Главная  Альфа и Омега  Библиотека  Тексты  Форум

  
Регистрация в портале  Логин:   Пароль:    

Агни Йога и Теософия. Форум журнала "Грани эпохи"
Правила конференции | Рекомендации для участников форума
Ссылки: Этико-философский журнал "Грани эпохи" | Орифламма | сайт Общества Агни Йоги (NY)
            старый форум (архив)
Вернуться к дереву соообщенийДерево сообщений  ПоискПоиск  Новая темаНовая тема  НастройкиНастройки 
Почему теософия не является буддийским учением + о буддизме

16/06/2006 22:21

Александр Г

Почему теософия не является буддийским учением. Особенности буддийских учений.

По дискуссии в предыдущей теме у меня возникло ощущение в необходимости еще раз высказаться о буддизме и теософии.

В чем особенности буддийских учений? Хотелось не отвечать на этот вопрос самостоятельно – вопрос исключительно сложный (для меня), лучше было бы привести аргументы по авторитетному источнику. Но в своей библиотеки не нашел подходящего источника. Мне кажется подобный материал можно было бы найти в книгах Евг. Торчинова, в некоторых других – но не слаживается, чего-то у меня нет, некоторые книги друзья читают. Придется писать самостоятельно, что не есть хорошо, ибо в буддизме важно опираться на высоко авторитное мнение или источник (это явно не обо мне . Тем не менее. Уже много раз высказывался на эту тему, но последний раз около года назад (ссылки позже приведу), так что постараюсь покороче, и с новым опытом и осмыслением

Об основах буддизма (очень кратко, хотя за каждым понятием скрывается важное и объемное учение):

1) «Основное, с чем имеет дело буддизм, -- это исследование того, что такое наше сознание и как оно функционирует» (Чокьи Нима Римпоче)

2) Все буддийские учения опираются на общий фундамент:

Четыре истины:

1. Истина о страдинии
2. Истина о его источникек
3. Истина о его прекращании
4. Истина о пути, ведущем к прекращению

Четыре печати

1. Все обусловленное непостоянно
2. Все загрязняющие состояния исполнены страдания
3. Все явления пусты и лишены собственной сущности
4. Нирвана есть покой

( по книгам гелукпа ЕСДЛ, и ниигма Чокьи Нима Римпоче, к примеру оба Ламы придают особое значение «четырем печатям»)

Отличительные качества буддийских учений:

1). Все буддийские учения изолируют себя от религий мирских богов (в числе и индуизма), признавая что учения буддийской Дхармы существуют извечно, параллельно мирским религиям (как в нашем мире, так и в мирах и разных измерениях). Буддийские учения настаивают на необходимости отдельности и независимости от мирских религий. И связь с иными мирскими религиями, в принципе, не жалательна, ибо отвлекает от высших буддийских ценностей и драгоценностей. Отличия наблюдаются на основе принципиальных соображений. К примеру:

1. Сущность и представления Буддийской Реализации отличаются, к примеру, от ведических представлений. Во первых, отрицается что есть высший смысл в поклонении богам, в достижении блаженной жизни в каких-либо райских планетах или сферах (можно убедить, что в индуизме именно это наиболее важно, как пример достижения жизни на космических планетах типа сатьялока, брахмалока и т.д., из которых исходят ведические мудрецы – об этом в Бхагавате Пуране, кажется такое название Пураны, пишу по памяти).
2. Отрицается наличие буддийской дхармы и основ буддийской ценности в Ведах.

3. Буддийский метод опирается на опыт и самостоятельное осмысление, не на авторитет, не на традицию.

4. Буддийская Нирвана и индуиское Самадхи (любое, включая Нирвикальпа Самадхи и т.д.) – это совершенно разные вещи.

5. Признается что могущество и величие Буддийских Драгоценностей, и в частности Будд – несопоставимо с драгоценностями и ценностями мирских религий.

2) Буддисты принимает Буддийское Убежище в Будде, Дхарме, Сангхе.

3) Все буддийские учения и сами буддисты воспринимают друг друга как братья, и при этом исключительно хранят свою религиозную основу и в частности полную и безусловную преданность Слову Будды (сутры и тантры). Тантры в представлениях буддистов это вечные ценности, которые имеют вневременную и внефизическую природу (общие для бесконечных по количеству миров)

4) Тибетский буддизм исключительно ценит возможность используя соответсвующие Передачи и высшие знания связать себя с такими замечательными буддами, например, как Амитабха, чтобы перевоплотиться к Его Чистом Мире и там обрести Высшее Просветление, в условиях исключительно благоприятных (будда Амитабха почти всех желающих может принять, люди в том мире рождаются в цветах лотаса, живут по 500 и более лет и исключительно духовно совершенствуются). Или в других Чистых Землях. Множество крутых и не сильно крутых буддийских йогов и тантриков хотят родиться на Медной Горе Падмасамбхавы (но там очень круто...)

