Единственно правильный выход состоял в нанесении на поверхность скульптур защитно-декоративного слоя физическими методами. Работа проводилась в три этапа, таким образом мы обеспечили тройную защиту памятника. Сначала с помощью плазмотрона, сконструированного профессором Технического университета В.С. Клубникиным, скульптуры были «одеты» в тончайшую оболочку – так называемый «жертвенный слой», по химическому составу, близкий к благородной патине. На втором этапе в специальные поры этого слоя вносили ингибитор коррозии. Третья ступень – традиционная барьерная защита – заключалась в нанесении слоя полимера естественного происхождения, в данном случае пчелиного воска. Причем воск плотно закрывал поры с ингибитором коррозии, препятствуя его разрушению.
Сегодня скульптуры имеют оливковый цвет – цвет расчищенной литейной бронзы, словно только что вышли из мастерской Клодта. А благородный зеленоватый «налет времени» отсутствует – для коней он вреден. http://ostmetal.info/arta1a36851.phtml Во всех крупных историко-культурных городских центрах скульптуры уже давно научились защищать от воздействия городской среды. |