Главная  Альфа и Омега  Библиотека  Тексты  Форум

  
Регистрация в портале  Логин:   Пароль:    

Агни Йога и Теософия. Форум журнала "Грани эпохи"
Правила конференции | Рекомендации для участников форума
Ссылки: Этико-философский журнал "Грани эпохи" | Орифламма | сайт Общества Агни Йоги (NY)
            старый форум (архив)
Вернуться к дереву соообщенийДерево сообщений  ПоискПоиск  Новая темаНовая тема  НастройкиНастройки 
Re: Побойтесь Бога, безумные!!!

27/06/2006 10:55

Александр
Ответ на   Побойтесь Бога, безумные!!!

Андрей писал:

"Александр писал: "Приведенные документы", я уверен, и не предполагались в качестве свидетельства "о том, будто Н.К. считал себя автором символа Знамени Мира". Н.К. не считал себя автором ... - он им был. Это очевидно. Не надо лукавить.

Устименко, Вы здесь не только лукавите, но Вы откровенно врёте, зная те факты, которые я приведу ниже. Доказательств того, что Н.К.Рерих НЕ являлся автором знака Знамени Мира полно. "

Ну что ж, придется доказывать очевидное.

Начну с истории возникновения и продвижения идеи Пакта и Знамени Мира Рериха.

Н.К. Рерих предложил эту идею, и оформил её в юридический документ в конце 1929 года. Вот как он сам объясняет эту идею в своей статье «Знамя Мира», опубликованной  впервые в газете «Нью-Йорк Таймс» 16 марта ffice:smarttags" />1930 г. (выделения жирным шрифтом – мои):

«… С этой целью проект Международного Мирного Договора, охраняющего все сокровища Искусства и Науки под международно признанным флагом, представлен нашим Музеем иностранным правительствам. … Этот план предусматривает особый флаг, который будет почитаем, как международная нейтральная территория … Мой план, представленный нашим Музеем, был обработан согласно кодексу Международного Права доктором М.П. … Г.Г. Шклявером …

Предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения. …»

Уже в этой первой, заявочной статье, Н.К. говорит об особом флаге для своего проекта, или плана. Более того, он не разделяет юридический документ Пакта от идеи Знамени Мира – это одно целое, одна идея -  Знамя Мира является основой, средоточием Пакта. И совершенно также тогда воспринимала это культурная общественность и политические деятели. Дело в том, что эту заявочную статью Н.К. его Музей разослал сотням культурных, научных, общественных и политических деятелей всего мира. Цвету мировой интеллигенции. И пришли сотни отзывов с поддержкой этой идеи Н.К.Рериха. Ниже привожу некоторые фразы из них:

fficeffice" /> 

«Проект Знамени Мира профессора Николая Рериха …»

«Было бы великим событием поднять такой флаг над нашим маленьким художественным музеем. Определен ли окончательно дизайн и цвет флага?»

«… мои самые искренние поздравления с вашей блестящей идеей создания охранительного флага …»

«Отвечая на ваше высоко оцененное мною письмо относительно создания охранительного флага …»

«… поддерживаю эту великую идею создания международного флага …»

«Идеи создания специального флага для защиты художественных и научных ценностей, принадлежащие этому великому художнику, просто блестящи и, воистину, ниспосланы свыше.»

 

И это только часть подобных фраз из этих отзывов. Уже здесь прослеживается три важных момента. Первый – Знамя Мира и Пакт рассматриваются культурной общественностью как неразрывное целое;  сочетания «Пакт Рериха» и «Проект Знамени Мира» используются как взаимозаменяемые синонимы. Второй – все эти деятели единодушно признают Н.К. Рериха в качестве автора, создателя этого «охранительного флага».  Третий – никто не говорит о широкой распространенности этого Знамени, о его исторических корнях и т.п. Иначе они писали бы не об идее создания Знамени, а об идеи использования в качестве такого Знамени старинного и общепризнанного Символа. Один художник даже спрашивает – окончательно ли определен дизайн и цвет флага. Если бы этот Флаг был общеизвестен с древности – такие вопросы не возникали бы. Предложенное Н.К. Рерихом описание Знамени всеми было воспринято как новое и оригинальное создание Н.К.