5). Очень важно: буддизм настаивает, что эта жизнь и этот мир == пустое, глупое, совершенно беполезное и чувствнно-грязное время провождение. «Искать» здесь прекрасное – зря тратить время. Надо понимать и миражность и пустоту этого мира, и что субъективное восприятие этого мира как проявления «я» - личности – это восприятие искаженного болезненного сознания омраченного неестественными напряжениями возникшего в силу условной истории и обстоятельств. «Не-я» - двойственность, основа невежества и страданий. Преобразовывать Сознание, чтобы достичь Окончательного Просветления – надо сейчас, если недостаточно способностей – есть много других идей и подходов (один из более простых – практика и связь с великими Буддами, и рождение в Чистых Землях).

6) Буддийская тантра и дзогчен, будучи особыми учениями, опираются на способности некоторых людей непосредственно воспринимать за пределами понятий формы передачи опыта от учителя к ученику. Причем это лишено смысла, если нет непосредственно рядом полностью совершенно реализованного учителя, способного передавать подобного рода Посвящение. Здесь очень строгие принципы, необходимо:

1. Учитель учит известным учениям и тантрам. Причем практически все учения и тантры опираются на авторитет и традицию прямой передачи со времен Нагарджуны, Падмасамбхавы и т.д.

2. И учитель и ученик принимают на себя строгие формы обязательств – самаи, которые должны выполняться безукоризненно.

3. Требования к практикам – исключительно строгие: выполнять практики в соответветствии с требованиями конкретных практик и учений: обычно бесполезно, в некоторых случаях, может быть вредно (нередко охранители наказывают недостаточно серьезных и последовательных практиков). Но некоторые практики вполне либеральны: например Практика Калачакры – можешь полноценно практиковать – замечательно, но если и не практикуешь – проблемы не будет, само по себе принятие Посвящения Калачакры исключительно благоприятная причина для будущего.

В чем важные отличия между буддизмом и теософией:

1) Человек теряет уникальную возможность установить связь с буддийским учением, а это исключительное счастье вообще встретиться с буддийским учением – далеко не на всех космических мирах есть буддизм, да и на нашей планете трудно встретиться с буддизмом, а бывают даже миллионы лет когда учение просто не присутствует на планете. Ибо далеко не все, в принципе, готовы воспринимать буддизм по своим способностям и развитию.

Люди часто доверяют «авторитету» и им кажется, что теософия и буддизм это одно и тоже. Когда они принимают теософские убеждения, то они безусловно принимают и все буддийские ценности. Но стоит поизучать буддизм и убедиться, что это разные учения, и в результате чудесный шанс связать себя с буддизмом утерян...

Я бы рекомендовал и в этом случае: если вы считаете что теософия буддийское и ПРАВИЛЬНОЕ учение
– ради бога, это ваше мнение, и вероятно неправильно его опровергать – хотя необходимо точно знать, что является буддизмом, а что нет: принимайте тогда Буддийское Прибежище, изучайте буддизм, практикуйте серьезный буддизм и признанных великих лам: ибо в буддийской традиции нет противопоставлений между разными ветками буддизма. Например, 5 ЕСДЛ принимал учения у очень многих выдающихся учителей ниигмы и других традиций, и практиковал эти учения. Если у вас есть возможность получать великие учения и знания у современных исторических великих буддийских лам, то чем это мешает, если у вас в будущем как-то появиться возможность учиться у «буддийских» тибетских «теософских» махатм? Чем одно обучение, мешает другому? Ведь речь идет о настоящих живых великих учителей и йогинов! Которые есть во всех буддийских традициях, и в гелукпе естественно.

2) Легко выяснить отношения современных великих буддийских лам к теософии. Оно безусловно глубоко отрицательное. Зайдите на буддийский форум. Может быть мне удасться пригласить в тему одного исключительно образованного и мудрого буддийского монаха, - в том году приглашал, но он не заинтересовался к сожалению, а может быть пришел к мнению, что беседа здесь – не важное дело, ибо для стремящихся к буддизму есть общение с авторитетными ламами, авторитетные книги, буддийские форумы, а вмешиваться на «чужие» площадки – ни к чему. Тем не менее я сделаю еще одну попытку, а вдруг человек заинтересуется. И тогда эту тему: «Что такое буддизм и почему теософия не буддизм» -- можно будет раз и на веьма длительное время четко, убедительно, с ясными ссылками разрешить – я к сожалению больше эмоционально пишу, и недостаточно точной и авторитетной аргументации и ссылок

3) Буддизм это не площадка для споров. Вы можете изучать,читать, осмысливать. Но в буддизме не популярны споры. Великий Атиша вроде говорил, что похожее «Обходи за 100 сажень то место, где ведутся споры». Обычно у буддистов в своей среде философские споры не происходят и выглядят как то неуместно: зачем менять ваше мнение или мое? Зачем кому-то что-то навязывать? Но если вы что-то не понимаете, то вам постараются объяснить.

