Что же касается учений Рериха -- то ничего серьезно буддийского в них не просматривается - скорее некоторое неясное по своей природе творчество на основе индуиских идей,но не буддийских! С точки зрения буддизма, и бесценных и вечных сутр, отметим тантрические и дзогченоские -- как наиболее значительное в плане знания и понимания: то с буддийской точки зрения, там ничего полезного нет -- уровень между сутрой и низшими уровнями тантры, причем "тантра" какая-то сомнительная, а философский базис - безнадежен, с моей точки зрения. Я отношу это к неглубоким "медиумическим" учениям - которые бывают очень красивы внешне, но пусты внутри...
Агни йога (которая не является учением Рериха) представляет собой самостоятельное учение, поэтому она не обязана копировать ни буддизм, ни индуизм.
Из дневниковых записей Е.И.Рерих видно, что опубликованные книги АЙ не охватывают всю АЙ (ее учили многому такому, что не было предназначено для книг). Поэтому, если сравнивать опубликованные книги АЙ с буддизмом, то действительно АЙ находится где-то между сутрой и низшей тантрой (action tantra), я с этим полностью согласен.
Что же именно находится между сутрой и низшей тантрой? Буддийский ученик, овладевший сутрой и готовящийся к освоению тантры, должен сначала пройти тантрические предварительные практики, иногда называемые "нгондро". Вот это и есть довольно правильное описание АЙ сравнительно с буддизмом. Но надо еще раз подчеркнуть, что мы знаем только азы АЙ, поетому неправильно сравнивать азы АЙ, опубликованные в 14 томах, с учениями Ваджраяны в полном обьеме.
Мы не знаем, что кроется за пределами азов АЙ и поэтому не можем сравнивать АЙ с высшей йога-тантрой (ануттара йогой). Но можно предположить, что имеются большие различия. В Ваджраяне большую роль играют сложные визуализации (особенно в Калачакре, где в принципе надо визуализировать несколько сотен божеств), в то время как в АЙ они не поощряются. Во многих практиках ануттара йоги (за исключением тех ее форм, которые сосредоточены на "одиноком герое", т.е. божестве без спутницы) центральное место занимает физическое или воображаемое совокупление с напарницей и прием "секретных жидкостей", которые могут быть выделениями семенных желез; похоже, ничего подобного в АЙ нет (хотя, с другой стороны, отмечается, что секреции огненного существа насыщены сильной энергией и могут оказывать целительное действие, как напр. слюна Христа). И т. д.
Не знаю - пока пришел к выводу, что АЙ, возможно, отчасти писалась для завлечения людей на путь самосовершенствования - т.е. если бы не было красивой "обертки" - многие не заинтересовались бы и потом не пришли в дальнейшем к тому же буддизму. Т.е. возможно, имеет место та же цель, что и цель синкретизма в Калачакре - для привлечения людей.
Нет ничего удивительного в том, что, раз было принято решение опубликовать книги АЙ, надо было их писать так, чтобы они привлекли внимание людей. Хотя слово "завлечение", конечно, неуместно, т.к. АЙ не претендует быть приманкой. Книги АЙ написаны для немногих, а не для толп.
Что вы имеете в виду под синкретизмом в Калачакре? Никогда не слыхал об этом. |