Несмотря на то, что я запутался в Анонимах и не получил пока ответов на поставленные вопросы, можно попытаться порассуждать дальше по ходу темы. Надеюсь, Его Величество Модератор не объявит эту ветку "off topic"
>Мы не знаем, что кроется за пределами азов АЙ и поэтому не можем сравнивать АЙ с высшей йога-тантрой (ануттара йогой).
Мое скромное мнение по этому утверждению такое, что ещё ЦзонКхапа сделал попытку соединить два издавна раздельные пути совершенствования: сутрический и тантрический, и реформированный им буддизм особенно близок Агни Йоге.
>Но можно предположить, что имеются большие различия.
Я посвятил немало времени, чтобы понять, в чем же различия. Не будучи специалистом в Тантре, все же позволю себе замечание, что данное Учение о биполярности основной энергии, предлагающее воссоединение идущего по Пути с Самим Собой посредством различных внешних действий, символически и физиологически отображающих некие духовные процессы в телах человека, - это Учение правомочно, но оно изначально сложно и вызывает в его нынешнем, искаженном из-за всеобщего распространения, виде только отвращение. Насколько я понял, истинная Тантра чиста и редка, как и истинная Йога любой разновидности. Агни Йога строится на тех же фундаментальных концепциях, утверждающих биполярность Основной энергии и невозможность достижения без Взаимности, но предлагает перенести акценты с грубых половых манипуляций на высокоэтические испытания. И в Агни Йоге необходимо присутствие двух Начал, но это не для форума. >В Ваджраяне большую роль играют сложные визуализации (особенно в Калачакре, где в принципе надо визуализировать несколько сотен божеств), в то время как в АЙ они не поощряются.
Несколько безосновательное утверждение во второй его части. Визуализации и психомеханика Отождествления (Вы понимаете, о чем я) даны в Агни Йоге, но опять же, акцент на этической стороне вопроса, поэтому эти методики не развиваются далее намеков. Для Дававшего Агни Йогу важен примат Духа, а не механических манипуляций.
>Во многих практиках ануттара йоги (за исключением тех ее форм, которые сосредоточены на "одиноком герое", т.е. божестве без спутницы) центральное место занимает физическое или воображаемое совокупление с напарницей и прием "секретных жидкостей", которые могут быть выделениями семенных желез; похоже, ничего подобного в АЙ нет (хотя, с другой стороны, отмечается, что секреции огненного существа насыщены сильной энергией и могут оказывать целительное действие, как напр. слюна Христа). И т. д.
Это очень тонкий и основной вопрос многих духовных практик. Скажем, Вы согласны, что потаенный смысл совокупления не в чувственных переживаниях двух участников, а в том, чтобы, как минимум, породить в их Высшей нервной системе ряд центров длительного возбуждения, интенсивно действующих параллельно с ментальным отождествлением себя с рядом аспектов Божества. Таким образом ментальное и физическое вместе родят те условия, которые нужны для продвижения по Пути.
В Агни Йоге (повторюсь в третий раз) акценты смещены в сторону этики и Красоты. Никогда не забуду, как в Письмах Махатм к Синнету М-ма К. Х. высказывался о своем отвращении к тантрическим практикам. Так вот, преследуя те же самые физиологические эффекты преображения человека, Агни Йога использует другие (скажем, более красивые) техники. В чем они заключены? Ментальная и духовная компонента остается прежней с упрощением тех ста дифференциаций, о которых Вы упомянули, до нескольких. Как и в Тантре, не требуется и даже осуждается надолгое выхождение из повседневной жизни. И самое ценное, социально полезное условие, заменяющее половые практики в Агни Йоге, это труд во имя человечества рядом (пусть и духовно) и вместе с любимым (-мой). Если Вы напомните себе основы физиологии труда, то поймете, о чем я. Таким образом, можно видеть явное преимущество Агни Йоги для современной жизни, что, конечно, не умаляет и не отвергает достигших посредством Тантры. Помимо всего вышесказанного Агни Йога удобна еще и тем, что не требует крепкого физического здоровья и полового атлетизма и может практиковаться в любом возрасте.
|