В моем буддийском центре весит письмо ЕСДЛ, в котором он советует россиянан придерживаться православия – по принципу где родился, там и пригодился – мне это совет ЕСДЛ не интересен , но насколько я осведомлен скоро ожидается визит ЕСДЛ в Россию, и православный иерарх разрешил этот визит (на окраину России, подальше от центра .

Не в традиции буддизма, что – то объединять в одну универсальную религию, и навязывать, переубеждать – здесь обычно ламу упрашивают объяснить что-нибудь невежественным западникам...

4) Базовые понятия о человеке, о природе, о жизни и смерти, о перспективах -- не выдерживают сравнения. Теософские представления как бы мифологически «успокаивают» человека и примеряют его с настоящим положениям. Не побуждают к активной и серьезной практике. Это чем-то часто напоминают во многих деталях медиумические картинки (например, сродни известных видений Моуди), которые не имеют серьезного йогического обоснования, как можно выяснить в буддизме, а скорее связаны с механизмом эндорфинов, типа морфинов, которые у человека проявляются в моменты крайнего стресса. И многие «жизненные» представления из А-Й мне кажется той же природы. Итак человек, когда он изучает предельные базовые понятия по учениям теософии, по моему оказывается в заблуждении, а между тем мог бы получить авторитетные и адекватные знания, опирающиемя на совершенный обыт буддийских йогинов и традиций.

5) Подмена иогических ценностей:

важно: медитация (это очень важно, но медитация бывает очень многообразной), поддержка постоянной осознанности, внесение высшего осознания в быт, и самое важное – общение с ЖИВЫМ учителем, и учеба, опираясь на опыт великих тысячелетних традиций !

ошибка: медиумические каналы (это вообще бесполезно для всех, даже для серьезных практиков - йогов – эти «каналы» и «учения» ценяться менее всего, в сравнении с реальными учениями традиции, которые передаются от учителя к ученику тысячелетия), нарушения требовании самаи об ложных учениях (известно что мирские боги и духи, имеющие намерение из древних времен, вредить буддийским учениям, дают «свои» ложные учения как буддийские, но противоречащие буддийским принципам, или дают по форме как бы буддийское учение но недостойным п
о буддийским понятиям практикам, и в этом случае не будет благоприятных результатов у последователей и в этом ущерб, и это иногда случается...), упор на ощущения и представления (но важно делать упор на сознание и достижения за пределами понятий...), просто ошибочные представления о разных понятиях (о тибетском буддизме в целом, и о разных школах в частности, о таких представлениях, как бардо, возможность воплощения животным и т.д.), потеря Буддийских Драгоценностей в целом (нет Прибежища у Будды, нет общения со великими живыми учителями – ламами и братьями – буддистами, теряется сама возможность изучать великие и бесценные накопления буддийского опыта, ценнейшей и детальнейшей литературы и источников где подробно разбирается об методах, отличаях и особенностях различных этапов на пути совершенства и т.д.)
Итак в буддизме самое важное Учение Дхармы! Не важно как велики те или иные Личности в истории, обо всем ценят по самому учению, и именно учение оценивают (конечно, не уровень и статус его провозвестников).

Сарва Мангалам!


