Я хотел подчеркнуть, что нехорошие дяди - не только "наследники той системы", но и неотьемлемая ее часть. Это самосогласованная система, в которой целое не может быть лучше частей (за исключением редких моментов вмешательства сверхчеловеческих сил, таких как Иерархия). Если обществу нравится фашизм или сталинизм, то оно не чувствует себя отмороженным и не видит необходимости каяться и меняться.
Тем не менее, мы видим, что такие системы долго не живут и, по-возможности, предотвращать возникновение таких систем - на мой взгляд, благое дело для каждого человека. Т.е. данные системы возникают и существуют вследствие определенных причин и устранением этих причин можно добиться изменения общественного сознания. Т.е. не думаю, что здесь остается только надеяться на вмешательство сверхчеловеческих сил - можно и самому попытаться что-то сделать.
Но, к сожалению, когда люди каются и поворачивают, например, в сторону добра и милосердия, это гипноз или самогипноз, который мало чем лучше предыдущего, ибо вместо фашизма он приводит к инквизиции, обскурантизму, порабощению человеческого духа, и т.п. Другими словами, по очень большому счету, бессмысленно надеяться на освобождение от культов, на возможность соответствия средств цели и т.п.
По-хорошему, мне кажется, если мы видим, что какое-то явление служит причиной страдания людей и мы можем его устранить - мы должны попробовать это сделать. Хотя, полностью освободить внешний мир от несовешенств мы не сможем (так как этого не смогли сделать даже Христос и Будда). Тут можно сказать, наверное, так: "Делай что должен - и будь что будет."
Мне кажется, Ваша исходная позиция неприемлема с духовной точки зрения. Такие учения, как буддизм и веданта, признают коренной причиной всех наших проблем незнание (авидья, майя), а не злую волю плохих людей, и говорят, что истреблять надо не вредных людей, а собственные заблуждения и помрачения.
Во-первых, вроде не говорил, что нужно кого-то истреблять. В первую очередь, безусловно, нужно бороться с собственными омрачениями, а действия во внешнем мире для блага других сопутствуют этому. Т.е., например, если мы развиваем сострадание, то не нужно допускать, чтобы кто-то плохими действиями повредил другим и этим создал себе плохую карму. Т.е. из того, что первоочередная задача - борьба со своими омрачениями - не следует, что человек не имеет права делать что-то во внешнем мире. И мы можем видеть, что, например, Рерихи занимались политикой, Далай-Лама много хорошего делает "во-вне" и т.д.
Мне, наоборот, видится неприемлемой с духовной точки зрения позиция некоего оправдания, например, сталинизма. Поскольку сталинизм - в общем, это продукт грубо-атеистической системы, а религии в их чистом виде задают определенный правильный порядок вещей (например, заповедь не убий, помогай ближнему и т.п.). Т.е. религии гуманистичны, человек и его нравственное развитие занимает в них высокое место, человек - это не "расходный материал" для каких-либо целей.
|