Знаете, вы удивительно противоречиво подходите к этому вопросу. Есть очень верные суждения и странные оговорки. Типа "более развитых народов". Пар взрывается, когда давление существует. Если котел дыряв от старости, то не будет и взрыва. Это аксиома. Правильно говорить о более старых народах, а не о более развитых. Вы упомянули пассионарность, это термин Гумилева. И вы должны знать, коль им оперируете, что это временной явление у каждого этноса. И пассионарный толчек всегда переходит в акматическую фазу, затем в надлом, иннерцию и обскурацию. Европа в иннерции была почти 400 лет. Теперь она в обскурации и пар в ней создают уже инородцы. Пассионарные люди, которые оставили свою родину, чтобы влиться в этот суперэтнос. Но они не смогут этого сделать, потому что не хотят изменять самим себе и стать старыми. Поэтому они взрывают эту цивилизацию изнутри. Россия ещё молода. Поэтому котел народов в ней крепок и взрывы возможны за счет собственных сил этноса. Но этот период закончился в 20-м веке и теперь, если принять теорию Гумилева мы вступили в фазу иннерции, которая исключает взрывы, если только они не превнесены извне. Глупо, просто до полного идиотизма невежества глупо, говорить о рабских чертах народа, который в поисках правды и свободы освоил большую часть Евразии. Рабы, как субпассионарии, есть везде. В период подъема и надлома их уничтожают. Зато в период иннерции они множатся ибо о них заботятся. Дело не рабских чертах народа, которых просто нет нигде. Дело в процентном отношении пассионариев, гармоничников и субпассионариев. Ваш пример из китайской книги можно применить и к ситуации с созиданием монгольского суперэтноса - людей "длинной воли", которые стекались к Чинизу со всех краев Великой Степи. Или к основам создания казачества из бродников, а потом только уже из беглых крестьян. Но вы все-равно забыли о поморах и старообрядцах, а также о сибирском казачьем войске. Их история не менее, а может даже и более интересна. Основа суждений о рабстве - есть признак абберации близости, когда людям кажется, что за пределами города Москвы и нескольких губерний рядом дальше нет страны. Так ведь и было. Многие ли из писателей 18-19 веков побывали в Сибири в Заволжье или на Тереке? Поэтому они и не могли видеть истинных корней народа. Им казалось, что все кругом рабы и крепостные. Вот под это западничество и подпала вся интеллигенция сначала 19 века, а потом и 20-го. |