Ответить   
  1. Вся дискуссия   Почему теософия не является буддийским учением + о буддизме - Александр Г от 16/06/2006 22:21
    1. В чем особеннось моего опыта? – для Стаса - Александр Г от 16/06/2006 22:26
      1. Re: В чем особеннось моего опыта? – для Стаса - Стас от 19/06/2006 12:04
        1. Отношение к критике теософии + разное - Александр Г от 19/06/2006 12:57
          1. Re: Отношение к критике теософии + разное - Стас от 19/06/2006 13:55
            1. О карасях - Александр Г от 19/06/2006 14:15
              1. Re: О карасях - Стас от 19/06/2006 14:54
                1. О характере и принципах диалога - Александр Г от 19/06/2006 15:21
                  1. Re: О характере и принципах диалога - Стас от 19/06/2006 15:57
                    1. Re: О характере и принципах диалога - Александр Г от 19/06/2006 16:30
                      1. Re: О характере и принципах диалога - Стас от 19/06/2006 16:45
                2. Что за форум МА? - Александр Г от 19/06/2006 15:41
                  1. Re: Что за форум МА? - Стас от 19/06/2006 15:59
                  2. Re: Что за форум МА? - Стас от 19/06/2006 16:30
                    1. Re: Что за форум МА? - Александр Г от 19/06/2006 16:36
                      1. Re: Что за форум МА? - Стас от 19/06/2006 16:49
                3. Об изучении Махаяны и буддизма - Александр Г от 20/06/2006 00:35
                  1. Re: Об изучении Махаяны и буддизма - Стас от 20/06/2006 09:50
                    1. А. Г. - Roman от 20/06/2006 12:23
                      1. Re: А. Г. - Стас от 20/06/2006 12:28
                        1. просьба к Стасу, Роману и не только - Модератор от 20/06/2006 12:42
                          1. Re: просьба к Стасу, Роману и не только - Стас от 20/06/2006 12:58
                            1. Re: просьба к Стасу, Роману и не только - Модератор от 20/06/2006 13:02
                          2. Re: просьба к Стасу, Роману и не только - Roman от 20/06/2006 18:55
          2. Re: Отношение к критике теософии + разное: ссылки - Александр Г от 19/06/2006 14:02
            1. Re: Отношение к критике теософии + разное: ссылки - Стас от 19/06/2006 17:13
        2. об общих знакомых, и твои арг'ы: болтун, болен... - Александр Г от 19/06/2006 23:45
          1. описка в тексте - Александр Г от 20/06/2006 00:14
          2. Re: об общих знакомых, и твои арг'ы: болтун, болен... - Стас от 20/06/2006 10:09
            1. Re: об общих знакомых, и твои арг'ы: болтун, болен... - Стас от 20/06/2006 10:36
              1. об посвящениях и о Дост. Ламе Чоки Нима Римпоче - Александр Г от 20/06/2006 11:11
                1. Re: об посвящениях и о Дост. Ламе Чоки Нима Римпоче - Стас от 20/06/2006 11:30
    2. Ильич etc - моё почтение! - Roman от 16/06/2006 22:32
      1. Re: Ильич etc - моё почтение! - Ильич от 17/06/2006 00:01
        1. Re: Ильич etc - моё почтение! - Roman от 17/06/2006 14:06
          1. Re: Ильич etc - моё почтение! - Ильич от 17/06/2006 15:00
      2. Re: Ильич etc - моё почтение! - Ирина2 от 17/06/2006 15:20
    3. О буддизме и тантре – Роману - Александр Г от 16/06/2006 23:01
      1. взаимный ответ Роману - Александр Г от 17/06/2006 15:07
        1. Re: взаимный ответ Роману - Георгий от 17/06/2006 17:16
          1. ответ Георгию - Александр Г от 17/06/2006 22:15
            1. Re: ответ Георгию - Георгий от 17/06/2006 23:02
              1. Re: ответ Георгию и на все подобные сообщения - Александр Г от 18/06/2006 07:31
              2. Re: ответ Георгию - Roman от 18/06/2006 09:24
                1. Re: ответ и о буддийской позиции - Александр Г от 18/06/2006 10:54
                  1. Re: ответ и о буддийской позиции - Roman от 18/06/2006 11:13
                  2. Re: ответ и о буддийской позиции - С.А. от 18/06/2006 12:25
                  3. Re: ответ и о буддийской позиции - Ирина2 от 19/06/2006 20:26
                    1. Re: ответ и о буддийской позиции - Александр Г от 19/06/2006 23:27
                      1. Re: ответ и о буддийской позиции - Ирина2 от 23/06/2006 20:21
                    2. Re: ответ и о буддийской позиции - Стас от 20/06/2006 10:13
    4. "Против Цельса" - Roman от 17/06/2006 20:29
    5. В.Костюшко «В окружении Шамбалы» - серьезная книга + критика - Александр Г от 18/06/2006 21:34
      1. И опять не по теме - Iris от 19/06/2006 13:07
        1. о "Самьюта Никая" - Александр Г от 19/06/2006 13:39
          1. Re: о "Самьюта Никая" - Iris от 20/06/2006 07:08
            1. Re: о "Самьюта Никая" - Александр Г от 20/06/2006 07:42
              1. Re: о "Самьюта Никая" - Iris от 20/06/2006 14:57
                1. Re: о "Самьюта Никая" - Александр Г от 20/06/2006 15:59
                  1. Re: о "Самьюта Никая" - Iris от 20/06/2006 19:27
    6. Ссылки: о буддизме, о теософии - Александр Г от 19/06/2006 14:56
    7. Re: Почему теософия не является буддийским учением + о будди - Сергей Мальцев от 19/06/2006 17:11
      1. О спорах и диспуте - Александр Г от 20/06/2006 00:10

Agni-Yoga Top Sites
Авторские права © 2003 "ГРАНИ ЭПОХИ". Все права защищены.