Это было в 1930-1931 годах. На второй Конференции Знамени Мира в Бельгии 1932 года в выступлениях участников тоже звучат фразы типа: «… успеху великолепной выставки, которая под Знаменем Мира Рериха объединяет …»

В 1933 году прошла уже третья подобная Конференция. Уже в США, в Вашингтоне. При её подготовке Г.Уоллес, проникнувшийся идеей Пакта и Знамени Рериха, в своем письме президенту Рузвельту прямо называет Н.К. Рериха разработчиком Знамени Мира: «Пакт Рериха и Знамя Мира были разработаны для защиты мировых культурных и научных ценностей … С этой целью Николаем Рерихом было разработано Знамя …»

И не случайно эта Конференция была официально названа «Третья Международная конвенция Пакта и Знамени Мира Рериха». И эти сочетания – «Пакт и Знамя Мира Рериха», или просто «Знамя Мира Рериха» - звучат в большей части докладов этой Конференции. Докладов, произнесенных людьми культурными и образованными, отдающими отчет своим словам. 

Были, конечно, и более «расширяющие» эпитеты, раскрывающие символическое значение Знамени Мира. Например, Д-р Истебаль Боргес сказал:

«Эмблема, избранная вами для Знамени Мира, имеет глубокое  и прекрасное значение. Она олицетворяет мысль, что культура является результатом деяний всех народов, что она создана накоплениями прошлого и настоящего и представляет собой общее наследие человечества …»

Но общая присущая всем выступлениям мысль – ни у кого из выдающихся культурных и политических деятелей не вызывает сомнения авторство Н.К.Рериха на Знамя Мира.  И только в одном докладе прозвучала мысль о созвучие символики Знамени Мира с древней христианской символикой. Но только о созвучии и подобии, нисколько не отменяющей оригинальности Знамени Н.К.Рериха.  Профессор международного права Ж. де Ла Прадель сказал:

«Великий и глубоко гуманный художник Николай Рерих требует специальных гарантий и предлагает особый знак. Это Знамя Мира, напоминающее женевский флаг (Красного Креста – АУ): окружность – образ мира, внутри которой находятся три круга, как бы взятые с доспехов рыцарей, вернувшихся из Палестины

Вот еще одно высказывание, барона М. Таубе, члена Института международного права и т.п., говорящее об оригинальности замысла Н.К., предложившего Знамя Мира:

«В этой области его идея проста, как и все великие открытия. Она состоит в том, чтобы одарить человечество новым Красным Крестом – Знаменем Мира, юридически опирающимся на специальный Пакт … Пусть Знамя Мира, духовное детище русско-американского мастера …»

И подобных высказываний, с признанием авторства Н.К.Рериха, было множество. И от просвещенного советника японского императорского посольства, в которой (Японии) якобы (по вашим словам) издревле было известно Знамя Мира. И от буддийского Общества «Маха Бодхи», в котором (буддизме) есть свой символ Триединства – «Три Сокровища» - имеющий подобное, но свое оригинальное графическое изображение.

 

Таким образом, в те годы Знамя Мира Рериха приобрело широкую известность и поддержку. И ни у кого тогда авторство Н.К. не вызывало сомнения. Впрочем, и тогда были попытки отделить Пакт и Знамя Мира от имени Н.К.Рериха. Е.И.Рерих в своем письме Г.Г.Шкляверу от 14.12.1934, назвала этих людей «врагами»:

«Вопрос этот возник в связи с тем, что, несмотря на резолюцию в Монтевидео, где Пакт обозначен был как Рерих Пакт и Баннер оф Пис, наблюдается определенная тенденция (Вы понимаете, откуда ветер) МИД в Вашингтоне изъять имя создателя из документа, который будет предъявлен для окончательной ратификации. … Конечно, прискорбно, что произошло такое упущение, но враги именно опираются сейчас на этот первоначальный недосмотр и поддерживают свои доводы интернациональным законом. Нами было получено Указание, чтобы Вы посоветовались со всеми авторитетами интернационального закона, как сохранить имя на документе … Нам указано, что Пакт без имени будет лишен своей души».

