областной картинной галерее (согласно приложениям №№1,2) картины Н.К.Рериха, переданные в дар государству его сыном Ю.Н.Рерихом». Таким образом, "последняя воля" Юрия Николаевича была выполнена. 16 мая - еще при жизни Юрия Николаевича - Новосибирская галерея забрала 60 полотен. В начале июня Русский музей забрал 361 картину Н.К.Рериха. Около 120 картин - как и хотел Юрий Николаевич - остались на его квартире.
И не надо, Андрей, выдумывать сказки о том, что Юрий Николаевич и оставшиеся на квартире картины хотел куда-то передать - этого не было. Или о том, что был еще какой-то документ, который якобы по другому распределял картины из коллекции Юрия Николаевича - я вам привел реальную картину, как это распределение осуществилось. А вы просто пытаетесь уйти от не удобных для вас фактов.
Поэтому, Андрей, перестаньте тыкать Святославу Николаевичу, что он будто-бы в чем-то нарушил волю своего старшего брата. Он её только подтвердил. |