 

Продолжу дальше свою мысль. Эти отзывы и выступления интеллигенции ясно показывают, что авторство Н.К.Рериха на Знамя Мира безусловно признавалось всеми. И второе, что Пакт Рериха и Знамя Мира были неразрывны в сознании людей – это тоже важно. Но как сами Рерихи относились к вопросу об авторстве? Они, несомненно, знали все эти отзывы и выступления – они их просто собирали. Это косвенно говорит о том, что они были согласны с высказанными там оценками, касающихся авторства на Знамя Мира, и даже не пытались их опровергать. Но есть и более прямые свидетельства об этом – статьи, выступления и письма самих Рерихов.

Например, С.Н.Рерих в 1948 году в своей статье «Пакт Рериха и Знамя Мира» в одной из индийских газет прямо пишет:

«Символ этого Пакта, Знамя Мира, разработанный профессором Рерихом, представляет собой красную окружность со вписанными в неё тремя сферами на белом полотнище».

 

Обратимся к письмам и статьям самого Н.К.Рериха. Во-первых, он тоже не разделяет идею Пакта от Знамени Мира – они единое целое:

«Уже три международных конвенции были посвящены нашему Пакту и Знамени.» Из интервью газете «Свет», 18 октября 1934 г.

Кстати, Н.К. везде говорит «наше» - и «наш Музей», и «наш Пакт», и «наше Знамя Мира».

Например:

«Наш Пакт Мира, обнародованный в 1929 г., устанавливает особое Знамя для защиты всех культурных сокровищ. Особый Комитет избран в Америке для распространения идеи этого Знамени».  Из «О культуре и мире моление», 1933 г.

Т.е., «идея этого Знамени» до того не была распространенной. Или еще:

«Также подойдите к женским организациям, помня, как рьяно они поддерживали наш Пакт, наше Знамя Мира».

А в письме от 13.02.1932 М.А.Таубе, своему соратнику по продвижению идеи Пакта и Знамени, Н.К.Рерих вообще прямо пишет о своем авторстве:

«Наконец-то я могу Вам послать домашний снимок с моей последней картины, посвященной смыслу значения знака Знамени. … Скажите всем невеждам, пытающимся подставить какие-то свои своекорыстные или злонамеренные объяснения, о смысле этого Изображения. Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщенному христианству и так прекрасно повторенной в иконе Рублева «Святая Живоначальная Троица» Свято-Троицкой Сергиевской Лавры. Именно этот символ – символ древнейшего христианства, освещенный для нас также и именем Св. Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублева.»

 

Напомню, что на иконе Рублева изображены сидящие за столом три ангела. На столе стоит кубок – Чаша Грааля, в которую по легенде была собрана кровь Христа. И контуры этих ангелов на иконе повторяют в своей совокупности контуры Чаши, или кубка. Т.е. три ангела составляют собою, или замыкаются, в Чашу, легко трансформируемую в круг – прекрасное изображение символа Триединства.

И я повторю вам еще раз – это очевидно, что Н.К. Рерих является автором и разработчиком оригинального Знамени Мира.

Кстати, вот вам еще подтверждение самого Владыки об оригинальности Знамени Мира:

«Пора понять, что разворачивается Знамя Мира, величайшее в Истории. Никогда Знамя Мира не выявлялось как знак Нового Мира

Это цитата из книги «Иерархия», приведенная Е.И. в письме к Фосдик. Наверняка, идея Знамени Мира от века существовала в Божественной Мысли, в Астральном Свете, и была известна в Шамбале.  Но никогда прежде оно не выявлялось в нашем плотном мире – в том конкретном виде и значении, как предложил его Н.К.Рерих.  Н.К. не был медиумом, которому всё «спускалось сверху» в виде готовых планов, проектов, или рисунков. Н.К. был творческой личностью, художником, и он сам был способен осмыслить идею и воплотить её в рисунке – естественно, под высоким вдохновением.

 

Я не знаю, зачем вы пытаетесь отделить идею Знамени Мира от имени Н.К.Рериха, зачем пытаетесь принизить его и представить каким-то плагиатором. Вы вообще странный, неадекватный какой-то … Хоть и называете себя последователем Рерихов и Живой Этики. Да Бог вам судья!

 

Что касается статьи Н.К.Рериха «Знамя Мира», которою вы, как фиговым листочком, пытаетесь прикрыть наготу ваших домыслов, - что, якобы, Знамя Мира, предложенное Н.К. для своего Пакта, в таком точно виде было широко известно и распространено во всем мире.

Во-первых, Н.К. начинает статью словами – «Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира».

Во-вторых, вы путаете до неразличения два понятия – «знак» и «знамя». Это очень хорошо показали ваши последние крики о якобы подлоге МЦР – якобы в спецификации изображен Знак НЙ Музея, хотя там ясно написано «Знамя».

Знамя состоит из полотнища, и изображенных на нем Символах, или Знаках. Иногда говорят о Знамени Мира как о Знаке, имея ввиду изображенные на нем Символы, или даже один из этих Символов. Но не грамотно будет обратное - говорить о произвольном графическом знаке, что он является знаменем. Эти слова не синонимы – не только в английском, но и в русском языке. Так, Н.К.Рерих неоднократно в своих статьях употребляет такое словосочетание как «знак Знамени». Например:

«Меня неоднократно спрашивали в Харбине, что означает знак Знамени. Этот знак является с древних времен Знаком Пресвятые Троицы».

Или

«Прислана копия с древней иконы Святого Николая Чудотворца … На всех этих изображениях можно видеть знак Знамени Пакта, что для многих будет полезно запомнить

По вашей логике (если так можно выразиться), это словосочетание звучит как «масло Масленое», или «знак Знака», или, как синоним, «знамя Знамени». На самом деле – это два разных понятия. «Знамя» – это в целом то Знамя Мира, которое разработал и предложил миру Н.К.Рерих. А «знак» – это основная композиционная часть Знамени, одна из двух или трех.  Вот почему Н.К. в статье «Знамя Мира» пишет:

«Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедшие через многие века …»

Речь идет о Знаке триединности, который, как пишет Н.К., «оказался раскинутым по всему миру». В древности он имел самые различные графичиские изображения – три точки, три орнаментально переплетенные окружности, трилистник, три обращенные против часовой стрелки головы зверей или птиц, и т.д. и т.п. Как пишет Н.К. в своей статье (кстати, уже в 1939 году, через 10 лет после создания своего Знамени Мира) – «и среди многочисленных подобных изображений в древности…». Да, попадаются среди них и «очень подобные» - например, на приведенной вами картине Мемлинга, три шестигранника, и даже на круглом нагруднике, но отягощенные еще несколькими декоративными деталями.

 

Но это – только один из знаков, изображенных на Знамени Мира. Второй – окружность, в которую заключены эти три сферы. Это отдельный символ, или знак, также широко распространенный в символике народов мира. Часто он символизирует объединяющее что-либо Единство. В приведенной вами цитате этот Знак назван символом Матери Мира.

 

Наконец, третья символическая составляющая Знамени Мира – это цвета фона и двух первых символов. Белый и амарантовый (красный). Тут тоже возможно много символических толкований. Мне нравится следующее. Белый цвет – символ Неба, чистоты и святости. Красный цвет – символ Земли. Еще красный цвет символизирует действие – «руками и ногами человеческими».  Ведь и религии, и знания, и искусства, символизируемые на Знамени тремя амарантовыми сферами, как и объемлющая их Культура – есть создания гения человечества, устремленного и вдохновленного Небом, Высшими силами.

А собрал всю эту символику вместе, и придал ей идейную взаимосвязь и завершенность, пусть даже интуитивно, и дал этой целостности знаков под названием Знамя Мира жизнь и действенность в человеческом обществе – именно Н.К.Рерих.


Ответить   
  1. Re: Побойтесь Бога, безумные!!! - Александр от 27/06/2006 10:55

Agni-Yoga Top Sites
Авторские права © 2003 "ГРАНИ ЭПОХИ". Все права защищены.